14 февраля 2018

Так кто же дал название Индюку?

Учитель, краевед Александр Федорович Суслин из Октябрьского написал нам о других версиях названия горы Индюк. А Дина Петровна Хохлова вспомнила историю из своего военного детства. Семейство горы «Прочитал статью-беседу с юным краеведом из городской школы №5 Марией Смелой (фото) о горе Индюк в «Туапсинских вестях». («ТВ» № 51 от 23.12.2017, «Почему Индюк – не птица?») […]

Учитель, краевед Александр Федорович Суслин из Октябрьского написал нам о других версиях названия горы Индюк. А Дина Петровна Хохлова вспомнила историю из своего военного детства.

Семейство горы

«Прочитал статью-беседу с юным краеведом из городской школы №5 Марией Смелой (фото) о горе Индюк в «Туапсинских вестях». («ТВ» № 51 от 23.12.2017, «Почему Индюк – не птица?») Когда-то и я подарил внуку блокнот-самоделку о горе Индюк, она действительно очень интересная.
Гора не одна, у Индюка есть «семья» – Индюшка и Индюшонок. Индюк состоит из трех огромных глыб. Индюшка – скала с площадкой вроде верха средневековой крепости (когда-то там установили треногу, куда помещали красный флаг в память о Туапсинской оборонительной операции). Между Индюшкой и Индюшонком есть выход родника, есть и водосборник, откуда идет вода к железнодорожной станции Гойтх.

Есть мнение о том, что в годы войны в районе гор Индюк и Лысая шел артобстрел, который якобы привел к изменениям внешнего вида горы Индюк. В это трудно поверить, так как камень горы особо прочный, вулканического происхождения, его не зря использовали при строительстве тоннеля Чайка – Индюк. У подножия горы Индюк еще есть каменные плиты, не использованные при строительстве.

Так откуда взялось название «Индюк»? Тешев допускал мысль, что во время великого переселения народов в район этой горы дошли племена из Индии. Вот так просто объясняется название этой горы с корнем «Инд». Но в те далекие времена люди были неграмотные – поди проверь подлинность сказанного!

А мне вспоминается рассказ ветерана войны, что в октябре 1942 года немецкие войска на подходе к горе Индюк, рассчитав направление ветра, подожгли лес. Говорил, что всю жизнь помнился ему этот запах горящей листвы. Враг все ж добрался до вершины Индюка, даже видел панораму города Туапсе. Но 83 горнострелковая Туркестанская дивизия под командованием Лучинского, которую перебросили из Поти в Туапсе, выбила фашистские войска с Индюка.
А в 70-е годы вновь над Индюком сгустились тучи: начали выемку камня из-под Индюшки. Мощные самосвалы отвозили щебенку, чтобы доставить ее на Кубань. Но природоохранные органы нашего района не дали уничтожить памятник природы. Индюк и его «семейство» спасли.»

И остался без головы

«Прочитала в «Туапсинских вестях» статью «Почему Индюк – не птица», и не смогла не откликнуться: с этой горой связаны воспоминания о моем детстве, войне, маме.
Шел 1938 год, мне исполнилось семь лет. Мы с мамой ехали в станицу Дондуковскую, откуда она была сама родом, на поезде с сидячими местами. В то время он назывался «матриса».
– Динуля, иди скорее, а то проедем. Это – гора Индюк! Какая красавица.
За окнами медленно проплывал Индюк. Как мне показалось, огромная гора, и настоящий индюк – напыщенный, с гордо откинутой назад головой.
Началась Великая Отечественная война. Мы жили в селе Алексеевка Лазаревского района, в семи километрах от моря, а в декабре 1942 года фашистские войска были уже на перевале, от нашего села в тридцати километрах. В этом же месяце нас эвакуировали.
Домой мы вернулись через восемь месяцев. В доме – хоть шаром покати, пусто, есть нечего. И мы поехали на Кубань за продуктами. Тоннель через Шаумянский перевал был забит железнодорожным составом, чтобы враг не мог воспользоваться железной дорогой. Пришлось ехать на бортовой машине. Проезжая мимо горы Индюк, мы с мамой ахнули – куда делась его голова? Гора совершенно не была похожа на прежнюю. Одна «тушка» как-то напоминала сидящую птицу.
В середине 80-х годов мне приходилось часто бывать в тех местах. Еще много было живых ветеранов войны, очевидцев страшных ее событий. На мой вопрос, куда же делась голова Индюка, мне ответили, что на горе стояла наша батарея, которая не давала продвинуться фашистским войскам по дороге Шаумян – Туапсе. Гитлеровцы голову Индюка разбили во время обстрелов.
И все-таки, я думаю, прав был Мадин Тешев, выдвигая этническую версию названия горы – она ведь очень древняя. Хотя и, действительно, до Великой Отечественной войны была как две капли воды похожа на настоящего индюка».

Дина Петровна Хохлова, г.Туапсе

Первый печатал «Ленинский путь»

Читатели просят газету рассказать, кто это был, Мадин Тешев. Мы не раз писали об этом уникальном человеке. Патриот, подвижник, неутомимый исследователь, он вписал интереснейшие страницы в историю нашего района. Нам очень дорого то, что своими находками, открытиями Мадин Камболетович щедро и талантливо делился на страницах нашей газеты, в то время – «Ленинский путь». Вот одна из заметок в бытность краеведа научным сотрудником музея им. Полетаева.
«Жительница поселка Новомихайловского Е.И. Одинцова копала огород. Вдруг лопата наткнулась на что-то твердое. Глянула женщина на препятствие, видит – кувшин. Да большой! Сообщила о находке в Туапсинский историко-краеведческий музей. И вот наша небольшая экспедиция на месте. Оказалось, что Е.И. Одинцова обнаружила зарытый в землю пифос (пифос – в переводе с древнегреческого означает «большой кувшин»).

Чтобы извлечь его, пришлось копать на глубину почти двух метров при диаметре – три метра. Работа оказалась не из легких. Но члены археологического кружка «Одисс» Игорь Рунов, Сергей Мироненко, Рая Ерохина, Сергей Жаворонков, Наташа Курбатова и Галя Козинец трудились с увлечением. Величина пифоса достигала внушительных размеров – полтора метра в высоту и метр в диаметре.

А в это время мне пришлось находиться внутри сосуда, чтобы исследовать его содержимое. Он относится к 13 – 15 векам и представляет собой остродонный яйцевидный сосуд, сделанный из местной красной глины, емкостью до 450 литров. Подобные кувшины применяли для хранения зерна, масла, вина и других хозяйственных запасов местные жители – адыги – с древнейших времен до средних веков. К нашему великому огорчению пифос оказался раздробленным на 150 частей. Находка пифоса подобных размеров для нашей местности является редкостью и представляет большую историческую ценность».

Мадин Тешев, научный сотрудник Туапсинского музея, газета «Ленинский путь» от 2.06.1972 года.

Было много материалов и о других находках. Но было очень интересно, если бы на эту публикацию откликнулись Е.И. Одинцова или кто-нибудь из клуба «Одисс»! Уверены, им есть что рассказать и о той находке, и о других совместных с Мадином Тешевым открытиях.
Ждем писем и звонков, телефон 2-26-28.

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее