28 мая 2015

В душе всегда жила Россия

92-летняя жительница Донецка Евдокия Моисеевна Ляшко получила российский паспорт и российское гражданство. [quote style=»boxed»]Во время войны мой муж участвовал в Туапсинской оборонительной операции, защищал Туапсе… Теперь в этом прекрасном городе живу я и моя семья.[/quote] «Я всегда считала Россию своей родиной, – говорит Евдокия Моисеевна. – Словно и не расставалась никогда». Но прибыла к нам она […]

Копия IMG_8985

92-летняя жительница Донецка Евдокия Моисеевна Ляшко получила российский паспорт и российское гражданство.

[quote style=»boxed»]Во время войны мой муж участвовал в Туапсинской оборонительной операции, защищал Туапсе… Теперь в этом прекрасном городе живу я и моя семья.[/quote]

«Я всегда считала Россию своей родиной, – говорит Евдокия Моисеевна. – Словно и не расставалась никогда». Но прибыла к нам она из Донецка.

Константин Анатольевич Афанасьев, начальник миграционной службы УФМС в Краснодарском крае по Туапсинскому району:

– Для ветерана, участника войны оформление российского паспорта и гражданства России проводится в ускоренной и упрощенной форме. Мы сделали все для того, чтобы Евдокия Моисеевна как можно быстрее получила документы.

Глядя на эту статную, красивую, энергичную женщину, и не поверишь, что ей уже 92 года. Она еще и после тяжелейшей операции, добралась на поезде из Украины в Россию, к сыну в Туапсе. Конечно, то, что заставило ее уехать, и в страшном сне не могло бы присниться.

– Нынешняя власть Украины воюет с собственным народом. Это в какой стране мира такое возможно? – Евдокия Моисеевна не может сдержать глубокого возмущения. – Многие на Украине нынешний режим не принимают, не только в Донецке и Луганске. И у нас нашелся человек, сумевший организовать людей, создать ополчение – это Александр Захарченко.

– Евдокия Моисеевна, как вы чувствуете себя сегодня? Как устроились на новом месте?

– Радостно и грустно одновременно. Я рада, что теперь рядом с моими родными и близкими. Приятно получить поздравления с Днем Победы от главы Туапсинского района Владимира Лыбанева и главы города Александра Чехова. Я благодарна вниманию начальника Миграционной службы УФМС РФ в Туапсинской районе Константина Афанасьева, который приехал на дом и лично вручил паспорт и гражданство РФ. Но в душе грусть и тревога за дочь, которая в Донецке, за всех тех людей, которые сейчас там. Огромный красивый город, с полуторамиллионным числом жителей, по-прежнему в опасности. Порошенко грозит возобновить бои за взятие аэропорта и всего Донецка.

– Тот район Донецка, где вы жили, тоже подвергся обстрелам?

– И еще каким! Я жила в Киевском районе, возле аэропорта и железнодорожного вокзала. Бомбили каждый день, не переставая. Я попала в больницу на операцию, на нервной почве. А после операции дочка, внук купили мне билет, посадили на поезд и отправили подальше от этого кошмара. Тогда еще поезд ходил, хоть и не прямым рейсом, а в обход, но можно было уехать. У сына хорошая семья, я и раньше часто у них гостила. Думала и сейчас – в гости, просто приеду подлечиться. И вернусь домой. Но обстрелы города только усилились. Мой внук с семьей потом тоже уехал в Туапсе. К счастью, вовремя. В их многоквартирный дом на второй этаж попал снаряд. Это они увидели уже в Туапсе, по телевидению.

– Вы тоже в Донбассе не получали пенсию в последнее время? И как пенсия ветерана в Украине?

– Я получала 3 тысячи гривен. Много это или мало? Моя дочка Ирина, талантливейший программист, получала 2 тысячи гривен в месяц. Несколько месяцев ни пенсии, ни зарплаты мы не получали. Для власти Украины жители Юго-Востока не люди. И в этих условиях, надо отдать должное, все сплотились, помогают друг другу всем, чем могут, делятся последним куском хлеба. Кто-то на даче что-то вырастил, у кого-то закрутки остались, кто-то гуманитарную помощь получил. Соседи, родственники, друзья – все помогают друг другу. Я с тревогой наблюдаю каждый день в интернете и по телевизору, что происходит у нас, общаюсь по телефону с моими родными. Власти Украины хотят нас уничтожить и физически, и экономически. Власти ДНР изыскивают возможность начать выплату пенсий людям.

Копия DSC03240

– Наверное, нелегко для вас, пережив одну войну, попасть на другую?

– Эта война намного страшнее, потому что свои убивают своих. Мы единый народ. Я вот белоруска, муж мой украинец, мои родственники и многие соседи в Донецке русские. Мы все жили дружно. А сейчас что происходит? Уму непостижимо! Мой муж умер раньше, не увидел этого. После боев за аэропорт в прошлом году украинская армия даже забирать не стала своих же раненых и убитых. Более того, еще и заминировали, чтобы ополченцы забрать не смогли!

Мы каждого раненого выхаживали. Я участвовала в партизанском движении – в отряде им. Калиновского на территории Белоруссии. Мои братья и сестры и моя мама тоже в партизаны ушли. Так вот, мы выхаживали и больных тифом, и раненых, даже в лесу, без каких-либо условий. Однажды солдатику молодому грозила ампутация кисти – гангрена началась. Моя мама выходила его и руку ему спасла. Она вообще умела врачевать, знала многое, много книг читала, в травах разбиралась. Удивительным человеком была.

Однажды, уже после войны, мы собрались по-семейному в Симферополе. Мама, как всегда, много вкусного приготовила… И говорит, как бы между прочим: «Скоро придет Владимир Владимирович (вот так именно и сказала!), и сделает он страну самой могущественной и сильной в мире». Нам в 1979 году эти слова показались странными. А теперь мы с сестрой вспоминаем это. Откуда знать могла? А умерла мама в 99 с половиной лет в полном здравии. Никто не ожидал ее смерти. Как всегда, приготовила вкусный обед для нас, села в кресло и… все.

– Ваша сестра младшая?

– Да, Анна живет в Крыму, ей исполнилось 90 лет. Она очень счастлива, что Крым теперь в составе России. Говорит, люди даже ползком ползли на референдум, кто не мог ходить, чтобы только проголосовать за присоединение. Анна во время войны была медсестрой. Однажды уже в Польше, привезли раненых солдат. А среди них оказался наш младший брат Никита. Рослый был парень. В 12 лет помогал партизанам, а в 16 на фронт ушел. Осколком ему раздробило ногу. Ампутировать пришлось полностью. И все-таки он был жив, и это было главное. Он тоже до Победы дошел и еще работал в Симферополе. Брат Ефрем также дожил до Победы и работал заместителем председателя совнаркома Крыма.

Нас было 9 детей в семье. Погибли двое в первые дни войны. Сестру Елену бандеровцы убили. Она работала учителем на западе Украины. Брата Иосифа фашисты сожгли живьем. Остальные братья и моя сестра дожили до Победы. Мы все участвовали в партизанском движении. Я помню, как нас разбудили в 4 утра фашисты и выгнали всех на улицу. А потом сожгли наши дома, убили всех мужчин, сжигая их заживо на наших глазах. Мы собрали в платок оставшиеся обуглившиеся кости моего брата Иосифа, захоронили их, и ушли в лес. Вот так закончился мой выпускной бал в 18 лет. Вечером бал, розовое платье и туфли на каблуке, а наутро немцы, смерть, страх и полнейшая неизвестность. Но мы знали, за что воюем, пускаем под откос вражеские эшелоны. Мы верили в победу с первого дня войны.

– Скучаете по Донецку?

– Конечно. Я думаю, все, кто покинул город, скучают по родному дому и мечтают вернуться. Хотя, я счастлива в семье сына. У него хорошая жена, хорошая семья. С невесткой мы читаем, обеим нравятся философские книги. Люблю вышивать. Вот посмотрите, эту Казанскую Божью Матерь я вышила в 90 лет. В любом возрасте можно всегда найти много занятий по душе и радоваться жизни. Лишь бы был мир на земле.

…Всегда мечтала, что после войны выйду замуж, родятся сын и дочка, назову их Александром и Ириной. Все так и есть. Мой муж Николай Павлович, он был военным полковником, с ним мы служили, колеся по всей России. А потом попали в Донецк, в 1973 году. И представляете, во время войны он участвовал в Туапсинской оборонительной операции. Теперь в этом прекрасном городе живу я и моя семья, как будто он для нас защищал Туапсе…

Мой правнук 9-летний Никита, приехавший с Туапсе с родителями из Донецка, с гордостью принимал участие в акции «Бессмертный полк и нес портрет прадеда.

1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее