Весь цвет армянской церкви Юга России, представители всех религиозных конфессий, гости из Туапсе, окрестных сел, соседних городов собрались в Шаумяне, чтобы отметить юбилей церкви. И – торжество духа народа, его веры… [portfolio_slideshow id=13780]   Во вторник 8 сентября небо несколько раз расцвело ярким бликами над Шаумяном и несколько раз осыпало всех светлым дождем. И каждому такому читать дальше

Весь цвет армянской церкви Юга России, представители всех религиозных конфессий, гости из Туапсе, окрестных сел, соседних городов собрались в Шаумяне, чтобы отметить юбилей церкви. И – торжество духа народа, его веры…

[portfolio_slideshow id=13780]

 

Во вторник 8 сентября небо несколько раз расцвело ярким бликами над Шаумяном и несколько раз осыпало всех светлым дождем. И каждому такому знаку с небес присутствующие на празднике были рады.. «Бог слышит нас, – говорили все. – Он дает нам знать, что видит нашу радость и наши слезы.»

Отмечать 20-летие Шаумянской церкви приехали почти все настоятели армянских Апостольских Храмов Юга России и даже из Абхазии. И их прекрасное многоголосое пение во время служения Святой Литургии, казалось, возносилось не к четырем высоким куполам Храма, а в само небо…

Вместе с гостями из ближнего и дальнего зарубежья, вместе с самими шаумянцами в празднике участвовали и представители других духовных конфессий – Русской православной церкви, мусульман. И это было очень символично – Бог един!

– Для нас сегодня великий праздник, – сказал, обращаясь к собравшимся глава епархии юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. – Мы празднуем 20-й юбилей Шаумянской церкви. Для Бога 20 лет – это мгновение. А для нас важно, что церковь эта была построена первая в постсоветское время, первая не только в Краснодарском крае, но и по всей России…

И снова все вспомнили имена Николая и Ильи Кочьянов, Артура и Геннадия Ламзиных — наших земляков, шаумянцев, которые построили эту церковь и чьи имена высечены на каменном кресте, который стоит возле церкви.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия рушилось не только государство, но и судьбы человеческие, идеалы, ценности, все вокруг. Николай Айкасович Кочьян видел спасение в вере, в церкви, через которую многие могли обрести покой и душевный мир:

– В Бога я верил, всегда с детства – так нас воспитала бабушка. В церковь мы не ходили (ее и не было), но в мыслях я всегда представлял, что на этой горке в Шаумяне должна быть церковь. Однажды она мне даже приснилась, -говорит он. Он мечтал построить церковь. Словно услышал его Господь, и в начале 90-х в Туапсинский район приехала делегация из Армении, из Храма Сурб Эчмиадзин во главе с Архимандритом Езником. В Шаумяне тогда церкви не было – как не было храмов в Ольгинке, в Туапсе, на Горке Героев, в Новомихайловском, Георгиевском. Нигде еще не было храмов, кроме единственного – Крестовоздвиженского, который существовал все годы в Туапсе. Первую Литургию отслужили на Пасху прямо на кладбище. Вот тогда-то Николай Айкасович сказал себе: «Я построю церковь в Шаумяне!» Родственники его поддержали…

Поэтому и назвали ее Сурб Эчмиадзин, в честь главной Армянской святыни, церкви Эчмиадзин, расположенной в 100 километрах от Еревана. Григорий Просветитель, главный армянский святой, построил ее по повелению самого Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы указать Просветителю место строительства церкви.

Четыре года братья Николай и Илья Кочьяны и их племянники Геннадий и Артур Ламзины (дети старшей сестры Эстер Айкасовны Ламзиной) строили церковь. По индивидуальному проекту, почти вручную – потому что в глубинку не загонишь мощную технику. Пригласили священника и ему дом построили, чтобы жил и работал здесь. (Отец Иосиф — бессменный настоятель церкви). На освящении церкви Николая Айкасовича рукоположили в сан дьякона (он проходил специальную учебу для этого), и с тех пор он сам раз в месяц служил в своей церкви. Николай Айкасович был дважды делегатом на избрании Католикоса – Гарегина Первого и Гарегина Второго. Именно деятельность Шаумянского духовного просветителя позволила в 90-х годах сблизиться нашим народам России и Армении. Первый в истории России и Советского Союза визит Католикоса всех армян был связан с началом движения строительства Армянской апостольской церкви. На встрече с высшим руководством края в Краснодаре Католикос всех армян Гарегин Первый вручил Николаю Айкасовичу высшую награду – Орден Святого Григория Просветителя. Несколько позже уже следующий Католикос всех армян Гарегин Второй рукоположит Николая Айкасовича в сан архидьякона – с правом ношения нагрудного креста…

Где бы ни трудились Кочьяны, что бы ни строили для себя или по работе – рядом возникала церковь и были люди, которым они помогали. Так, в Новомихайловском, куда со временем переехала семья, они начинают строить вторую церковь – Николая Чудотворца. Сегодня, на крутой вершине, хорошо заметной с моря, возвышается красавица-церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. В 20 веке они возвели в Шаумяне Апостольскую церковь Сурб Эчмиадзин, 21 веке – в Новомихайловском поставили православную церковь Николая Чудотворца…

Не каждому человеку дано построить по церкви раз в сто лет… А Кочьянам это удалось…
На праздновании 20-летия Шаумянской церкви Мовсес Мовсесян освятил и еще один хачкар – армянский каменный крест, установленный во дворе церкви в память полуторамиллиона жертв армянского геноцида 1915 года.

– Поистине удивительный год, – сказал Илья Айкасович Кочьян, – год столетия армянского геноцида, 70-летия Великой Победы. И в этот великий год мы празднуем 20-летие нашей церкви. Сердце переполняется чувствами. Чем больше ей лет, чем дольше она стоит, тем больше я счастлив…

Особые чувства обуревали и другого нашего земляка – Эдуарда Арутюняна. Это он заказал второй хачкар для шаумянского Сурб Эчмиадзин.

Хачкар представляет собой стелу из камня с резным изображением креста. Тысячи таких памятников, начиная с первых веков нашей эры, находятся на территории Армении, отличаясь своими узорами, выполненными в общем стиле. Хачкары ставили по разным поводам, но основной их целью было воплощение молитвы о спасении души. В тончайших узорах орнамента древний человек видел сложные богословские конструкции. Камни-кресты устанавливали на земле, обломках скал, в церквях, на кладбищах. Эта традиция жива до сих пор. Хачкары снова стали появляться в современных городах — на территории армянских церквей. Есть они и в Москве, и в Сочи, и за границей. В Шаумяне это второй хачкар. Крест сделали в Ереване армянские мастера из туфа, заботливо перевезли и установили на Шаумянской земле. Епископ благословил за этот поступок нашего земляка Эдуарда Арутюняна. Свою благодарность он выразил и Владимиру Гогьяну, хачковору церкви, человеку, который делал на празднике матах (древний обряд жертвоприношения) и накрывал столы для всех гостей праздника.

..А праздник после Святой Литургии и проповеди Мовсеса Мовсесяна расцвел яркими красками нарядов танцевальных ансамблей из ДК Шаумяна и Союза армян России из Туапсе, песнями юных исполнителей, звуками зурны…