22 августа 2017

Счастливый человек Богдан Ванцар

Он усмирил туапсинскую акваторию. Продлил жизнь 100-летнему Кадошскому маяку. С его именем связана самая красивая современная достопримечательность Туапсе – башня на площади. Но главная мечта его жизни не осуществилась. И все равно – он счастливый человек, наш земляк, Богдан Ванцар.

Богдан Ванцар, заслуженный работник транспорта Российской Федерации и Кубани: Я был счастлив, как и любой человек из нашей команды, поскольку тогда мы получили полную свободу творчества, подкрепленную финансами и полномочиями. Оставалось только работать и творить. Не всем так везет в жизни.


Когда мы побывали на Кадошском маяке и рассказали читателям об этом уникальном самом старом здании Туапсе («ТВ» от 03.12.2016 г), в редакции раздался звонок. Это был наш давний читатель и автор Богдан Васильевич Ванцар. Много лет он возглавлял Морскую администрацию порта, при нем в городе появилась знаменитая башня на главной площади, туапсинцы ласково называют Чупа-чупсом, но и кроме этой достопримечательности он принимал участие во многих других проектах.

Оказалось — и «начинял» столетний маяк современной аппаратурой. Мы попросили рассказать его об этом, и, как всегда бывает с интересными людьми, разговор ушел далеко за пределы маяка. Но начали мы все-таки с него!

 

– Кадошскому маяку грозила участь остаться памятником, но мы продлили ему жизнь, заставив его работать в составе новейшей навигационной системы порта Туапсе, – пояснил Богдан Васильевич. – На маяке установили радиомаяк, системы навигации – нашу ГЛОНАСС и американскую GPS. Мы построили там антенное поле, увеличив радиус его досягаемости, установили телефонную связь с городом, обеспечили непрерывное энергоснабжение. Теперь экипаж судна может, выходя из Босфора, определить свои координаты с точностью до одного метра.

– Сигнал с лампы на маяке достигает 35-ти километров!
– Всего 35-ти. Это 19 морских миль. А до Босфора – более 490 миль. Вот и считайте. Сейчас услугами маяка могут пользоваться не только моряки, но и летчики.

– Богдан Васильевич, а что вы еще строили в порту?
– За 9 лет, сколько я был начальником морской администрации порта, мы завершили десять дорогостоящих и сложных проектов. Причем нередко одновременно. Представьте такую картину в порту. Один плавкран строит пассажирский причал № 7, другой укладывает тетраподы при ремонте Юго-Западного волнолома. А на внутреннем рейде земснаряд ведет дноуглубительные работы. И баржи снуют туда-сюда, вывозя грунт. В первую очередь мы инвестировали объекты, в которые не вложит деньги ни один предприниматель. Потому что они не дают отдачи в материальном плане. Но именно на эти цели и шли в основном портовые сборы, которые поступали к нам в валюте .

– Юго-Западный волнолом? Сейчас Росморпорт объявил о о начале его реконструкции…
– Юго-Западный волнолом гасит жестокие удары волн, и высота волны поднимается при ударе о него до 50-ти метров! Туапсинский порт не сможет существовать, если Юго-Западный волнолом разрушится. Тут простым ремонтом не отделаешься. Мы в свое время заказали проект ученым, они выполнили наш заказ на высоком профессиональном уровне. Сначала они обследовали всю длину волнолома с морской и внутренней стороны. Снимок любого повреждения массивов-гигантов ложился нам на стол. Причем, в цветном изображении. Именно так мы обнаружили большую дыру в одном из массивов, предположительно от торпеды подводной лодки. После реконструкции акватория стала спокойней: тетраподы, уложенные по всей длине перед волноломом, принимают первый удар волны, волны разбиваются, не доходя до массивов гигантов.

– Богдан Васильевич, а как вам удалось убедить начальство построить такую необычную башню для «обычной» диспетчерской? Я говорю о главной достопримечательности города — башне на площади.
– Проект долго выбирали, хотелось чего-то действительно необычного, чтобы потом это стало визитной карточкой города. Но с другой стороны я прекрасно понимал, что в министерстве транспорта меня не поймут. Проект зарубили бы в первом же кабинете. Для москвичей не понятно, зачем оборудование, которое необходимо было устанавливать в порту Туапсе, помещать в такую роскошную архитектуру? По их мнению, можно сделать дешевле и проще. А то, что это центр города Туапсе, что туапсинцы любят свой город, и что площадь – наше лицо – все это москвичи учитывать не собирались.
Поэтому с проектом башни решили в Москву не ехать. А сначала утвердить проект в архитектуре края и согласно разрешению начать стройку. Так и сделали. Я начал стройку, а потом через пять месяцев поехал в Москву согласовывать проект с нашим ведомством. Поскольку стройку уже останавливать было нельзя, и проект был согласован в крае, в Министерстве нас выслушали и позволили нам представить проект и успешно защитить его. Другого варианта-то не было!

– Почему в стране в тот период все стройки были заморожены, а ваши процветали?
– Портовые сборы! Они поступали в долларах США. Я постоянно находился под пристальным взором контролирующих органов и «заботой» врагов. Пример. Однажды в начале 2002 года в кабинет входят две женщины. «Мы из контрольно-ревизионного управления при Президенте России». Показывают удостоверения. За две недели, а работали они с утра и до позднего вечера, они перелопатили каждую бумажку в бухгалтерии и еще в архиве покопались. Завершив работу, зашли ко мне попрощаться. «Мы впервые встречаем такой порядок в ведении бухгалтерской документации. Извините за беспокойство». Через два месяца пришла благодарность от Президента РФ Владимира Владимировича Путина:«За эффективную работу, умение инициативно действовать в непростых условиях. За помощь стране в пополнении казны «живым рублем».
Итак, начав строительство башни в феврале 2000 года, уникальный объект сдали в эксплуатацию в марте 2002-го. Там разместилась служба управлением движением судов и глобальная морская система связи безопасности (ГМССБ) в нашей зоне. Черное море (как и все другие моря и океаны) поделено на зоны, за которые «отвечает» конкретный порт. Наша зона — в восточной части Черного моря. Все оборудование размещено на горе Кадош и в башне. Добавлю, что ни в одном порту мира нет такого сооружения. Я посетил почти все порты Европы, а также основные порты Америки и Азии. Но нигде не видел такой изящной и привлекательной башни.

 

– Какая страна вас поразила больше всего?
– Южная Корея. Там самая развитая портовая сфера в мире. Поскольку экономика Кореи контактирует с миром посредством морского транспорта исключительно, то порты там – главная составляющая инфраструктуры страны. Я был в порту, грузооборот которого тогда равнялся сумме грузооборота всех портов России, вместе взятых. Порт был похож на город, внутри которого курсировали автобусы по расписанию, были свои закусочные… Технологии погрузки – почти совершенные. По возможности изучали мы и экономику порта.

– А что-то интересное как туристу удалось увидеть?
– Все, чем знамениты эти страны. Но традиции и культура поведения мне были чуждыми. Запомнил корейский ресторан. Нас попросили снять обувь и сесть на пол, скрестив ноги. Но из наших это не удалось никому. Два часа предполагаемого удовольствия превратились в два часа пытки. Не помню, что мы ели, помню только, что держался, чтобы не упасть. Потом, сколько организаторы ни приглашали нас покушать, мы предпочитали питаться за свой счет в европейском ресторане. Хоть это было и дорого.
В Нью-Йорке нас принимал начальник морской администрации порта, чей офис был в одной из башен-близнецов, взорванных террористами 16 лет назад. Я там был, поднимался на этих лифтах и видел город с высоты птичьего полета.
Но больше всего поразило вот что. Если МАПы в России выполняли надзорную функцию за имуществом портов, то в ведении нашего американского коллеги были аэропорты, мосты, тоннели, весь городской транспорт – за исключением метрополитена. Масштаб его деятельности трудно было даже представить, имея в виду, что бюджет одного Нью-Йорка почти равен бюджету большой страны. Он рассказал, как весь порт Нью-Йорка пришлось перенести из центра в загородную зону из-за пробок. На мой вопрос о налогах, он сообщил, что ничего не платит! Правительство города сняло с него эту обязанность – лишь бы исправно функционировала вся транспортная структура города. Когда 11 сентября 2001 года случился страшный теракт, и башни-близнецы рухнули, для меня это была и личная трагедия. Наш коллега из Нью-Йорка и его команда находились там.

DCF 1.0

– Богдан Васильевич, а что стало с вашей мечтой построить порт Кадош?
– Этот проект не осуществился. А родился он в противовес другому проекту. Команда портовиков разработала проект расширения (реконструкции) Туапсинского порта. МАП должен был финансировать проект. Поэтому мы заказали экспертизу в профильном институте. А вывод: «Концепция развития ТМТП технически неверна, экологически опасна и экономически нецелесообразна.» О чем я доложил в Министерство. Ответ пришел неожиданный: нам поручили самим заказать проект. Что мы и сделали. Наш проект предусматривал, кроме самого порта в районе горы Кадош, еще и большую социальную программу. Проект был утвержден в Госдуме, прошел 38 согласований и экспертиз, мы с главным инженером Владиславом Георгиевичем Резонтовым представляли его на форумах в Сочи, Санкт-Петербурге и даже в Каннах. Везде он вызывал большой интерес. Но…правительство приняло решение строить порты на Северо-Западе. Но частично проект все-таки реализовали! Мы построили и ввели в эксплуатацию новые глубоководные причалы 1-а и 1-б для наливных грузов. Те самые, которые торжественно открывал Владимир Путин. Профинансировал проект Александр Савельевич Яровенко, тогда — генеральный директор ООО «Роснефть — Туапсенефтепродукт».

– Вы проработали в Туапсинском порту 44 года, наверное, знали многих легендарных людей?
– С Семеном Лазаревичем Чертковым, директором судоремонтного завода, я познакомился в 1960-м году. Он приходил в диспетчерскую порта по поводу постановки судов на ремонт к причалам СРЗ. Рассказывал всякие байки, анекдоты, слушали его всегда с удовольствием. Игорь Михайлович Шаповалов, знаменитый начальник порта, прибыл в порт в июле 1960 года. Я работал тогда в порту сменным диспетчером. То есть, как минимум раз в сутки приходилось с ним контактировать. Под его руководством я прошел все должности на погрузрайоне порта и в июне 1964 года стал главным диспетчером порта. Их имена носили бункеровщик «Семен Чертков» и сухогруз «Игорь Шаповалов». Это были энергичные и глубоко порядочные люди. Только мы тогда не знали, что их будут называть легендами…

21 апреля 2024

Звездный прогноз недели с 22 по 28 апреля 

Овен 

Хорошая неделя. Вам удастся сделать то, что потом станет недоступным. Пользуйтесь моментом, берите все, что позволяет вам жизнь. К выходным станет  что-то меняться в ваших дальних планах. Радуйтесь, а не расстраивайтесь. Все – к лучшему.

гороскоп гороскоп

Телец 

Неделя начнется скучно, вы будете таить обиду, необоснованную ничем. Вам покажется, что вас мало ценят. Но это не так. Если вы сдержите свои негативные эмоции и сохраните невозмутимость, вскоре узнаете, насколько вас любят и ценят. Это проявится в разных областях жизни. Звезды также предупреждают, не хвастайте, не навлекайте зависть. 

Читать далее
14 апреля 2024

Звездный прогноз недели с 15 по 21 апреля 

Овен 

Вы снова займетесь тем, что когда-то показалось вам бесперспективным. У вас появилась новая информация или вы сравнили  итоги, поэтому мнение поменялось. Стоит обратить внимание на свою внешность. Где-то вас встретят «по одежке».

гороскоп гороскоп

Телец 

Первые два дня недели самые важные. Не туда свернете, все пойдет наперекосяк. Однако, звезды говорят, вряд ли вы ошибетесь. Вы все четко понимаете, знаете, что делать, о чем говорить, а что держать при себе. В конце недели ждите визита и сюрприза. 

Читать далее
7 апреля 2024

Звездный прогноз недели с 8 до 14 апреля 

Овен 

Невероятно везучий период. Будете наслаждаться этим везением, а некоторые моменты даже не заметите. Но поблагодарите ангела-хранителя. Стоит позаботиться о будущем, построить планы. То, чего вы добивались, добьетесь легко, несмотря на мрачные прогнозы со стороны.

гороскоп гороскоп

Телец 

Период переосмысления и переоценки. Вы к чему-то шли, достигли цели, а теперь задумались, надо ли вам все это. Звезды предупреждают, что менять планы поздно и не продуктивно. Идите тем путем, который выстроили. И все будет хорошо. Не упускайте шанс. 

Читать далее
31 марта 2024

Звездный прогноз с 1 по 7 апреля 

Овен 

Благоприятный период. Новости станут более оптимистичными. На работе все утрясется. Ваши силы укрепятся, а трудности отступят.

гороскоп гороскоп

Телец 

Неделя напряженная. Все будет на грани. Вы успеете все в самую последнюю минуту. Вам крупно повезет, потому что другие опоздают. Вы будете волноваться об отсутствии какой-то бумажки, а на самом деле не хватать будет более важного документа. Но все равно вы своего добьетесь. 

Читать далее
24 марта 2024

Звездный прогноз недели с 25 по 31 марта 

Овен 

Вы будете волноваться за успех дела, и неожиданно обретете помощника. Но расходы возрастут. Вам предстоит интересное путешествие, скорее всего, не в одиночку. Постарайтесь все сделать заранее. Иначе в последний момент просто не успеете что-то важное. 

гороскоп гороскоп

Телец 

В целом неделя вполне успешная. Вы спокойны и защищены. Теперь волноваться не о чем. Но возникнет задача, которую надо решить, чтобы сохранить то, что имеете. Решение вы найдете. Не исключено, в начале недели что-то забудете. Однако, быстро исправите ситуацию. 

Читать далее