3 марта 2015

Первой лирической песней ВОВ стало стихотворение поэта Алексея Суркова «В землянке»

Первой лирической песней Великой Отечественной войны стало стихотворение поэта Алексея Суркова «В землянке». Песня, собственно, и не предполагалась – несколько строк в стихах, которые после тяжелейшего боя в конце ноября 1941 года под Истрой, чудом выживший Сурков набросал в письме к жене. Если бы не композитор Константин Листов, попросивший «что-нибудь» для обновления репертуара, возможно, «Землянка» […]

Первой лирической песней Великой Отечественной войны стало стихотворение поэта Алексея Суркова «В землянке». Песня, собственно, и не предполагалась – несколько строк в стихах, которые после тяжелейшего боя в конце ноября 1941 года под Истрой, чудом выживший Сурков набросал в письме к жене. Если бы не композитор Константин Листов, попросивший «что-нибудь» для обновления репертуара, возможно, «Землянка» так и осталась бы под спудом…

Но нет – зазвучала сначала под гитару, потом и под оркестр, по радио, вышла на пластинках. И напрасно бдительная цензура предупреждала о том, что, дескать, строка «до смерти – четыре шага» слишком уж упадническая – песня уже «пошла» по фронтам от Севастополя и до Ленинграда. А добавили ей популярности мастерским исполнением Леонид Утесов и Лидия Русланова.
Для Суркова, в сущности, стихотворение стало произведением всей сознательной жизни – никогда уже его поэзия не поднималась до столь пронзительных и трагических высот. Настолько в унисон бились сердца тех, кто был надолго, а то и навсегда разлучен войной.

В землянке

муз. К. Листов,
сл. А. Сурков

Бьётся в тесной печурке
огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке
гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях
под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти – четыре шага.

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке
тепло
От твоей негасимой любви.

Мне в холодной землянке
тепло
От твоей негасимой любви.

Бьётся в тесной печурке
огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке
гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях
под Москвой,
Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

Я хочу, чтоб услышала ты,
Как тоскует мой голос живой.

1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее