9 сентября 2021

Вкус туапсинского чая

Мы приехали в гости к жителю Папоротного Юрию Касумяну в полдень. Сбор чая уже был завершен, и листья, разложенные на специальной сушилке, уже начали свой процесс превращения в заварку. Вот он, самый северный в мире чай – туапсинский, из Папоротного

ХРАНИТЕЛЬ ЧАЯ

Юрия Касумяна в районе знают многие. Его можно встретить в администрации Октябрьского поселения – он депутат, в горах, где у него пасека. Неугомонный человек, труженик, отзывчивый.

Хранитель Туапсинского чая Юрий Касумян. Он не смог смотреть, как в 90-е
начал погибать чай, и вместе с односельчанами взял плантацию под опеку
Фото: Анна Бурлакова

Познакомились мы после одного из наводнений. Юрий Касумян на своём грузовике спасал людей. На старом Газ-66 ехал через потоки воды. Собирал в машину людей.

Стоит добавить, что у нашего героя нет ног. В молодости после несчастного случая он остался инвалидом. Он освоил протезы, всю жизнь ходит и даже бегает на них, работает, водит машину. Трудно поверить, глядя на него, что человек на протезах.

Внучка Юрия Касумяна Ева с рождения с ними на плантации, можно сказать, выросла здесь. Ей еще только предстоит узнать и об истории туапсинского чая, и своем удивительном дедушке, которого здесь называют туапсинским Маресьевым. А пока она просто купается в любви и растет. Ей только исполнится год
Фото: Анна Бурлакова


В ДОМЕ ШМАВОНА

Туапсинский чай вырос не сам по себе в горах у хутора Папоротного. Сюда в 1939 году прибыли сотрудники Сочинского института субтропических растений, они привезли семена. Решили поставить эксперимент – получить самый северный в мире чай.

В конце 30-х годов прошлого столетия местный колхоз «Советская Армения» поручил ухаживать за чаем недавнему переселенцу Шмавону Сукиасяну. Его дом стоял на окраине Папоротного, там было решено разбить плантацию. Вырастить чай из семян очень трудное дело. Шмавон холил каждый росток, полол, поливал. К войне чайные кусты уже поднялись.

Дом Шмавона сохранился, теперь Юрий смотрит на плантацию через то самое окно
Фото: Анна Бурлакова


Во время войны немцы были в Папоротном. Чуть не загубили плантацию, пустив туда пастись своих лошадей. Шмавон восстановил чай. Как рассказывают местные жители, через несколько лет после войны ученые из Сочи вспомнили об экспериментальном участке и приехали посмотреть – жив ли он. И очень удивились, увидев, что кусты цветут.


Краеведы называли Шмавона Сукиасяна кудесником чая. Местные жители утверждают, что чай из Папоротного по вкусовым качествам был признан лучшим из всех чаев, выращенных в СССР. Доказать или опровергнуть это мы не можем.

КИТАЙСКАЯ КАМЕЛИЯ

Чай как растение так и называется – китайская камелия. Потому что из рода камелиевых и обнаружен он в Китае. Потом уже его начнут выращивать в Индии, Японии, на юге Европы. В Россию он пришел из Грузии в начале прошлого века.


– У нас чай – не индийский, который, кстати, называют красным. А настоящий черный, китайский. Сорт Кымынь, в настоящее время запрещенный для вывоза из Китая. Считается одним из самых ценных сортов, – рассказывает наш проводник Юрий Касумян.

Туапсинский чай сорта «Кымынь» – из провинции Юннань и обладает характерным древесным вкусом
ФОТО: Анна Бурлакова

 

Юрий говорит, что даже не в самом сорте дело. Чай получается или чудесным, или так себе в зависимости от ветров, климата и, главное, деревьев, цветов и кустарников, которые окружают плантацию.
Есть легенда о русских селекционерах, которые впервые привезли кусты из Китая и попробовали их посадить в Грузии. Вкус чая получился совсем другой, нежели тот, что они пробовали на родине растения.
Туапсинский чай сорта «Кымынь» – из провинции Юннань и обладает характерным древесным вкусом.

РУЧНАЯ СБОРКА И РУЧНАЯ ОБРАБОТКА

– Чай не родится черным, красным или зеленым. Таковым его делает только переработка. Если лист сразу засушить – будет зеленый, а если ферментировать, то есть скрутить жгутом, заставить повялиться, а уж потом высушить – будет черный. Мы делаем черный, – раскрывает все секреты Юрий Касумян.
Чай собирают они сами и все, кто хочет – за небольшую плату. Собирать можно с 5 утра и до того момента, как солнце входит в зенит. Но, как правило, всех хватает на три – четыре часа. Непростое это дело.

 

На языке чаеводов верхние три листка и почка называются «флеш с типсом». А на китайском языке – «Бай хоа», то есть белая ресничка. «Бай-хоа» – это же «байховый»! Вот почему мы говорим байховый чай. Именно «бай-хоа» твердили китайцы купцам, нахваливая свой товар. Мол, самый лучший, только три листочка и почка.
Потом собранный чай подвяливается в специальном месте в тени. После этого скручивается. Раньше они скручивали лист руками, теперь приобрели специальный аппарат. Это и есть процесс ферментации. Скрученный лист снова вялится – и чем дольше, тем насыщенней вкус черного чая.
Из 10 килограммов свежесобранного чайного листа получается один килограмм заварки.
В доме Шмавона, под присмотром Юрия, Светланы, а теперь еще и Евы Касумян, чайный лист проходит несколько этапов ферментации. И запах в старом доме стоит потрясающий.

– Однажды девчонки пришли подзаработать, быстро собрали и много, я даже удивился, – рассказывает Юрий. – А потом глянул — там четыре и даже пять листов. А это уже никуда не годится. Пришлось им еще два часа сидеть и перебирать.

Юрий Касумян гордится, что не только вырастил чай, но и грамотно упаковал. Пожалуй, лучший сувенир из Туапсинского района
ФОТО: Анна Бурлакова

Вместе с верной спутницей жизни Светланой они вырастили двоих сыновей. И вот год назад младший сын порадовал их рождением внучки. Ева стала новым смыслом жизни для Юрия, Светланы и всей их семьи.
– Не поверите, я как будто жизнь заново начал, – улыбается Юрий Касумян. – И все, что я делаю, наполняется новыми замыслами. Понимаю, зачем занимаюсь чаем, почему хочу провести уличное освещение в Папоротный, зачем вообще жил и работал все это время. Вот ради нее, они, дети, внуки – продолжатели наших дел, и пусть они живут на счастливой земле и будут счастливы!

15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее

Почему Россия — «Родина слонов»?

Россия — родина слонов: как появилась эта ироничная фраза

Фраза «Россия — родина слонов» давно вошла в русский язык как устойчивое выражение, которое используют с иронией. Она ассоциируется с абсурдными попытками приписать своей стране первенство в любой области, даже самой неожиданной. Но откуда взялась эта поговорка и почему именно слоны стали её героями? Давайте разберёмся в истории её происхождения.

Фраза «Россия — родина слонов» появилась в конце 1940-х годов в Советском Союзе. Это было время, когда после Второй мировой войны власти начали кампанию по «борьбе с низкопоклонством перед Западом» и усиленно продвигали идею советского первенства во всех сферах — от науки до культуры. Пропаганда утверждала, что многие открытия и изобретения, приписываемые Западу, на самом деле принадлежат русским или советским учёным. Звучали лозунги вроде «Россия — родина радио» или «Россия — родина авиации», которые часто были далеки от исторической правды.

Читать далее
14 мая 2025

Почему LADA Niva остаётся любимой во всём мире несмотря на устаревший дизайн

LADA Niva, известная также как ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — это автомобиль, который появился в 1977 году и с тех пор почти не изменился. Несмотря на устаревший дизайн, отсутствие современных технологий и конкуренцию с электрокарами, Нива продолжает покорять сердца автолюбителей по всему миру. Давайте разберёмся, почему этот «советский внедорожник» остаётся популярным в 2025 году, когда рынок заполнен высокотехнологичными и экологичными машинами.

Нива создавалась для суровых условий сельской местности Советского Союза, где асфальтированных дорог практически не было. Её постоянный полный привод, блокировка дифференциала и высокий дорожный просвет позволяют преодолевать грязь, снег, песок и камни. В 1981 году Нива заняла третье место на ралли Париж–Дакар, доказав свои внедорожные способности. Сегодня, когда многие современные кроссоверы ориентированы на городскую езду, Нива остаётся настоящим внедорожником, способным справиться с экстремальными условиями. От сибирской тайги до южноамериканских джунглей — Нива не сдаётся.

Одна из главных причин популярности Нивы — её простота. Автомобиль лишён сложной электроники, что делает его невероятно надёжным в условиях, где доступ к сервисам ограничен. Двигатель 1,7 литра, механическая коробка передач и минимум электроники означают, что поломки редки, а ремонт можно провести в полевых условиях с минимальным набором инструментов. Например, в отдалённых регионах России, Африки или Южной Америки владельцы ценят Ниву за то, что она не подведёт, даже если запчастей нет под рукой. Простота конструкции также снижает стоимость обслуживания, что делает Ниву привлекательной для тех, кто не хочет тратить большие суммы на ремонт.

Читать далее

В Туапсе обследуют детей с подозрением на корь: медики призывают вакцинироваться

В туапсинской больнице обследуют нескольких детей с подозрением на корь. Медики напоминают, что от этого опасного заболевания эффективно защищает вакцинация.

Жители Туапсинского округа, решившие привиться от кори, могут это сделать в поликлинике  № 1 по будням до 15 часов в кабинете № 10.

Как отметила заведующая отделением профилактики ТЦРБ № 1 Елена Алфимович, если родители в свое время отказались прививать ребенка, вакцинироваться можно позже — уже во взрослом возрасте, в поликлинике по месту жительства.

Читать далее