Следственному комитету РФ Гельмут Оберлендер интересен тем, что 9 и 10 октября 1942 года Зондеркоманда СС-10 «а», в которой он состоял в качестве переводчика, совершила казнь воспитанников детского дома в Ейске (Краснодарский край). Уже после освобождения города в 1943 году, в районе Широчанского хутора были обнаружены тела 214 детей. Карательная группа в своей деятельности широко использовала газовые камеры и совершила множество других преступлений, помимо Ейского.
В октябре 2019 года Следственный комитет России возбудил дело о геноциде по факту массового убийства в 1942 году воспитанников Ейского детского дома. В ведомстве напомнили, что в соответствии с Уставом Международного Военного трибунала в Нюрнберге убийства и истребление гражданского населения до или во время войны являются преступлениями против человечности. Такие преступления не имеют срока давности.
Правоохранители Канады, со своей стороны, с 1995 года расследуют дело Оберлендера. За это время состоялось несколько судов, где бывшего нациста лишали гражданства. Но каждый раз ему удавалось оспорить решение суда, о чем сообщают «РИА Новости».
И только в декабре 2019 года Верховный суд Канады окончательно отклонил апелляцию Оберлендера о возвращении ему канадского гражданства. Следственный комитет РФ, в свою очередь, заинтересовался материалами уголовного дела, проводимого в Канаде, поскольку они, помимо прочих нацистских зверств, имеют отношение к Ейскому геноциду времен Второй мировой войны.
«В рамках расследования уголовного дела о геноциде в октябре 1942 года воспитанников Ейского детского дома Главное следственное управление СК России направило запрос о правовой помощи в компетентные органы Канады с просьбой предоставить материалы уголовных дел и иных судебных процессов в отношении Гельмута Оберлендера, проверяемого на причастность к этому преступлению», — сообщает 14 февраля пресс-служба Следственного комитета РФ.
Следователи отмечают, что в 1940-х и 1960-х годах участники Зондеркоманды СС-10 «а», включая переводчиков, были осуждены. Однако Оберлендеру удалось скрыться сразу же после капитуляции Германии и тем самым избежать уголовного наказания.
В настоящее время Оберлендер настаивает на своей невиновности. По его словам, в 17-летнем возрасте его принудили примкнуть к нацистам. При этом, по словам самого Оберлендера, фашистские взгляды ему никогда не были близки. К тому же у него не было и каких-либо полномочий, которые бы позволяли ему отдавать те или иные приказы.