Джон Хантер, шотландский хирург, боролся с недугом в 18 веке. К этому времени, сифилис, распространившийся в Европе с начала 15 века, приобрел характер массовой эпидемии, а лечить его не могли. Врачи и ученые пробовали все. Им важно было понять природу заболевания, и для этого Джон Хантер пошел на рискованный эксперимент. Дело в том, что в 18 веке еще не различали возбудителей гонореи и сифилиса, Джон Хантер был сторонником теории, что у этих заболеваний — один возбудитель. Значит, к сифилису можно применять те же методы лечения, что и к гонорее.
Чтобы доказать это он привил себе в двух местах полового члена гной из уретры больного гонореей. Через несколько недель на месте прививки образовался твердый шанкр (это первый и главный признак сифилиса). Торжеству и радости ученого не было предела. Он на себе доказал, что его теория верна.
39-летний ученый, кстати, женатый, был настолько уважаем в научном сообществе, что никто не стал оспаривать его выводы. Опыт Хантера казался настолько достоверным и убедительным, что больше никто и не сомневался в его правоте.
Увы, именно этот эксперимент почти на сто лет затормозил изучение сифилиса, внеся путаницу в умы ученых. Уже другие врачи снова привили себе сифилис, чтобы доказать ошибочность эксперимента. Об этом рассказал основоположник современной венерологии, французский венеролог. Как потом выяснилось, человек, у которого Хантер брал биоматериалы для эксперимента, болел и гонорей, и сифилисом.
Филипп Рикор, который доказал это, жизнь посвятил изучению этого вопроса, и получил осуждение коллег в преднамеренном заражении сотен людей сифилисом. «В ходе исследований с 1831 по 1837 год он заразил 700 человек сифилисом и 667 гонореей. В основном это были люди, приговорённые к смерти.
Благодаря его экспериментам спор о родственности сифилиса и гонореи был окончательно разрешён. Учёные не могли не учитывать полученные Рикором результаты, но осудили методы их получения», — пишет в кратком историческом очерке академик РАМН Юрий Скрипкин.
Но тогда на конгресс Филипп Рикор заявил: «Я никогда не касался ланцетом с гноем от сифилитического больного тела здорового человека. Я инокулировал только тех, у кого уже был сифилис…А мой ученик сам себя инокулировал и заразился сифилисом».
Джон Хантер умер в 65 лет от сердечного приступа во время спора со студентами медицинской академии. Филипп Рикор тоже прожил долгую плодотворную жизнь и умер в 89 лет.
Имя его ученика, также привившего себе сифилис, истории не известно. Зато теперь первичный сифилис и гонорею можно вылечить в течение недели.