5 апреля 2018

Полюбите нас маленькими…

На пороге – новый курортный сезон, и мы, как гостеприимные хозяева, хотим предложить гостям нечто большее, чем просто море и пляжи. Почему бы не провести экскурсию по родному Туапсе, по местам, связанным с творчеством художника-передвижника Александра Киселева? Его скала стала брендом Туапсе, а 180-летие отмечается в этом году. Но для этого и знать о нем нужно […]

На пороге – новый курортный сезон, и мы, как гостеприимные хозяева, хотим предложить гостям нечто большее, чем просто море и пляжи. Почему бы не провести экскурсию по родному Туапсе, по местам, связанным с творчеством художника-передвижника Александра Киселева? Его скала стала брендом Туапсе, а 180-летие отмечается в этом году. Но для этого и знать о нем нужно побольше.

Дорого то, что понятно и доступно всем. Александр Киселев и свои картины писал так, чтобы и «маленькие люди» могли понять и прочувствовать их.

Говорят, талантливый человек талантлив во всем. Художник Александр Киселев был талантлив не только в живописи, но и в поэзии. А еще – в дружбе, в отношении к людям.
Память о себе этот скромный человек и талантливый художник оставил действительно светлую. К нему шли за советом, он мирил непримиримых, останавливал амбициозных товарищей по живописному цеху, тех же Ярошенко и Шишкина. Киселев был душой компаний и совестью Товарищества передвижников. А еще бессменным казначеем сообщества, что говорит о честности и порядочности этого человека. Любить людей – это тоже большой талант, и как-то на реплику пейзажиста Григория Мясоедова о том, что миру интересны только судьбы и чувства больших людей, Александр Киселев ответил, перефразируя Гоголя: «Полюбите нас маленькими, большими нас всякий полюбит».

«Ну какой я профессор?»

Александр Киселев уже был известным живописцем, когда вместе с семьей переехал в Петербург. И стал профессором Академии художеств. Но по воспоминаниям Якова Минченкова, уполномоченного Товариществ передвижников и устроителя выставок, и в Петербурге ему приходилось трудновато от недостатка в средствах. Киселеву надо было постоянно работать на потребу публике для сбыта своих картин.
Вот и стали некоторые современники и коллеги-живописцы добродушно называть Киселева дилетантом в живописи. А тут еще и сам скромный Киселев откровенно сознавался: «Ну, какой я профессор? Это так, когда другого нет. А согласился потому, что все же я хоть вреда не сделаю никому, не навяжу никому своего, что у меня есть плохого. Так и говорю своим ученикам: вы меня слушайте, а делайте так, чтоб на меня не было похоже».
Преподавание его сводилось к доброжелательным собеседованиям с учащимися. Своим ученикам он запомнился так: «…У него все выходило безобидно и немного скользяще, подчас красиво. То, что было в картинах Киселева, лежало и в основе его натуры. Все это увязывалось со светлыми, радостными тонами его пейзажей, немного идеализированных и подкрашенных, но в которых все же была культурная умелость и искренность чувства».

«Не беда, что в малину меня вы манили…»

Александр Киселев любил своих учеников, их горячность, их молодой натиск, их мечты о будущем. В своей большой академической квартире устраивал занятные и оживленные вечера.
Киселев и читал стихи, и сам сочинял. Главным образом басни, они были гладко написаны и остроумны. Красивая легкая рифмованная шутка давалась ему свободно. Иногда молодежь просила его написать скороговорку, «да подлиннее, чтоб язык можно было сломать».
Вытаскивали кресло на середину зала, усаживали в него Киселева. А он, наклонив набок голову, еще больше прищуривал левый глаз и –готово:

На мели мы лениво
Налима ловили,
А в домике цветами
Алела малина.
За малиной цвела лебеда.
Не беда,
Что в малину меня
Не любя, вы манили,
Что про все вы забыли,
А меня в том винили –
Вот в этом беда!

Пробовали юные гости читать записанное и со смехом «ломали язык» на половине. Иногда вечера превращались в настоящую поэтическую дуэль, итогом которой зачастую становился триумф Киселева. Ему даже в шутку начинали собирать на памятник при жизни. Александр Александрович со свойственной ему иронией предлагал установить его в Зоологическом саду. А в качестве первого камня давал спичечный коробок. Кстати, художник дома из таких коробков строил замки причудливой архитектуры.

Мультипликатор

Гостям Туапсе, города с брендом «Скала Киселева», можно еще рассказывать, что Туапсе – город кинематограф – у нас снималось немало фильмов, и мультипликации – здесь родился и вырос замечательный художник-мультипликатор Михаил Алдашин. Но какое к этому отношение имеет Киселев? Во-первых, он жил в Туапсе, значит, был туапсинцем. А, во-вторых, Александр Александрович и сам делал попытки анимационных картин!
Вот как писали об этом современники Киселева: «Молодежь начинает играть на рояле, петь, а Киселев достает большой альбом и кладет на стол. Товарищи переворачивают страницы альбома, и смех не умолкает. В альбоме каждая страница перерезана пополам. Открывается первый лист – видите портрет известного лица, наклеенный на страницу альбома и перерезанный пополам. Перевертываете нижнюю половину листа, и к верхней половине портрета присоединяется теперь совершенно несоответствующая нижняя часть фигуры от другого портрета. Так, например, вы видите вначале портрет во весь рост бывшего прокурора синода Победоносцева с елейным выражением лица и в благочестивой позе. Перевертываете нижнюю часть страницы, и перед вами появляется фигура Победоносцева, отплясывающая канкан в юбке балерины».

Домик у моря

Да, чтобы кормить семью, порой талант приходится разменивать по мелочам, это и нам знакомо. И Киселев не был исключением. Он, изнывая под тяжестью житейских забот, вынужден был писать ходовые вещи, которые публика любила и раскупала для украшения гостиных.
Как пейзажисту, ему просто необходимо было выезжать на этюды, а это было дорого, если ехать на Кавказ или в Крым, особенно с семьей. Так у него и явилась мысль завести свой уголок, свою дачу-мастерскую, где можно было бы дешево жить и работать. Это предприятие казалось не таким дорогим, требовалась только единовременная затрата на постройку. Содержание же дачи должно было стоить не дороже найма чужого помещения.
– А главное, – говорил Киселев, – подумайте: вы приезжаете в свою мастерскую, свет, удобства для работы, никто и ничто вам не мешает. Какая продуктивность в работе, какая независимость!
Вот так и началась, собственно, туапсинская страница жизни Александра Киселева. На Кавказском побережье чуть ли не даром раздавались участки с условием, чтобы на них были построены жилища. Киселев выбрал участок в Туапсе, на горе у скалы Кадош. Чего лучше: перед глазами море, Кавказ, горы. Для художника — рай!
«Я видел море, очами жадными простор его измерил», – повторял в восторге Александр Александрович.
С большими затруднениями, войдя в долги, построил он свою дачу и с увлечением стал писать кавказские горы и море.
… И вот тут самое время показать гостям и курорт, и скалу!

Писать так красиво

И в Туапсе Александр Киселев не только писал стихи, но и прекрасно читал произведения великих поэтов. Пушкин венчал пьедестал. На поэтических вечерах у Киселева ставили парадное кресло, садясь в которое Александр Александрович читал Пушкина. Он говорил: «Всем настоящим, здесь присутствующим, и будущим, еще не народившимся поэтам! Пишите, что хотите, но научитесь писать так красиво и с такой легкостью, как писал достоуважаемый ваш коллега Александр Сергеевич. Без натуги и потуги».
Александр Киселев очень ценил искренность и легкость. Как в общении, так и в творчестве.
…Дорого то, что понятно и доступно всем. И свои картины писал он так, чтобы и «маленькие люди» могли порадоваться, прочувствовать. Ведь он любил их. Маленькими и большими. Просто потому, что иначе – не мог.

7 декабря 2025

Миссия «архангелов»

Туапсинский округ во второй раз принимал участников инструкторского курса по оказанию первой помощи

Фото: Эльмира Эвладова

Если кто-то из туапсинцев в середине ноября оказался бы в районе заброшенного лагеря близ Лермонтово, то мог стать свидетелем очень важного события. А именно – финального этапа курса по оказанию первой помощи для инструкторов, который вот уже в пятый раз организовывает Центр тактической подготовки «Архангел» совместно с Народным фронтом в Краснодарском крае.

Туапсинский округ принимает «архангелов», как они сами себя называют, уже во второй раз. Осенью прошлого года село Лермонтово стало площадкой для проведения самых первых учений по оказанию первой помощи, которые провел ЦТП «Архангел». Как оказалось, выбранная локация идеально подошла для того, чтобы волонтеры могли применить все полученные на курсе знания и отработать умения на практике. И вот снова в ноябре, в заброшенном детском лагере 32 активиста «Молодежки Народного фронта» из 20 регионов России учились спасать жизни.

Читать далее
2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее