Благодаря «Туапсинским вестям» теперь на интерактивной карте появится место падения самолета Павлова. Поисковики из краевой общественно-поисковой организации «Кубанский плацдарм» обнаружили читать дальше

Благодаря «Туапсинским вестям» теперь на интерактивной карте появится место падения самолета Павлова.
Поисковики из краевой общественно-поисковой организации «Кубанский плацдарм» обнаружили на склоне горы в районе улицы Весенней обломки самолета. Журналисты «Туапсинских вестей», конечно же, были рядом…

[portfolio_slideshow id=10503]

 

Неожиданное продолжение получила наша публикация о летчике Павлове, разбившемся во время воздушного боя в 1942 году в туапсинских горах. Читатели газеты обнаружили в лесу, на вершине горы возле пансионата «Весна» заброшенный памятный знак «Здесь место гибели командира авиаполка Наума Павлова». Поставлен он был около пятидесяти лет назад и почему-то школьниками из Лазаревского. В советские времена за ним ухаживали, в праздники к нему поднимались пионеры с цветами. Но потом об этом месте забыли. Журналисты «Туапсинских вестей» разыскали чудом сохранившийся маленький самодельный памятник и рассказали об этом и о самом летчике в газете и на сайте. И тут же звонок!

– Здравствуйте, вам звонят из «Кубанского плацдарма». Прочитали на сайте статью о том, что вы нашли заброшенный памятный знак на месте падения самолета летчика, командира 32 истебительного авиаполка Павлова. Но надо это доказать. Мы готовы выехать туда, проверить место падения, изучить и собрать доказательства.

Оказывается, у нас в крае недавно образовался интерактивный проект «Карта мест падения самолетов во время Великой Отечественной войны». Группа поисков Лазаревского района «Кубанский плацдарм» ищет пропавшие самолеты 236-й авиадивизии, базировавшейся в годы войны на аэродромах в Адлере, Лазаревском, Агое и Геленджике. Но на карту не наносятся точки по типу «кто-то видел», «кто-то сказал». Сначала изучается полученная от местных жителей информация, архивные материалы, потом экспедиция выезжает на место и исследует его.

– Что же там может остаться после 70-ти с лишним лет? – спросили мы у поисковиков.

– Очень много! И мы до сих пор открываем новые места падений. А иногда опровергаем старые гипотезы. Вот недавно в Хадыженске потребовалось подтвердить место гибели экипажа бомбардировщика. А стали проверять, нашли в земле обломки совсем другого самолета! По ордену Красной Звезды, найденному на месте гибели самолета, удалось узнать настоящую фамилию летчика, который там погиб. А вместе с ним имена и остальных членов экипажа.

Недавно поисковики «Кубанского плацдарма» работали и у нас, на улице Звездной. От жителей поступили письма, что там разбился самолет, они это знают от очевидцев. С помощью находок, которые сделали поисковики, с помощью сотрудников музея обороны Туапсе и кандидата исторических наук Сергея Феоктистова удалось установить фамилию героя и историю его гибели. Кстати, многие считали, что это — Павлов, но наш выезд на место расставил точки над i.

Та же история с найденным самолетом на улице Кириченко. Считалось долгое время, что там погиб один летчик. А мы выяснили, что совсем другой…

И вот крепкие мужчины из «Кубанского плацдарма» снова у нас, в Туапсе. Мы поднимаемся по крутому, сплошь усыпанному подснежниками и гиацинтами склону к вершине горы. Александр и Вячеслав у подножия одевают специальные костюмы, вооружаются металлоискателями, лопатами… Поднялись раньше нас, первыми – сноровка! И тут же на весь лес запели металлоискатели. Как выяснилось, здесь вся земля возле маленького самолетика-памятника усыпана осколками. «Музыка» приборов замолкает лишь на время, пока поисковики маленькой лопаткой извлекают из земли то, из-за чего пищит металлоискатель.
– Это шестеренка от двигателя, эти трубки – от рамы «ЯКа» (А мы знаем, что самолетом Павлова и был «ЯК»). А это обгоревшие куски кабины, мотора. Смотрите, а тут даже краска голубая сохранилась…

Через некоторое время у них уже целая горка мелких обломков самолета, бережно уложенная на рюкзаке.

– Само место падения тоже указано точно, – говорит Александр, – вот, прямо у памятника – глубокая воронка. Мы знаем, что после гибели Павлова еще в 1942 году, было проведено тщательное расследование. Самолет и то, что от него осталось, увезли в Лазаревское. А они нам указывают и на тип самолета, и на то, что это действительно самолет, которым управлял летчик Павлов.

Мы очень гордимся, что еще одна точка на интерактивной карте падения самолетов в годы Великой Отечественной войны появится благодаря «Туапсинским вестям». Теперь точно доказано, что это был Павлов. И что место это – то самое…
Может, хоть теперь там появятся цветы? Координаты падения:пансионат Весна, район кладбища; 44*4’52.70’’39 *6’25.60’’