14 сентября 2015

Сурб Эчмиадзин в Шаумяне

Весь цвет армянской церкви Юга России, представители всех религиозных конфессий, гости из Туапсе, окрестных сел, соседних городов собрались в Шаумяне, чтобы отметить юбилей церкви. И – торжество духа народа, его веры… [portfolio_slideshow id=13780]   Во вторник 8 сентября небо несколько раз расцвело ярким бликами над Шаумяном и несколько раз осыпало всех светлым дождем. И каждому такому […]

Весь цвет армянской церкви Юга России, представители всех религиозных конфессий, гости из Туапсе, окрестных сел, соседних городов собрались в Шаумяне, чтобы отметить юбилей церкви. И – торжество духа народа, его веры…

[portfolio_slideshow id=13780]

 

Во вторник 8 сентября небо несколько раз расцвело ярким бликами над Шаумяном и несколько раз осыпало всех светлым дождем. И каждому такому знаку с небес присутствующие на празднике были рады.. «Бог слышит нас, – говорили все. – Он дает нам знать, что видит нашу радость и наши слезы.»

Отмечать 20-летие Шаумянской церкви приехали почти все настоятели армянских Апостольских Храмов Юга России и даже из Абхазии. И их прекрасное многоголосое пение во время служения Святой Литургии, казалось, возносилось не к четырем высоким куполам Храма, а в само небо…

Вместе с гостями из ближнего и дальнего зарубежья, вместе с самими шаумянцами в празднике участвовали и представители других духовных конфессий – Русской православной церкви, мусульман. И это было очень символично – Бог един!

– Для нас сегодня великий праздник, – сказал, обращаясь к собравшимся глава епархии юга России Армянской апостольской церкви епископ Мовсес Мовсесян. – Мы празднуем 20-й юбилей Шаумянской церкви. Для Бога 20 лет – это мгновение. А для нас важно, что церковь эта была построена первая в постсоветское время, первая не только в Краснодарском крае, но и по всей России…

И снова все вспомнили имена Николая и Ильи Кочьянов, Артура и Геннадия Ламзиных — наших земляков, шаумянцев, которые построили эту церковь и чьи имена высечены на каменном кресте, который стоит возле церкви.

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого столетия рушилось не только государство, но и судьбы человеческие, идеалы, ценности, все вокруг. Николай Айкасович Кочьян видел спасение в вере, в церкви, через которую многие могли обрести покой и душевный мир:

– В Бога я верил, всегда с детства – так нас воспитала бабушка. В церковь мы не ходили (ее и не было), но в мыслях я всегда представлял, что на этой горке в Шаумяне должна быть церковь. Однажды она мне даже приснилась, -говорит он. Он мечтал построить церковь. Словно услышал его Господь, и в начале 90-х в Туапсинский район приехала делегация из Армении, из Храма Сурб Эчмиадзин во главе с Архимандритом Езником. В Шаумяне тогда церкви не было – как не было храмов в Ольгинке, в Туапсе, на Горке Героев, в Новомихайловском, Георгиевском. Нигде еще не было храмов, кроме единственного – Крестовоздвиженского, который существовал все годы в Туапсе. Первую Литургию отслужили на Пасху прямо на кладбище. Вот тогда-то Николай Айкасович сказал себе: «Я построю церковь в Шаумяне!» Родственники его поддержали…

Поэтому и назвали ее Сурб Эчмиадзин, в честь главной Армянской святыни, церкви Эчмиадзин, расположенной в 100 километрах от Еревана. Григорий Просветитель, главный армянский святой, построил ее по повелению самого Иисуса Христа, который сошел с небес, чтобы указать Просветителю место строительства церкви.

Четыре года братья Николай и Илья Кочьяны и их племянники Геннадий и Артур Ламзины (дети старшей сестры Эстер Айкасовны Ламзиной) строили церковь. По индивидуальному проекту, почти вручную – потому что в глубинку не загонишь мощную технику. Пригласили священника и ему дом построили, чтобы жил и работал здесь. (Отец Иосиф — бессменный настоятель церкви). На освящении церкви Николая Айкасовича рукоположили в сан дьякона (он проходил специальную учебу для этого), и с тех пор он сам раз в месяц служил в своей церкви. Николай Айкасович был дважды делегатом на избрании Католикоса – Гарегина Первого и Гарегина Второго. Именно деятельность Шаумянского духовного просветителя позволила в 90-х годах сблизиться нашим народам России и Армении. Первый в истории России и Советского Союза визит Католикоса всех армян был связан с началом движения строительства Армянской апостольской церкви. На встрече с высшим руководством края в Краснодаре Католикос всех армян Гарегин Первый вручил Николаю Айкасовичу высшую награду – Орден Святого Григория Просветителя. Несколько позже уже следующий Католикос всех армян Гарегин Второй рукоположит Николая Айкасовича в сан архидьякона – с правом ношения нагрудного креста…

Где бы ни трудились Кочьяны, что бы ни строили для себя или по работе – рядом возникала церковь и были люди, которым они помогали. Так, в Новомихайловском, куда со временем переехала семья, они начинают строить вторую церковь – Николая Чудотворца. Сегодня, на крутой вершине, хорошо заметной с моря, возвышается красавица-церковь Николая Чудотворца, покровителя моряков и путешественников. В 20 веке они возвели в Шаумяне Апостольскую церковь Сурб Эчмиадзин, 21 веке – в Новомихайловском поставили православную церковь Николая Чудотворца…

Не каждому человеку дано построить по церкви раз в сто лет… А Кочьянам это удалось…
На праздновании 20-летия Шаумянской церкви Мовсес Мовсесян освятил и еще один хачкар – армянский каменный крест, установленный во дворе церкви в память полуторамиллиона жертв армянского геноцида 1915 года.

– Поистине удивительный год, – сказал Илья Айкасович Кочьян, – год столетия армянского геноцида, 70-летия Великой Победы. И в этот великий год мы празднуем 20-летие нашей церкви. Сердце переполняется чувствами. Чем больше ей лет, чем дольше она стоит, тем больше я счастлив…

Особые чувства обуревали и другого нашего земляка – Эдуарда Арутюняна. Это он заказал второй хачкар для шаумянского Сурб Эчмиадзин.

Хачкар представляет собой стелу из камня с резным изображением креста. Тысячи таких памятников, начиная с первых веков нашей эры, находятся на территории Армении, отличаясь своими узорами, выполненными в общем стиле. Хачкары ставили по разным поводам, но основной их целью было воплощение молитвы о спасении души. В тончайших узорах орнамента древний человек видел сложные богословские конструкции. Камни-кресты устанавливали на земле, обломках скал, в церквях, на кладбищах. Эта традиция жива до сих пор. Хачкары снова стали появляться в современных городах — на территории армянских церквей. Есть они и в Москве, и в Сочи, и за границей. В Шаумяне это второй хачкар. Крест сделали в Ереване армянские мастера из туфа, заботливо перевезли и установили на Шаумянской земле. Епископ благословил за этот поступок нашего земляка Эдуарда Арутюняна. Свою благодарность он выразил и Владимиру Гогьяну, хачковору церкви, человеку, который делал на празднике матах (древний обряд жертвоприношения) и накрывал столы для всех гостей праздника.

..А праздник после Святой Литургии и проповеди Мовсеса Мовсесяна расцвел яркими красками нарядов танцевальных ансамблей из ДК Шаумяна и Союза армян России из Туапсе, песнями юных исполнителей, звуками зурны…

 

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее