8 мая 2015

Две жизни Виктора Смирнова: фронтовая и почетная трудовая

Завтра – юбилей Великой Победы. В производственных коллективах на Туапсинском нефтекомплексе с особой гордостью чествуют своих героических ветеранов. Судьба каждого из них – достойная страница истории. На крекинге, который построили в 50-х годах на Туапсинском НПЗ, работали тогда сплошь бывшие фронтовики – операторы, механики. И уж если они начинали вспоминать, то и радость, и горе, […]

Копия IMG_0897

Завтра – юбилей Великой Победы. В производственных коллективах на Туапсинском нефтекомплексе с особой гордостью чествуют своих героических ветеранов. Судьба каждого из них – достойная страница истории.

На крекинге, который построили в 50-х годах на Туапсинском НПЗ, работали тогда сплошь бывшие фронтовики – операторы, механики. И уж если они начинали вспоминать, то и радость, и горе, и поражения, и победы…

Для Виктора Смирнова, в прошлом детдомовца, Туапсинский НПЗ (а после демобилизации он приехал жить и работать в Туапсе) стал родным домом, а ребята со смены – семьей.

А он все не переставал про себя удивляться превратностям судьбы. Если бы тогда, на фронте, ему, получившему сквозное ранение в живот, ожидающему смерти на «том» берегу Днепра, сказали, что весь этот ужас останется позади и придут мирные рабочие будни, наверное, он бы не поверил. Трудно верить в хорошее, если ребенком в одночасье лишился отца и матери, оказался в детском доме, среди чужих людей…

Однажды цыганка «поймала» молодого Виктора на улице Ржева и схватила его за руку. А внимательно посмотрев на ладони, откинула руку и сказала: «Так не бывает! У тебя две линии жизни!»
Виктор тогда не мог знать – что ждет его впереди.

После окончания школы бывшего детдомовца отправили на завод. Выдали форму – рабочую одежду, дали койку в общежитии-бараке. Казалось бы, новая жизнь началась, и вдруг – война. И всех заводчан, кто не ушел на фронт в первые дни, отправили делать укрепления.

– Вдруг в самый разгар работ в еще недостроенном окопе появляются красноармейцы! – рассказывает Виктор Смирнов. – Мы оторопели, а они нам: «Бегите отсюда, фронт уже здесь». И заняли наши недостроенные укрепления…

Слушая его рассказы о войне, в очередной раз поражаешься подвигу детей, подростков, женщин, мужчин, стариков, которые в одно мгновение стали единой силой – Великим Советским народом. И эта сила выросла стеной на пути фашизма. А «кирпичики» стены – это судьбы таких, как Витя Смирнов. Вот он, измученный многодневным переходом, с такими же пацанами бредет по пыльным дорогам в Москву, на сборный пункт. Потом его в эшелоне отправляют Магнитогорск на работу в металлургический комбинат. Оттуда он попадает на фронт – добровольцем.

– Однажды, было это холодной осенью, я провалился в овраг с водой, коркой все заледенело. Не успел снять с себя одежду и выжать, как командир мне говорит: «Виктор, придется тебе идти»… Виктор был на фронте связистом, работал с разведротой. Весь фронтовой путь его – движение, с 20-килограммовой рацией на плечах…

А потом было форсирование Днепра, и снова он с выступающей на фланг группой был первым. Ночью, в глубокой тишине, еще до того, как немцы открыли переправу, им удалось перебраться на захваченный врагом берег Днепра.
После их выстроили перед строем и определили задачу.

– Не провалите, братцы, операцию, – сказал командир. И почему-то подошел к Виктору: – Если выполните – представлю к медали.
А ему вдруг стало стыдно перед ребятами, которые стояли в строю. Почему медаль ему? Почему – не всем? И он сгоряча крикнул: «От медали отказываюсь. Не надо!»

…На том берегу за ним, радистом, немцы объявили настоящую охоту. Снайперы ловили каждое его движение, потом призвали на помощь минометчика, и прицельный огонь миномета его достал…

Когда Виктора привезли в госпиталь, то врачи его определили… в морг. Он уже был без сознания. Когда пришел в себя – застонал. Перевезли в операционную, прооперировали. Вставал на ноги, учился заново ходить. Долго лечился в госпиталях, а потом уехал в Туапсе – город, по слухам и курортный, и промышленный, где можно было найти работу. Устроился на крекинг нефтезавода. Конечно, учился. Но главное, рядом были свои – фронтовики, и это фронтовое братство поддерживало и помогало. Все они вчера еще были на разных полях войны, а сейчас их «фронт» был здесь – трудовой.

– С Виктором Яковлевичем я проработал на крекинге 18 лет, – рассказывал старший оператор крекинга в 50-60-е годы Федор Шпаков, тоже фронтовик, уже, к сожалению, ушедший – и честно скажу: такого трудолюбивого работника больше не встречал. Он брался за любую, самую трудную и «черную» работу. Например, мы каждый месяц должны были останавливать крекинг, чтобы прочистить трубы – иначе работать было нельзя. Так эта чистка была наказанием для всех. А он брал лопату, штыри – и всегда шел первым, бывало так, что сам один все делал.

Впрочем, если дается вторая жизнь – надо прожить ее так, чтобы потом не задаваться вопросом – а зачем она была?
А медаль, от которой Виктор Смирнов отказался, его все-таки нашла. Уже в мирное время, когда он был на пенсии, из военкомата позвонили и попросили прийти. «За боевые заслуги», присвоенную ему еще в годы войны, вручили награду в мирное время. И она присоединилась к заводской медали «Ветеран труда», которой он гордится не меньше.
Так отразились в его судьбе два жизненных фронта – трудовой и военный, два жизненных пути простого человека – Виктора Яковлевича Смирнова.

 

В преддверии юбилея Победы на заводе сделали все, чтобы обласкать, порадовать, удивить своих ветеранов. Всем вручили юбилейные медали и специальный знак «Роснефти», выпущенный в великой дате. Все получили подарки. Для них организовали экскурсию по обновленному предприятию. Накрыли столы и дали концерт. А тех, кто не смог приехать, навестили на дому… Вот и с Виктором Яковлевичем мы встретились на одной из таких теплых встреч, ставшей для ветерана настоящим праздником.

Ветеранам обороны города Туапсе!

Немало лет прошло уже
с той даты,
В душе хранят и свято
помнят все
Когда в боях Семашхо
и Два брата
Врагу закрыли путь
на Туапсе
А в майский день
участники событий
Собрались вновь
у Вечного огня
В их жизнь и память семь
десятков влиты
Победных лет,
как кончилась война.
Да, нелегко, под тяжестью
медалей
Встречать сегодня
праздничный рассвет
Смотреть на небо,
голубые дали,
Дарить улыбки
тех военных лет
Но им дано, и сердцу
нет покоя
В те дни, когда для всех
гремит салют
Увидеть сквозь года
картину боя
И всех друзей,
что воевали тут.
Всех тех солдат, матросов,
командиров,
Вступивших здесь
на линию огня
Простых девчат, закрывших
небо мира,
От нёсших смерть налётов
«воронья»
И, отрезая немцам выход
к морю,
Земля горела, плавилась
броня,
Одно на всех вершило жатву
горе…
Враг повернул, не выдержав
огня!
В лесах остались братские
могилы,
Их будут вечно горы
сторожить,
Здесь боль утрат всем
придавала силы,
Чтоб продолжать громить
врага и жить.
Горит огонь,
Вас нынче единицы,
Слова скупы ,
но в этом нет вины.
Листают сердцем памяти
страницы,
И мысль одна –
чтоб не было войны!

Виктор Ганс,
председатель совета ветеранов ООО «РН-Туапсинский НПЗ»

14 марта 2025

Проект «Герои Кубани»
для ветеранов и участников специальной военной
операции стартует в Краснодарском крае

По поручению Президента РФ в Краснодарском крае реализуется проект

«Герои Кубани», который является аналогом федерального проекта «Время

Читать далее
8 марта 2025

Цветы для классной

Первая учительница, как вторая мама. Это не пустые слова — так и есть. Поэтому первые цветы в нашей жизни мы дарим матери, а вторые — несём самому важному для нас человеку в школе. Традиция, укоренившаяся с советских времён. Благо есть кому и ради кого её продолжать.

Анита Напсо: «Я люблю свою работу. Самая высшая награда для учителя – видеть горящие глаза детей, ощущать себя значимым человеком в их жизни". Фотограф Анна Бурлакова

Анита Напсо учит малышей в Гизель-Дере, в школе, которую когда-то сама закончила. Нам по секрету сказали другие учителя, что дети её обожают. В этом году у неё первый выпуск. В пятый класс от неё перейдут те, кого она вела с первого по четвертый. 

Анита Ашотовна вспоминает:

Читать далее
2 марта 2025

Если надо, снова пойду на фронт. История отца-одиночки, защищавшего Родину

Максим Кравченко вдовец уже шесть лет. Жена умерла от тяжелого заболевания. На нем осталось двое детей. Максим стал добровольцем в августе 2024 года

Максим Кравченко, на СВО пошел ради Родины и детей. Фотограф: Андрей Смеюха | "Туапсинские вести"

Максим отец-одиночка. Дочь Виктория закончила в Петербурге технологический университет. Сын Никита учится (на отлично) в 11 классе. Собирается в вуз, получить профессию, связанную с компьютерными технологиями.

– Почему вы решили пойти на СВО? Как дети к этому отнеслись?

Читать далее
25 февраля 2025

Школы из будущего

Еще две сельские школы в Туапсинском районе получат «Точки роста», в двух школах пройдет модернизация цифровой образовательной среды

Как прокомментировали всуправлении образования Туапсинского района, по линии краевого Министерства образования в школу No 8 города Туапсе и школу No 30 поселка Новомихайловского будут приобретены современные технологические комплексы – мультимедийные доски, ноутбуки и другие комплектующие.

«Точки роста» будут оборудо- ваны в школе No 29 села Цыпки и школе No 22 села Мессажая. Сего- дня «Точки роста» работают в 12 сельских школах.

Читать далее
7 февраля 2025

О легендарном донском атамане Матвее Платове сняли историко-документальный фильм

Посмотреть картину все желающие могут на сайте Благотворительный фонд имени Донского атамана М.И.Платова, героя Отечественной войны 1812 года

Фото: fondplatov.ru

Атаман Донского казачьего войска, генерал от кавалерии, герой Отечественной войны 1812 года Матвей Платов - культовая фигура всего российского казачества. Фильм «7 фактов о Платове – легендарном вихорь-атамане» раскрывает факты из жизни и биографии легендарного военачальника, рассказывая о его судьбе.

Режиссером фильма стал Вячеслав Саркез. От автора текст читает заслуженный артист России Сергей Маховиков. Картина создана при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Читать далее