11 апреля 2021

«Волга» и «Matra Djet»: на каких автомобилях ездил Юрий Гагарин

Почему первый космонавт стеснялся ездить на подаренной иномарке, и сколько всего машин было в гараже легенды советского космоса

Юрий Гагарин, был, как известно, большим любителей автомобилей. После своего триумфального полета в космос Гагарин стал самым известным человека на планете и желанным гостем в любой стране мира, где ему дарили различные подарки. Одним из самых дорогих презентов в коллекции первого космонавта стал автомобиль Matra-Bonnet.

Этот компактный спорткар весом всего в 660 кг Юрий Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA на выставке 1965 года во Франции. Французы не могли не заметить интереса Гагарина к автомобилю, и по возвращению в Москву космонавта ждал подарок — новенькая Matra-Bonnet Djet V небесно-голубого цвета. В то время подобный автомобиль был сродни машинам из фантастических рассказов: 2-местное купе с элегантным пластиковым кузовом, новаторской среднемоторной компоновкой, дисковыми тормозами на всех колесах и спартанским салоном. Под капотом находился 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8. Разгонятся автомобиль мог до внушительной на то время скорости 173 км/ч при 70-сильном моторе. До 100 купе разгонялся за 13,2 секунд. По нынешним меркам, очень медленно.

Та самая небесно-голубая Matra-Bonnet Djet V, подаренная Гагарину французами
Фото: провсё.рф

Говорят, из-за этого автомобиля Гагарин чуть не схлопотал выволочку от секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова. Один из югославских журналов поместил в своем номере фотографии первого космонавта, с интересом разглядывавшего Matra-Bonnet во время поездки в Париж. Подпись же к фото была слишком язвительной: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».

От гнева Суслова космонавта спас начальник первого отряда космонавтов Николай Каманин, который объяснил, что подарок от французов Гагарину посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол СССР в Париже Зорин.

В музее первого космонавта можно увидеть черную «Волгу», на которой ездил Гагарин. О судьбе бежевого ГАЗ-21 сегодня ничего неизвестно
Фото: gagarinm.ru

На иномарке Юрий Гагарин ездил нечасто, несмотря на то, что очень любил свой Matra-Bonnet Djet V. Уж слишком выделялся автомобиль тогда на дорогах – этакая «летающая тарелка» среди советских машин.

После трагической смерти своего владельца в 1968 году спорткар долгое время стоял в Звездном городке, а затем у вдовы космонавта его выкупил литовский коллекционер Кястутис Индзюлис.

Помимо французского спорткара у Гагарина были две «Волги» ГАЗ-21: бежевая и черная. Бежевую с номерами 12-04 ЮАГ космонавт, по слухам, приобрел сам. А вот черную «Волгу» с салоном цвета неба и номерами 78-78 МОД подарил Совмин. У этого автомобиля тоже есть своя легенда. Якобы, во время визита Гагарина на Горьковский автомобильный завод работники спросили, нравится ли машина космонавту. Гагарин честно ответил, что авто хорошее, но иногда возникают проблемы. Тогда на заводе всего за ночь перебрали гагаринскую «Волгу», после чего неполадок в автомобиле больше не было. Сейчас увидеть черный ГАЗ-21 с номерами 78-78 МОД можно в Мемориальном музее первого космонавта в г. Гагарине. А вот о судьбе бежевой «Волги», к сожалению, ничего не известно.

И еще один факт. Оказывается, водительские права первый космонавт получил уже после своего знаменитого полета. Экзамен Гагарин сдавал на общих основаниях – без блата и протекций. Как вспоминал принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин «отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…».

3 июня 2025

Ой, всё подорожало: что происходит с ценами

В России дорожают продукты, коммуналка и услуги: что ждёт потребителей этим летом

Цены на продукты, коммунальные услуги и услуги общепита в России продолжают расти, и эксперты предупреждают: этим летом ситуация может усугубиться. Причины — погодные аномалии, новые законодательные требования и общая экономическая ситуация. Рассказываем, что происходит и как это скажется на кошельках россиян.

Аграрный сектор второй год подряд страдает от погодных аномалий, из-за чего цены на овощи, ягоды и другие продукты стремительно растут. Картофель, клубника и черешня уже стали «роскошью», и в ближайшие месяцы ситуация может ухудшиться. В Госдуме приняли в первом чтении законопроект, обязывающий производителей пищевых продуктов строго соблюдать ГОСТы. Идея направлена на повышение качества продукции, но у неё есть обратная сторона: производители заявляют, что переход на новые стандарты потребует значительных затрат на исследования, изменение рецептур и модернизацию производства. Это неизбежно приведёт к росту цен.

Читать далее

Цены на бензин в России могут резко вырасти этим летом

В России этим летом ожидается заметное подорожание бензина, предупреждают эксперты. Цены на топливо могут расти в два раза быстрее, чем обычно, — до 1,5% в месяц против привычных 0,5%. В Москве, по прогнозам, стоимость 95-го бензина может достичь 65 рублей за литр. Почему это происходит и насколько вероятно дальнейшее повышение цен?

Основная причина — сезонный фактор. Лето — время отпусков и дачных поездок, что резко увеличивает спрос на бензин. Кроме того, активно идут сельскохозяйственные работы, где используется дизельное топливо, которое тоже дорожает. Однако рост цен связан не только с повышенным потреблением.

По данным экспертов, в первом квартале 2025 года производство бензина в России сократилось на 1,5% по сравнению с прошлым годом. И это при том, что в 2024 году страна уже столкнулась с топливным кризисом, так что база для сравнения была и без того низкой. Сокращение предложения на фоне растущего спроса создаёт дополнительное давление на цены.

Читать далее
30 мая 2025

Краснодарский край испытывает дефицит квалифицированных рабочих: 24,5 тысячи вакансий ждут специалистов

В Краснодарском крае сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих: на рынке труда открыто 24,5 тысячи вакансий, сообщили в Центре занятости населения региона. Основной акцент приходится на промышленность, строительство и сельское хозяйство, которые вместе составляют 60% всех предложений.

Наиболее востребованы специалисты в следующих сферах:

Кроме того, в регионе открыто 81 тысяча вакансий для рабочих и служащих. Значительная часть из них — 35% — относится к образованию и здравоохранению. Школы и детские сады ищут учителей, педагогов и воспитателей, а медицинские учреждения нуждаются во врачах, медсёстрах, фельдшерах и фармацевтах.

Читать далее

В Москве предотвращён теракт, готовившийся по заданию украинских спецслужб

Москва, 30 мая 2025 года — В столице России задержан местный житель, планировавший теракт в месте массового скопления людей, сообщили в Следственном комитете РФ (СКР).

По данным СКР, в ходе обыска у подозреваемого изъят мобильный телефон, в котором обнаружена переписка с куратором из украинских спецслужб. Злоумышленнику было поручено забрать самодельное взрывное устройство (СВУ) из тайника в лесопарке на западе Москвы. Сотрудники правоохранительных органов оперативно обнаружили и изъяли СВУ.

В отношении задержанного возбуждено уголовное дело по статьям о приготовлении к теракту (ч. 1 ст. 30, п. "а" ч. 2 ст. 205 УК РФ) и публичном оправдании терроризма (ст. 205.2 УК РФ). Суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу.

Читать далее

Как эффективно работать с китайскими производителями электроники: инсайды с фабрик Шэньчжэня

Китай остаётся мировым лидером в производстве электроники — от ноутбуков до смарт-часов. Но как найти надёжного поставщика, избежать проблем с качеством и получить конкурентные цены? Мы отправились на фабрики Шэньчжэня, чтобы разобраться в тонкостях работы с китайскими производителями и поделиться полезными советами для оптовиков и предпринимателей.

Фото создано с помощью ИИ: giga.chat

Шэньчжэнь — сердце электронной промышленности Китая. На одной из местных фабрик мы увидели, как собирают ноутбуки и планшеты. Рабочие в специальной униформе устанавливают операционные системы, тестируют устройства и упаковывают их для отправки. Здесь всё заточено под массовое производство: три линии собирают технику, адаптированную для российского рынка — с русской раскладкой клавиатуры и предустановленной операционной системой на русском языке.

Процесс выглядит отлаженным, но за внешней чёткостью скрываются нюансы. Например, тестовый заказ на 100 ноутбуков показал, что цена может быть привлекательной, но качество требует тщательной проверки. Это первый урок для предпринимателей: даже на проверенной фабрике нельзя полагаться на случай.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее