В мае 1920 года вышел первый номер нашей газеты. Тогда она называлась «Красный маяк».
Держим историю в руках…
Мы с трепетом достаем из редакционного сейфа первый выпуск, этот пожелтевший от времени лист бумаги и, как в первый раз, изучаем его. 1920 год, газета тогда называлась «Красный Маяк». Каждый раз трудно поверить, что этот номер, первый номер «Туапсинских вестей», старше нас в несколько раз. И выпускали его люди, давно ставшие историей.
Этот царский подарок, первый номер прародительницы «Туапсинских вестей», нам сделал друг газеты, бывший руководитель городской партийной организации Анатолий Гробовец. И, право, по первому номеру видно, что газете уготовано большое будущее. Но что она будет выходить 95 лет, переживет войну, смену государственного строя, станет частью новой России и судеб многих туапсинцев – разве наши прадеды, готовившие этот номер в далеком 1920-м году, могли мечтать об этом?
95 лет – целая эпоха, и даже несколько эпох! По газете, как по учебнику истории, можно изучать период борьбы за коллективизацию и индустриализацию, время репрессий, политику, стройки, образование. В 1930 году не случайно она сменила название на «Ударник». Революция свершилась, советская власть установилась прочно – надо было ударно работать и строить новое государство. И судьбы целых поколений еще можно проследить по газете – даже через судьбы редакторов.
История не сохранила имени редактора, который был репрессирован в 1937 году. В 2000-х годах музейные работники, разбирая личные дела партийных работников, обнаружили в одном из них выписку из заседания бюро Туапсинского райкома партии. «За искажение фактов, – сказано в ней, – за пропаганду идей троцкистско-зиновьевского блока редактора газеты «Ударник» исключить из партии».
А в последние годы перед войной газету подписывал Леонид Гриневич, кстати, выходец из интеллигентной семьи потомственного дворянина (фото). Сюда, в Туапсе, он приехал лечиться от туберкулеза, а до этого жил и работал журналистом в Сибири. Перед войной и всю войну он проработал в «Ударнике». Потом бразды правления (из-за болезни Леонида Гриневича) взяла литсотрудник Клавдия Пащенко. К концу войны он не мог уже выходить из дома, был прикован к постели. В его трудовой книжке работа в газете «Ударник» помечена последней. Он умер в 1946 году…
А Клавдии Пащенко бюро горкома поручало возглавить подпольную типографию – в случае взятия фашистами города. К счастью, Туапсе отстояли, в партизаны газете не пришлось уходить. Но Клавдия Пащенко в самые трудные месяцы газету «Ударник» выпускала, и если не получалось печатать – писала от руки, на обратной стороне рулона обоев и расклеивала в людных местах. Одно время фронтовая туапсинская газета выходила под названием «Боевая стройка». Сейчас это героическое свидетельство военной судьбы газеты в экспозиции музея имени Полетаева.
– Мы стараемся как можно реже извлекать газеты из фондов, – говорит директор музея Ирина Банько. – Особенно газеты военных лет. Если вы обратили внимание, «Ударник» 30-х годов выпускал на прекрасной бумаге. А в войну бумаги не было, в ход шла любая, и этому были рады. Конечно, она обветшала и хранится хуже. Поэтому только в год 70-летия Победы мы рискнули выставить «Боевую стройку» – и то, размещая, следили, чтобы солнце не попадало на бесценные листы.
…Еще один наш легендарный редактор – Виктор Туванхо. Он, фронтовик, был прислан в газету в конце 60-х. Потомок китайских коммунистов, поверивших когда-то в революцию в России и приехавших сюда, он стал русским в душе и руководил газетой много лет. Вот его еще помнят многие, в городе живут его родные. А о Валентине Голубицкой, которая больше всех редакторов проработала здесь, читайте на второй странице – у нее юбилей.
Вспоминая 95-летнюю историю газеты, мы обращаемся к вам, дорогие читатели. Если у вас есть своя интересная история, связанная с нашей газетой – приходите, рассказывайте. Мы обязательно опубликуем. Если у вас есть ваши фото, фото ваших отцов, которые были напечатаны в газете в 50-е, 60-е годы – приносите эти газеты. И, наконец, тому нашему читателю, кто принесет самый старый номер нашей газеты – хороший приз!
А самый «исторический» номер – «Ударника», сохранившийся в музее, № 5 от 1930 года. Его передал музею в 1987 году ветеран Туапсинского комсомола Аполлон Номикопуло. Живы ли его потомки? А вдруг, и у них сохранились старые выпуски туапсинской газеты? Откликнитесь!
Ждем ваших звонков по телефону 2-82-41.
Вместе напишем и сохраним историю газеты! Чтобы и еще через 95 лет по ней изучали и нашу эпоху, и нас…