22 марта 2016

Судьба особого назначения

Знаете ли вы, что Россия до сих пор является лидером в разработке и производстве жидкостных ракетных двигателей, не имеющих аналогов в мире? И до сих пор космическая программа США базируется именно на российских двигателях. А у истоков создания этих двигателей и специального отдела по контролю за надежностью ракетных двигателей стоял наш земляк, туапсинец Александр Владимирович Мозговой.

Его мироощущение и физическое состояние совершенно противоречили его возрасту. Он удивлял и восхищал собеседников своим остроумием, бесподобным юмором и всеобъемлющей жаждой жизни.

Копия (3) radial-stainless-steel
Судьба свела его с очень интересными людьми. Он часто летал с Сергеем Королевым на Байконур, где происходили испытания ракет, обсуждал рабочие моменты с генеральным конструктором, создателем жидкостных ракетных двигателей Алексеем Исаевым. Был знаком с первым космонавтом Юрием Гагариным. В Ленинградском военно-механическом институте вместе учился и дружил с будущим космонавтом Георгием Гречко, будущим генеральным конструктором Уткиным…
Он был прирожденным инженером-механиком, испытателем и просто интересным человеком. В последние годы жил в Туапсе. Несмотря на возраст, оставался активным и жизнерадостным, много путешествовал, совершал горные прогулки, писал книги и делился интересными наблюдениями и воспоминаниями с читателями «Туапсинских вестей». Он любил Туапсе всей душой, любил природу, животных, знал, наверное, все лесные тропки в окрестных горах. Его мироощущение и физическое состояние совершенно противоречили его возрасту. Он удивлял и восхищал собеседников своим остроумием, бесподобным юмором и всеобъемлющей жаждой жизни.
О том, что его не стало, мы узнали от его сына – Сергея Мозгового.
Приехав в Туапсе и разбираясь в многочисленных рукописях отца, сын обнаружил почти готовые книги – о людях Туапсе, об истории семьи, личные воспоминания из детства в годы войны. Сергей Александрович поставил цель доработать книги отца и опубликовать их. Несомненно, они будут иметь успех, потому что содержат редкие исторические факты, фотографии и написаны интересным живым языком.
В одном из блокнотов сын увидел номер телефона «Туапсинских вестей» и позвонил нам.

Туапсинец в четвертом поколении

Александр Мозговой родился в семье, оставившей большой след в истории нашего города. Его дед Иван Данилович Мозговой был первым «Народным следователем» города Туапсе. Жила семья на ул. К.Цеткин, 7. А другой дед – Михаил Николаевич Бучнев пользовался небывалой славой в Туапсе как первый паровозный машинист Туапсинского железнодорожного депо. Отец Александра Мозгового – Владимир Иванович, военный инженер-строитель, участвовал в строительстве многих объектов по стране, в том числе дороги Туапсе-Сочи. В предвоенное время он возводил военные укрепления в Латвии, так как все уже понимали, что войны с Гитлером не избежать. Тем не менее, 21 июня 1941 года семья Мозговых получила долгожданный отпуск и отправилась в Туапсе, к родственникам. Однако, на выезде из Латвии поезд остановили. Владимир Иванович Мозговой получил приказ вернуться в часть. Семья отправилась в Москву, а потом и в Туапсе. «Не волнуйтесь, – улыбался дежурный наркомата, оформляя документы из Москвы до Туапсе и продовольственный паек для супруги и сына Владимира Ивановича. – Война завершится до того, как у вас закончится отпуск». Увы..

Детство в годы войны

Александр Мозговой с детства отличался непростым характером. И если он принимал решение, то не менял его ни при каких обстоятельствах. Война уже полыхала, семья Мозговых находилась в это время в Туапсе. Когда получили письмо о том, что глава семьи в очередной раз ранен и находится в госпитале, 13-летний Александр удрал из дома и самостоятельно добрался до Белого моря через Сталинград и Ярославль. Он хотел быть рядом с отцом – на фронте. Дважды беглеца на полпути возвращали домой. И пытались объяснить, что его помощь в строительстве Агойского аэродрома – тоже вклад в победу над врагом. Но Александр был упрям. Сбежал снова. И добрался-таки до отца. Сначала отец направил его работать в подсобное хозяйство Северного Флота. Александр был разнорабочим, учился токарному делу. Одновременно посещал уроки в школе рабочей молодежи. А с 14 лет был зачислен бойцом в инженерные войска Северного Флота. Таким образом, он стал самым юным участником Петсамо-Киркенесской операции (это были наступательные боевые действия войск Карельского фронта и Северного флота ВМФ СССР против войск вермахта на севере Финляндии и Норвегии).
Позже, уже после войны, он закончил с медалью школу водников в Туапсе. Учебу совмещал с работой санитара, так как семье надо было помогать. А потом без экзаменов был принят в Ленинградский военно-механический институт. Во время учебы подрабатывал в цехе чугунного литья и грузчиком на вокзале.
Институт закончил с отличием.

Прирожденный испытатель

Александр Мозговой всегда тяготел к «живой» работе и попросился после института на испытательную станцию. От стажера быстро вырос до старшего инженера. После того, как Александр сконструировал устройство для измерения параметров моделей ракет и несколько раз провел испытания, находясь в полуметре от среза сопла ракетного двигателя, начальник станции сказал ему: «Ты, Мозговой – прирожденный испытатель». На что услышал ответ: «Конечно, прирожденный. Три моих троюродных брата тоже испытатели. Владимир испытывал первые СУ, Геннадий – автомашины ЗИЛовского КБ, а Виктор – новинки подвижного состава желдортехники».
Александр Мозговой участвовал в строительстве ракетных шахт, переучивал летчиков на ракетчиков, участвовал в совещаниях по «лунной программе», работал в аварийных комиссиях, при запуске ракет. Его работа в области надежности ракетных двигателей завершилась защитой диссертации. А благодаря поддержке таких же энтузиастов и профессионалов он контролировал производство всех видов ракет в стране. И создавал совершенные ракетные двигатели, аналогов которым до сих пор в мире нет.
Конечно, Александр Мозговой состоял в партии. Однако из-за неудобного характера его политическая карьера складывалась непросто. В первый раз он еще студентом самовольно провел общее собрание колхозников в Ленинградском районе, которые по его совету осмелились снять с работы председателя и назначить нового, беспартийного, но хорошо разбиравшегося в сельском хозяйстве человека. Второй раз, уже будучи секретарем парткома предприятия, Мозговой осмелился не подписать решение о сносе «скотного двора» рабочих поселка в угоду чиновникам, желавшим поставить на этом месте гаражи для своих автомобилей. Рабочих в итоге все равно потеснили, а Мозговой навсегда потерял политическую карьеру, но с огромной радостью вернулся к инженерной работе.
В 90-е годы Александр Мозговой сильно переживал из-за развала экономики и промышленности, особенно космической, перенес инфаркт. За многолетнюю деятельность в области создания ракетно-космического оружия его наградили почетным знаком «За освоение космоса» (с надписью – «Ради жизни на земле!»). Его деятельность отмечена многими правительственными, ведомственными и партийными наградами.

Семья Мозговых – династия инженеров и военных

Сергей Александрович – сын нашего славного земляка, живет и работает в Москве. Является капитаном первого ранга, военным моряком, служил на трех проектах подводных лодок. Сейчас занимается сохранением военного и морского наследия России.
Туапсе для него очень многое значит. Он часто бывал здесь в детстве. Приезжал не просто отдыхать к родственникам. 12-летний Сергей, гордость школы, отличник по многим предметам, в Туапсе подрабатывал на овощной базе. Однажды, когда он разгружал ящики с фруктами на перекрестке у магазина «Рыба-Мясо», к нему подошла женщина с мальчиком примерно такого же возраста, как Сергей. Тыча пальцев в Сергея, она сказала сыну: «Смотри сынок, будешь плохо учиться, станешь таким же как этот мальчик». Сергея не смутила эта реплика. В семье Мозговых труд всегда был в почете. Любой труд.
Туапсе имеет уникальную историю благодаря уникальным людям. Александр Мозговой – один из них. Его жизнь продолжается в его книгах, в его сыновьях, внуках и правнуках. Как и его любовь к Туапсе. Мечта его сына, Сергея Александровича – завершить работу над книгами отца. Мы желаем семье Мозговых славных страниц в семейной истории – и новых встреч на страницах «Туапсинских вестей».

6 мая 2024

Работникам этих сфер свойственно болеть чаще других

Эксперты Минздрава проанализировали данные врачебной статистики – и составили подборку профессий, представители которых особенно уязвимы перед всевозможными заболеваниями.

Изображение: talantikam.ru

Начнем с того, что в числе наиболее типичных заболеваний у работников отечественных компаний значится ОРВИ и грипп.

И самые часто болеющие, как выяснилось – «айтишники», т.е. работники IT-сферы. Немного реже, чем они, подхватывают простуду педагоги и даже врачи. Но важно то, что «айтишники» нередко страдают и сердечно-сосудистыми недугами.

Читать далее

Рыбалка уберегает от инсульта

Группа научных работников из Голландии установила один из наиболее развлекательных и расслабляющих способов профилактики сердечно-сосудистых недугов.

Изображение: gas-kvas.com

Как показало одно из недавних исследований, работа в огороде / саду и особенно рыбалка способны помочь свести к минимуму риск развития болезней сердечно-сосудистой системы – и уберечь от инсультов.

Для этого исследования привлекли 2456 добровольцев 65-74 лет. Организаторы эксперимента отметили физиологические показатели здоровья каждого участника, включая общий уровень их физической активности.

Читать далее
4 мая 2024

В строящемся аэропорту Краснодара организуют парковку на 697 машиномест

Об этом рассказал руководитель дирекции Технического заказчика АО «Международный аэропорт Краснодар» Денис Акинфиев. Новый аэропорт столицы Кубани построен уже на 20%.

Фото: www.kuban.kp.ru

Инфраструктура будущего аэровокзального комплекса  будет включать парковку на 697 мест. Это существенно больше, чем у нынешнего Пашковского аэропорта: он располагает двумя парковками – для продолжительной стоянки, 205 мест, и для краткосрочной – 211 мест, пишет «Комсомольская Правда».

В целом же, площадь будущего 3-этажного здания аэропорта составит 83 000 м² (в 6 раз больше Пашковского), высота – 25 метров. А весь будущий аэровокзальный комплекс раскинется на 370 га, это сравнимо с площадью дачного поселка.

Читать далее

На одной из строек Краснодара выявлено почти 60 незаконно трудившихся мигрантов-нелегалов

Речь идет о строительном объекте по проспекту Образцова.

Фото: Михаил Ступин / kubnews.ru

Проверку на объекте устроили работники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по региону совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю.

В процессе проверки выяснилось, что на стройке незаконно работали 59 человек – граждане Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. В отношении мигрантов составили протоколы по ст. 18.10 КоАП РФ. Им придется выплатить штрафы, после чего их выдворят за пределы РФ.

Читать далее

В ближайшие сутки Кубань ждет резкое похолодание и заморозки

В связи с этим в крае объявлено экстренное предупреждение.

Фото t.me/mingochskk

Согласно прогнозам синоптиков, 5 и 6 мая в северных районах края и горных областях ожидаются локальные заморозки. Столбики термометров опустятся до -0,1°C и даже -3°C, пишет «Кубань 24».

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, резкое понижение температуры несет угрозу в первую очередь для сельскохозяйственных культур, цветков и завязей плодовых культур. Во избежание гибели растений от холода, аграриям рекомендовано соломой, неткаными материалами или полимерной пленкой.

Читать далее