
– Я понял: вы бессмертны, – с грустью сказал редактор, протягивая мне вырезку из нашей газеты за 1958 год, которую ему принесли читатели. Подпись под статьей о московском фестивале молодежи и студентов была – Светлана Светлова…
Письмо из Болгарии
Да, такие вот выкрутасы выкидывает история, когда начинаешь серьезно копаться в ней. Отмечая в этом году юбилей нашей газеты, мы обратились к читателям с просьбой рассказать о своих историях из жизни, связанных с «Туапсинскими вестями», «Ленинским путем», «Ударником», «Рассветом» (все названия нашей газеты в разные годы). Но оказалось, что и у нас самих могут быть занимательные истории, как эта, с полной тезкой нашего сегодняшнего корреспондента…
Кто же такая Светлана Светлова из далеких 50-х годов? И почему она тоже писала в газету? И вообще, какая у нее судьба? И где она сейчас?
И только мы задались этими вопросами, как почта принесла нам толстый конверт. Из Болгарии! На обратном адресе – фамилия отправителя – Светлана Светлова! Ну не чудо ли?
«Мне уже 81 год, – пишет туапсинка Светлана Светлова, – детство и школьные годы мои прошли в Туапсе, училась я в Ленинградском университете на кафедре арабской филологии, работала переводчиком в Йеменском королевстве, потом в Москве, в издательстве «Восточная литература», в дипломатическом корпусе. Потом – замужество и долгие годы работы в Республике Сомали, на родине мужа, бегство с сыном от войны и жизнь в Болгарии с 1981 года.
И что странно – все эти этапы жизни, столь различные между собой, с годами покрываются словно пеленой тумана… Все это – какое-то «не мое», а «моим» остаются родной Туапсе, Ленинград и Москва – Родина…»
Тайны – раскрытые и нет
Мы попытались найти людей, которые знали Светлану Светлову. И оказалось, их много, и они до сих пор помнят и любят ее. А судьба у нее, действительно, достойна пера романиста.
Вместе с ее одноклассницей Галиной Окунь (сейчас – Галиной Абрамовной Кириченко) мы перебираем старые фотографии.
– Мы со Светкой вместе с детского садика, – показывает фото 1940 года Галина Абрамовна.
Уже на нем видно, что она – особенная. Все дети сидят рядком, в пилотках. Она одна – без пилотки, выделяется «шапкой» черных волос. «Мой кудряш, – говорит Галина Абрамовна, ласково поглаживая изображение Светки на фото. – Мы с ней за одной партой до 10 класса просидели. И столько всего было!»
Вообще вся ее жизнь была окутана тайной. Нам так и не удалось выяснить, почему она сбежала с ребенком из Сомали. Какие друзья помогли ей вырваться.
А вот тайна рождения ее раскрылась совершенно случайно. Бывшая служанка в доме бабушки рассказала одноклассникам, что маму Светы отлучили от нее с рождения. Она посмела полюбить и родить дочь от сына богатого фабриканта, сохранившего и связи, и деньги в то кровожадное время. Семья ее не приняла, по доносу ее упекли в лагеря, а ребенка (Свету) забрали. Так и жила она с бабушкой и отцом. Бабушка, в прошлом актриса, обладательница редкого колоратурного сопрано, вложила в девочку очень много. Света до школы еще ходила в балетный класс при Дворце моряков, выступала.
Другой мир
– В доме у них читали только западную литературу, – рассказывает Галина Абрамовна, – любили иностранную музыку, и она выросла с такой культурной ориентацией на заграницу. Когда мы были в первых классах, то она учила нас играть в «князьев», «графьев», о которых мы понятия не имели. Вырезала диковинные фигурки в бальных платьях из бумаги – это были наши куклы. Я потом поняла, откуда у нее это. В их доме висел большой, во всю стену портрет молодой бабушки – в таком бальном платье. В 9 классе она поразила нас всех своим сочинением. Тема – «Мой любимый герой». Естественно, что абсолютное большинство класса писало о людях, защищавших страну от фашизма. Мои одноклассники – дети войны, и военные раны все еще кровоточили, не было семьи, кому война не принесла горе или боль. Я, например, восхищалась Любкой Шевцовой и Сережкой Тюлениным. Да и у самой Светы дядя и отец воевали. Дядя – герой подводник – погиб…Возвращая сочинение Светы, учитель откровенно признался, что разочарован во вкусе любимой ученицы. Оказывается, Светка с восторгом и восхищением писала о… Тарзане! (Тогда все были увлечены этим фильмом) Но работа была, как всегда, безукоризненно грамотная, и он вынужден был поставить оценку «пять». Он так и сказал – вынужден. Света, привыкшая к похвалам, рыдала за партой…
«Золотая» девочка
(Светлана Светлова, в центре)
Несмотря на свое «диссидентство», она была очень правильная. Самая правильная в классе. Училась лучше всех. Писала лучше всех. На уроках сидела, не отвлекаясь, домашнее задание выполняла. И даже если в домах не было света, лишь уличный фонарь освещал улицу, учила урок под этим фонарем. Наши школьные учителя однажды увидели там ее за этим занятием, и с тех пор постоянно ставили ее в пример. (Уверена, что сорванная контрольная по химии 19 сентября 1952 года у самого директора школы обязательно состоялась бы, будь в тот день Светлана в школе. Она удержала бы от совершения глупости своих одуревших подружек)
И при этом ее часто можно было видеть на Сортировке между составами – она собирала с земли в мешочек уголь. К тому времени посадили ее отца, и им с бабушкой приходилось очень туго. Она бегала в горы, за хворостом для печки. Аристократичная бабушка шила на заказ. А закончив школу, конечно же, с золотой медалью, Светлана стала студенткой арабского факультета МГУ.
В Сомали, к верблюдам…
По слухам, доходившим до Туапсе, в группе было три «арабиста», и Света была лучшей. Именно в те годы она, будучи на каникулах в Туапсе, поделилась своими впечатлениями о фестивале молодежи в Москве, напечатавшись в нашей газете. Со своим мужем она познакомилась в Йемене, куда была послана на практику. Он помогал ей совершенствовать арабский, она ему – русский. Ну и понятно, что получилось из этой подготовки. Он поступил в Московский институт им. Патриса Лумумбы, и Света, вернувшись из Йемена, переводится в Москву вслед за ним. С ней проводило «беседы» руководство института, вызывали в КГБ, но она была упертая и удивительно безбоязненная. От своего араба не отказалась. В августе 1962 года привезла его в Туапсе.
– Я его не видела, – говорит Галина Абрамовна, – была в роддоме. – Но Свету встретила несколько лет спустя, когда она собралась уезжать на родину мужа – в Сомали. К тому времени и бабушка, и отец уже ушли в мир иной, и она прощалась и с ними, и с нами, друзьями…
Кто мог подумать, что эта встреча станет последней и очень горькой. И поставит точку в их дружбе!
– Я как раз прочитала в «Комсомолке» статью о том, как муж-африканец обменял русскую жену на стадо верблюдов. И спросила Свету, не боится ли она такой участи? Я волновалась за нее искренне и не думала, что нанесу ей обиду. Она вспыхнула: «Ты всегда у нас была ходячим блокнотом агитации!» – и убежала. Соседи рассказали, что она всю ночь плакала и говорила: «Как она могла так сказать? От нее я не ожидала»
И больше Света с Галиной не общались.
Бегство и возвращение
Жизнь ее за границей протекала бурно. Одноклассники, рассыпанные по миру, встречаясь в доме Галины Абрамовны, рассказывали ей о подруге, и что муж Светланы чуть ли не премьер-министр Сомали, живут они в двухэтажном коттедже, Светлана преподает арабский язык арабским детям. Кто-то передавал ее слова: «Обучаюсь езде на машине, у меня шофер итальянец и маленькая обезьянка на руках»
Прошло еще несколько лет. У четы Туриаре, наконец-то появился сын. Мальчик, Искандер, удивительный. Пел с рождения (бабушкины гены сказались!) Но прошел слух, что в Магадише прошли какие-то политические волнения, и Светлана, разведясь с мужем, вместе с сыном покинула страну. По их законам дети остаются с отцом, но друзья помогли Свете бежать и тайно вывезти сына. Осели они в Болгарии. Что здесь правда, а что фантазия – не известно.
Но вдруг Светлана появилась в Туапсе! Мальчик (арабчонок) был определен в первый класс школы № 2. Обаятельный ребенок вызывал симпатию окружающих. Жили они почти год в гостинице. Потом вернулись в Болгарию.
Как они оказались в Болгарии
Из Сомали они выбирались на итальянском корабле, который перевозил бананы. Капитан банановоза обещал довезти их до Венеции. А вот в Италии их нашло приглашение лично от супруги первого секретаря Болгарии Людмилы Живковой на ассамблею «Колокола мира».
На последние деньги они покупают билет на поезд и едут в Болгарию. И там Искандер поражает болгар своими песнями.
Болгарские газеты писали: «Из всех детей, приехавших в Болгарию показать свое искусство, более ярко сделал это маленький Искандер Туриаре–Светлов.»
С тех пор прошло 35 лет! Искандер учился в музыкально-певческой школе в Риме, закончил консерваторию в Софийской капелле, был оперным певцом. А девочка из Туапсе – Светлана Светлова – 14 июня 2015 года отметила 81-й год рождения. Она шлет привет всем знакомым и незнакомым туапсинцам…По-прежнему пишет в родную туапсинскую газету…