16 марта 2015

Тамара Лазаренко: дорогами Красного Креста от Ирана до Заполярья

Копия IMG_0209

Дороги судьбы уводили ее от знойного Ирана до жгучего Заполярья. Это ее хрупкие руки без отдыха перевязывали раненых – наверное, на километры бы протянулись бинты, которыми бережно пеленала она солдат, принявших самое страшное крещение – огнем и кровью.

[quote style=”boxed”]Главным символом веры и жизни для Тамары Васильевны Лазаренко был Красный Крест. Под его светом она работала и помогала людям бороться с болезнями.[/quote]

– Конечно же, всех нас, выпускников и студентов медучилищ, техникумов, институтов, сразу вносили в списки военнообязанных. А едва мы узнали о начале войны, 22 июня 1941 года, сами отправились в военкомат, – голос Тамары Васильевны Лазаренко, грудной, с легким южным акцентом, звучит уверенно – в свои девяносто три года она сохранила прекрасную память, которая ревностно, цепко хранит все до мелочей, чуть ли не с поминутной точностью. Ее лицо, несмотря на годы – прекрасно, а с фотографии военных лет, где она с подругами, так и вовсе смотрит на нас сказочная царица Тамара. Но законы военного времени ставили под ружье и молодость, и красоту…

– Попали мы в медсанчасть 379 горно-стрелкового полка 20 дивизии, которая находилась в городе Цхинвале, – продолжает свой рассказ Тамара Васильевна. – И через несколько дней погрузили нас в эшелон… Проехали Азербайджан, проехали южный берег Каспия. А недалеко от Ленкорана (города, подарившего чудесную акацию, похожую на новорожденного фламинго, аромат цветов которой благоухает летом и на туапсинских улицах) нас высадили и привели в лес. Помню, что все время, что мы были в этом лесу, все время шел дождь. Он, казалось, промочил нас до самых костей, до нервов, до души…

Но как потом вспоминали этот дождь, как ждали подобной небесной благодати Тамара и ее однополчане в горячем как адова печь Иране, куда, как оказалось, отправили их полк! Вот так, когда вся страна мужественно сражалась с черной чумой фашизма, грянувшей с запада, они охраняли рубежи и интересы страны, а по сути, обеспечивали безопасность с юго-востока. Тамара Васильевна вспоминает, что в Иране тоже были немцы, но с приходом советских частей они буквально бежали с нефтеразработок, сдавая и доступы к горючему, и стратегические рубежи.

– И хоть кровопролитных боев особо не было, для нас медиков, Иран был очень горячей точкой во всех смыслах, – рассказывает Тамара Лазаренко. – Долгие переходы, жара, безводные пустыни все это подкашивало не меньше пули наших солдат и офицеров. Малярия просто свирепствовала. А мы, дойдя до редкого источника воды, в первую очередь поили вьючных животных, потом больных, самим чаще всего доставались последние глотки с мутным илом пополам, поэтому высасывали влагу через платок…
Выполнив свою задачу, полк, в котором служила военным фельдшером Тамара Васильевна, вернулся на Родину. Пришли в Нахичевань. После знойного Ирана это место казалось раем – кругом виноградники!

Копия IMG_0219

– Бойцы жадно ели сорванные гроздья, а потом – умирали. Ведь после долгого обезвоживания, сладкий нектар виноградного сока для кишечника – яд, –вспоминает о приходе в Нахичевань Тамара Лазаренко. А потом вспоминает, как их полк перевели в Новый Афон, как готовили к переброске в Новороссийск. А потом, полковой комиссар просто пожалел самую молоденькую девчонку из медчасти, разлучив с подругами и, как оказалось, спас жизнь.

– Под Новороссийском погибли мои подруги Земфира и Ксения, – Тамара Васильевна держит в руках старый фотоснимок, на котором они все три улыбающиеся, юные, красивые, живые. Ее красивые по-прежнему глаза уже не видят этих дорогих лиц – Тамара Васильевна ослепла полтора месяца назад, но она помнит каждую черточку на этих черно-белых фотокарточках. Как помнит и то, как шла в штаб армии в Кутаиси, пробираясь по побережью, как дошла до Агоя и даже помогала строить аэропорт, но нужно было двигаться дальше. И дошла.

– Что самое страшное было для нас, медиков, на южных рубежах? – Тамара Васильевна тут же и отвечает на свой вопрос. – Фурункулез – люди гнили от жары, малярия, кишечные заболевания, и мы буквально бессменно стояли и работали на ящиках от боеприпасов, застеленных клеенками.

На военных дорогах встретила Тамара и свою любовь – первую и единственную, с Николаем Григорьевичем Лазаренко, офицером связи. Зарегистрировали они свой брак в г.Боржоми, а в 1943 году Тамара Лазаренко демобилизовалась, так как родилась у нее дочка. Но демобилизоваться можно с фронта, из армии, а профессия и призвание – лечить людей – на дембель не отпускают.

– Муж был на фронте, когда пришло сообщение, что его дом сгорел в Курске, что погибли все, кроме маленькой сестренки, – вспоминает Тамара Васильевна. – Туда был командирован один солдат, он-то разыскал и привез практически умирающую сестренку Николая.

У восьмилетней девочки был полный «букет» – чесотка, тиф, а у Тамары – на руках малышка-дочка! Свою дочурку она оставляла на попечение соседей, а сама почти все время проводила с тяжело больной золовкой на чердаке. Девочка была слаба так, что три месяца не могла держать ложку. И Тамара кормила ее из своих рук, а заодно и потихоньку учила читать. А когда девочка поднялась на ноги, сшила ей из старых простыней что-то вроде платья. Так младшая сестренка мужа Мария и прожила у своей спасительницы-невестки до пятнадцати лет. Сейчас живет в Рыбинске, и по сей день благословляет день, когда брат нашел себе жену, а ей – ангела-хранителя…

Главным символом веры и жизни для Тамары Васильевны Лазаренко был Красный Крест. Под его светом она работала и помогала людям бороться с болезнями, работая тринадцать с половиной лет на Чукотке, два с половиной года из которых в самой северной точке Союза – городе Певеке, где ночь опускалась на полгода, где от мороза застывала кровь. А потом вместе с мужем приехала в с. Кривенковское Туапсинского района, работала в туапсинской больнице нефтяников и на скорой помощи…

– Знаю я и то, как нещадно может жечь солнце – испытала это в военном Иране, знаю, как жжет страшный мороз – Анадырь и Певек научили. Но знаю и то, что нет ничего сильнее человека, сильнее человеческого милосердия, – говорит Тамара Васильевна Лазаренко, фельдшер военного и мирного времени, прошедшая дорогами Красного Креста от Ирана до Чукотки.

6 мая 2024

Работникам этих сфер свойственно болеть чаще других

Эксперты Минздрава проанализировали данные врачебной статистики – и составили подборку профессий, представители которых особенно уязвимы перед всевозможными заболеваниями.

Изображение: talantikam.ru

Начнем с того, что в числе наиболее типичных заболеваний у работников отечественных компаний значится ОРВИ и грипп.

И самые часто болеющие, как выяснилось – «айтишники», т.е. работники IT-сферы. Немного реже, чем они, подхватывают простуду педагоги и даже врачи. Но важно то, что «айтишники» нередко страдают и сердечно-сосудистыми недугами.

Читать далее

Рыбалка уберегает от инсульта

Группа научных работников из Голландии установила один из наиболее развлекательных и расслабляющих способов профилактики сердечно-сосудистых недугов.

Изображение: gas-kvas.com

Как показало одно из недавних исследований, работа в огороде / саду и особенно рыбалка способны помочь свести к минимуму риск развития болезней сердечно-сосудистой системы – и уберечь от инсультов.

Для этого исследования привлекли 2456 добровольцев 65-74 лет. Организаторы эксперимента отметили физиологические показатели здоровья каждого участника, включая общий уровень их физической активности.

Читать далее
4 мая 2024

В строящемся аэропорту Краснодара организуют парковку на 697 машиномест

Об этом рассказал руководитель дирекции Технического заказчика АО «Международный аэропорт Краснодар» Денис Акинфиев. Новый аэропорт столицы Кубани построен уже на 20%.

Фото: www.kuban.kp.ru

Инфраструктура будущего аэровокзального комплекса  будет включать парковку на 697 мест. Это существенно больше, чем у нынешнего Пашковского аэропорта: он располагает двумя парковками – для продолжительной стоянки, 205 мест, и для краткосрочной – 211 мест, пишет «Комсомольская Правда».

В целом же, площадь будущего 3-этажного здания аэропорта составит 83 000 м² (в 6 раз больше Пашковского), высота – 25 метров. А весь будущий аэровокзальный комплекс раскинется на 370 га, это сравнимо с площадью дачного поселка.

Читать далее

На одной из строек Краснодара выявлено почти 60 незаконно трудившихся мигрантов-нелегалов

Речь идет о строительном объекте по проспекту Образцова.

Фото: Михаил Ступин / kubnews.ru

Проверку на объекте устроили работники Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по региону совместно с УФСБ России по Краснодарскому краю.

В процессе проверки выяснилось, что на стройке незаконно работали 59 человек – граждане Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. В отношении мигрантов составили протоколы по ст. 18.10 КоАП РФ. Им придется выплатить штрафы, после чего их выдворят за пределы РФ.

Читать далее

В ближайшие сутки Кубань ждет резкое похолодание и заморозки

В связи с этим в крае объявлено экстренное предупреждение.

Фото t.me/mingochskk

Согласно прогнозам синоптиков, 5 и 6 мая в северных районах края и горных областях ожидаются локальные заморозки. Столбики термометров опустятся до -0,1°C и даже -3°C, пишет «Кубань 24».

Как сообщает пресс-служба ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, резкое понижение температуры несет угрозу в первую очередь для сельскохозяйственных культур, цветков и завязей плодовых культур. Во избежание гибели растений от холода, аграриям рекомендовано соломой, неткаными материалами или полимерной пленкой.

Читать далее