1 сентября 2014

Не Маргарита Мастера

Брошенная жена гениального писателя Михаила Булгакова коротала свои последние дни в Туапсе… «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что на свете нет настоящей, верной, вечной любви?» Это цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Представляю, с каким трепетом начала читать его дожившая до публикации первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа в 1966 году. До […]

лаппа и булг

Брошенная жена гениального писателя Михаила Булгакова коротала свои последние дни в Туапсе…

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что на свете нет настоящей, верной, вечной любви?» Это цитата из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Представляю, с каким трепетом начала читать его дожившая до публикации первая жена писателя Татьяна Николаевна Лаппа в 1966 году. До самой смерти Булгаков не сходил с ее уст. Уж кто-кто, а она знала, что настоящая, верная и вечная любовь существует…
О том, что в Туапсе живет первая жена Михаила Булгакова, вплоть до самой ее смерти в 1982 году мало кто знал. Сама она не афишировала это. И даже когда к ней на улицу Ленина, 6 приезжала писательница Мариэтта Чудакова, это прошло совершенно незамеченным.
И всплыли в памяти строчки из того же «Мастера и Маргариты»: «И я там тогда жил…с этой. Ну, как ее, с этой, – ответил гость и защелкал пальцами… –На этой Вареньке, Манечке…нет, Вареньке, впрочем, кого я не помню.»
Почему же он так жестоко изобразил ее под именем «не то Вареньки, не то Манечки», и как приговор – «кого я не помню»?
Татьяна Николаевна была дочерью богатых родителей. Большая крепкая семья. Где детям принципиально не дозволялось ничего делать по дому. Мама ей говорила: «Зачем убираешь платье?Есть горничная. Она уберет. Кто знает, сколько еще наработаешься в жизни!»
Как в воду глядела жена директора Казенной палаты Саратова…Но тогда ничего не предвещало страшных дней. И даже когда они после Таниных киевских каникул получили телеграмму: «Срочно телеграфируй. Что едешь. Миша стреляется», и то не до конца поняли, что это начало великого пути их дочери. На каникулах они и познакомились с Мишей, тогда-то он и полюбил ее. И, конечно, не застрелился от разлуки. А сам приехал к ней в Саратов и увез ее в Киев. Был 1912 год. Родители – в шоке. Мать Михаила умоляет их не жениться. Она боится, что он бросит университет, она родит ребенка…Может, поэтому они не рискнули, и деньги, присланные ей отцом, пошли на «врачебное вмешательство». Но в1913 они все-таки обвенчались.
Все двенадцать лет их супружества стали невероятной борьбой за выживание, жизнью, в которой «безропотная Таська»(как называл ее Булгаков), на самом деле проявляла чудеса героизма, которые почему-то никто не замечал…
Испытания начались практически сразу же. В 1914 году началась война. Булгаков как врач оказался близ театра военных действий и потребовал телеграммой, чтоб она приехала. В госпитале она работала при нем, враче, медсестрой. Вспоминает: «Держала ноги, которые он ампутировал. Первый раз стало дурно. Потом – ничего…»
Когда весь выпуск молодых врачей отправили в земства, она, естественно, поехала в глушь с ним. «В первую же ночь привезли роженицу. Ее муж, когда привез, сказал: «Если она умрет, и тебе не жить – убью!» «И вот роженица в операционной, теряет сознание, – вспоминает Татьяна Николаевна. – Я сидела в отдалении с медицинским учебником в руках, искала там нужные места, а Михаил отходил от нее, смотрел, говорил: «Открой такую-то страницу!» Все это потом было в его рассказах. Все, да не все, про нее – ни слова.
Там же Булгаков пристрастился к морфию. Об этом чудовищном периоде он тоже много писал (рассказ «Морфий») Таська бегала по аптекам, покупала ему снадобье, он посылал ее за наркотиком в другие районы, чтоб не догадались. Они ругались, теряя самообладание, однажды он запустил в нее горящий примус, в другой раз целился из браунинга. Она стала обманывать его: впрыскивать вместо морфия дистиллированную воду. Терпела упреки, депрессию, лечила любовью. Постепенно произошло отвыкание. Как врач он понимал, что случилось чудо.
А потом грянула революция, гражданская война. Он с белой армией бежит на Кавказ, но падает в тифозном жару, она опять-таки чудом вывозит его из белого стана, лечит, и когда приходят красные (большевики), он просто больной в тифу врач. Поэтому их не тронули.
А голодная зима 1921 года в Москве, куда они перебрались! Объективные строчки из его дневников и писем: «Мы с женой голодаем, оббегал всю Москву, нет места», «Бедной Таське приходится изощряться изо всех сил, чтоб молотить рожь на обухе и готовить из всякой ерунды обеды. Но она молодец! Одним словом, бьемся оба, как рыбы об лед!», «Таськина помощь для меня не поддается учету. Она спасает мне массу энергии и сил, оставляя мне лишь то, что сама не может сделать:колку дров и таскание картошки…»
Булгаков много работает, одно время даже актером в бродячем театре. А по ночам – пишет. В те годы рождалась его «Белая гвардия». У него невероятно стыли руки, и она грела на керосинке воду в тазике и подносила к столу, чтоб он мог окунать их, согревать и писать дальше свои бесценные шедевры…
Был еще один пласт их отношений, которые не рассказать – значит не раскрыть души Татьяны Николаевны. Это взаимоотношения писателя с другими женщинами.
Он любил, когда им восхищались. Любил быть в гостях один. Предупреждал ее: «Имей в виду, если ты встретишь меня на улице с дамой, я сделаю вид, что тебя не узнаю!»
А в начале 1924 года, когда его дела уже шли на поправку, была работа, деньги, первые гонорары, когда появились друзья – появились и женщины. Стремительно развивался его роман с приехавшей из-за границы Любовью Белозерской. «Давай разведемся, – как-то сказал он жене. – Мне удобней говорить, что я холост. Но жить будем по-прежнему вместе». Она пошла и на это! И даже когда он привел свою новую любовь в их комнату и сказал «Пусть Люба живет с нами – ей негде жить», она и это стерпела.
Лишь однажды сорвалась, вспыхнула. Но тогда они уже жили порознь. Он – с Любой, она – одна, надеясь на его возвращение. Вышла первая его книга – «Белая гвардия».Он на радостях заскочил к ней показать. Татьяна открыла первую страницу и увидела посвящение. Не ей, а Любови Белозерской. «Мог бы и мне первую книжку посвятить, – сказала она. – Все-таки мы столько пережили, я тебе воду грела…» «Ну ты знаешь, она попросила, я отказать не смог,» – ответил Булгаков. «Ну и забери назад свою книжку!» – совсем не склонная к театральным жестам Татьяна Николаевна кинула ее к его ногам…
Она его ждала всегда. Но когда он женился в третий раз на своей последней любви – Елене Шиловской, поняла, что больше ей ждать нечего.
Обычная жизнь обычной советской служащей – она занималась переплетным делом, уехала в Сибирь, там встретила друга семьи Дэвида Кисельгофа. С ним и перебралась в Туапсе. Неожиданностью для нее стал роман Валентина Катаева «Алмазный мой венец», в котором он, вспоминая писателей начала века (этому и посвящен роман), вспомнил и ее – с теплотой и любовью. «Татьяна Николаевна была добрая женщина…Она деликатно и незаметно подкармливала в трудные минуты нас, друзей ее мужа, безалаберных холостяков.» И в еще одном абзаце гениально раскрыл суть характера Михаила Булгакова и женской судьбы его «Таськи». «Впоследствии, – пишет Катаев, – когда синеглазый прославился и на некоторое время разбогател, он надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах…развелся со старой женой, изменил круг знакомых и женился на некой … Называл он ее на английский лад Нэнси».
А Таська стала Татьяной Николаевной Кисельгоф. Она и похоронена как Лаппа-Кисельгоф. Впрочем, и Натали покоится под фамилией Ланская, но разве она для всех нас и для своего Александра не осталась Натали?
[dropcap]Говорят, что перед смертью, в бреду Булгаков звал ее. Но никто не знал, где ее найти. Да и не до нее тогда было. Мучительно, долго кончался Булгаков, и в минуты просветления стонал: «За что мне такая смерть?» А она умерла мгновенно. Упала на кухне от инсульта и ударилась головой о батарею.[/dropcap]

К Татьяне Лаппа, жене Булгакова…

Газетные публикации живут недолго. Прочитали — и забыли. Хорошо, если что-то останется в памяти или в душе. Бывает, что какая-нибудь статья вызовет целый скандал, но и тут, пошумят, поговорят, а все равно захлестнет следующий день с его новыми делами и хлопотами, вестями. Но статья про Татьяну Николаевну Лаппа, первую жену великого русского писателя Михаила Булгакова, которую наша газета опубликовала почти пятнадцать лет назад, снова и снова возвращает к себе. На этой неделе в редакцию пришел гость — писатель из Ставрополья Николай Федорович Блохин. Он пишет исследование «Булгаков на Кавказе», сидит в архивах, изучает документы. И вот обнаружил, что первая любовь Михаила Булгакова, та, с которой он был на Кавказе и пережил много невзгод, последние свои годы жила в Туапсе и похоронена здесь же.
– Я нашел в интернете ваши статьи о Татьяне Николаевне, – говорит он, – узнал, что после публикации по инициативе местных жителей на ее могиле поставлен памятник, а сама могила благоустроена. Очень хочу побывать там, поклониться памяти Татьяны Николаевны. Помогите найти ее могилу!
И вот мы вместе с Эльзой Шамильевной Берестовской, в прошлом работником культуры, ныне – ветеранским активистом, ведем гостя к Татьяне Николаевне Лаппа. А по дороге рассказываем, что действительно, до публикации только несколько человек знало, что в Туапсе жила первая жена Булгакова. Сама Татьяна Николаевны не афишировала это. И, кстати, Эльза Шамильевна была с ней знакома, и не сразу Татьяна Николаевна ей открылась.
– Я работала в библиотеке, – рассказывает она. – А Татьяна Николаевна была постоянным посетителем. Она интересовалась современными журналами и особенно — Булгаковым, которого начинали печатать в те годы много. И как только приходил журнал «Москва» или «Новый мир», я ей писала открыточку, и она приходила. Была величественная дама, как из 19 века – пожилая, но статная, такая недоступная, как будто вокруг себя мысленно огораживала круг. Но в то же время очень простая, как все умные люди. Я робела перед ней, но иногда мы разговаривали. И вот однажды я имела нахальство с ней поспорить. Она считала, что Булгакову не понравились бы современные экранизации его пьес. А мне они нравились. В конце концов я сказала: «Не нам с вами об этом судить!» Она вскинула на меня свои царственные глаза и, выдержав паузу, ответила: «Ну не вам-то точно. А мне можно!» В запальчивости я спросила: «Это почему же?» Он ответила: «Потому что я была его женой» Я чуть не упала. Попрощавщись, Татьяна Николаевна вышла, как сейчас вижу – с авоськой в руке, а в сетке — треугольные пакетики молока и журнал «Москва». Конечно, я отпросилась, догнала ее под предлогом проводить, взяла за руку, и так мы дошли до дома. «Вы понимаете, что вы – достояние страны, – спросила я ее. – Ведь все, что вы знаете, надо записывать». «Я все помню!» – спокойно ответила она.
И точно. Когда к ней приехал писатель Леонид Паршин и три дня записывал на магнитофон ее воспоминания, он удивлялся ее удивительной памяти.
…Так за разговорами мы незаметно пришли к кресту – такой памятник установлен на ее могиле. Прочитав в газете об этой женщине, семья депутата ЗСК и почетного гражданина города и района Александра Савельевича Яровенко благоустроила скромное захоронение, установив памятник и красивое надгробие с цитатой писателя о первой жене. Инициатором всего этого была жена Александра Савельевича Наталья Геннадьевна.
…И вот мы по ступеньками поднимаемся к по-прежнему ухоженной могиле. В вазе – цветы. И мы принесли.
– Здравствуйте, дорогая Татьяна Николаевна, – вдруг сказал писатель. – Я так долго к вам шел. Так рад встрече…
Уже возвращаясь обратно, он признался:
– Чем больше я изучаю жизнь Булгакова, тем больше поражаюсь тому, какие великие, какие самоотверженные женщины были рядом с ним. Татьяна Николаевна — первая из трех жен, удивительная. По моему мнению, она спасла для мира великого писателя. Она вывезла его в тифозном бреду с Кавказа. А до этого она спасла его от наркотиков. Она была ему верной помощницей и другом. Поэтому я хотел ей поклониться. Спасибо туапсинцам за память о ней, за то, что вы помните ее, любите и чтите.

Светлана Светлова

 

7 декабря 2025

Миссия «архангелов»

Туапсинский округ во второй раз принимал участников инструкторского курса по оказанию первой помощи

Фото: Эльмира Эвладова

Если кто-то из туапсинцев в середине ноября оказался бы в районе заброшенного лагеря близ Лермонтово, то мог стать свидетелем очень важного события. А именно – финального этапа курса по оказанию первой помощи для инструкторов, который вот уже в пятый раз организовывает Центр тактической подготовки «Архангел» совместно с Народным фронтом в Краснодарском крае.

Туапсинский округ принимает «архангелов», как они сами себя называют, уже во второй раз. Осенью прошлого года село Лермонтово стало площадкой для проведения самых первых учений по оказанию первой помощи, которые провел ЦТП «Архангел». Как оказалось, выбранная локация идеально подошла для того, чтобы волонтеры могли применить все полученные на курсе знания и отработать умения на практике. И вот снова в ноябре, в заброшенном детском лагере 32 активиста «Молодежки Народного фронта» из 20 регионов России учились спасать жизни.

Читать далее
2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее