9 марта 2024

“Поезд Победы” снова приехал в Туапсе: это нужно видеть

“Туапсинские вести” побывали в первом в мире передвижном музее, осмотрели инсталляции и поговорили с посетителями

Фото: Надежда Погребняк, "Туапсинские вести"

В третий раз Туапсе встречает “Поезд Победы”. Проект, идея создания которого принадлежит творческой мастерской “Невский баталист”, начал свою работу осенью 2020 года. За это время передвижной музей посетили почти 900 тысяч человек.

В восьми экспозиционных вагонах — история, которую нельзя забыть. История стойкости советского народа, воспоминания и судьбы тех, кто приближал день Победы. Погрузиться в те далекие и тяжелые для страны дни помогает цифровой аудиогид – девушка-машинист по имени Лидия. Ее прототипом стала машинист Елена Чухнюк, которая в военные годы водила составы на фронт. Она, кстати, стала одной из первых железнодорожниц, удостоенных в годы ВОВ звания Героя Социалистического Труда. Ее рассказ с первых минут погружает в атмосферу тех нелегких и таких долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Первый вагон-плацкарт. Полон людей, каждый из которых едет своим маршрутом. Вот моряки, вероятно, возвращаются домой, весело смеются и угощают случайную попутчицу чаем. Рядом рабочие играют в шахматы, а дальше — едет летчик со своей женой, может быть в отпуск. Кто-то везет велосипед, кто-то бидоны, кто-то печатную машинку. И никто из них не подозревает, что это, возможно, последние мирные дни, и совсем скоро министр иностранных дел СССР в радиоэфире сообщит о вероломном нападении фашистской Германии и объявит о начале Отечественной войны против агрессора. Судьбы всех пассажиров этого вагона навсегда изменит 22 июня 1941 года.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

И вот уже в обычной электричке на фронт едут вчерашние курсанты, рабочие, инженеры, колхозники. Молодые бойцы внимательно слушают командира, который объясняет как правильно заполнять именной медальон. Что их ждет впереди и вернутся ли обратно — не знает никто. 

Окопы битвы за Москву, защитники Брестской крепости. “Умираем не срамя” — эта надпись, найденная на кирпичах Цитадели, – эхо стойкости советских бойцов, первыми встретивших врага, стоявших до последнего вздоха.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

В следующем вагоне я еле сдерживаю слезы. Концлагерь. Место бесчеловечных опытов над людьми, издевательств, насилия, голода, тяжелейшего физического труда. Около 11 миллионов людей умерло в этих “фабриках смерти”. То, что происходило здесь, невозможно осмыслить, нельзя ничем и никогда оправдать. Идущие впереди меня школьники на мгновение застывают перед ящиком, в котором собрана обувь тех, кого отправили на смерть. На лицах мальчишек самые неподдельные эмоции, а я уже просто беззвучно плачу.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Санитарный вагон — история военно-санитарных поездов, госпиталей на колесах. В них не только перевозили раненых и больных, но и проводили хирургические операции. В некоторых таких поездах даже размещали аптеки, где делали несложные лекарства. Подвиг военных врачей — на одной ступени с подвигом бойцов.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

“10 кругов рая” — так называли банно-прачечные поезда сами солдаты. Здесь можно было помыться, постираться, “прожарить” одежду от вшей. Зачастую такие поезда были единственной возможностью для бойцов привести себя в порядок за долгое время. Кстати, в одном из таких составов отмывали и командующего знаменитой немецкой 6-й армией, одного из авторов “Плана Барбаросса” фельдмаршала Фридриха Паулюса. Говорят, что париться в бане он не стал, просто мылся в душе.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Строительство “Дороги Победы”, открытия и разработки советских ученых во время войны, история бронепоездов — обо всем этом можно узнать в экспозициях “Поезда Победы”. В прошлом году в состав добавили вагон, посвященный трем военным трибуналам над нацистами – Нюрнбергском, Токийском и Хабаровском судебных процессах. Честно признаюсь: пройти через весь поезд нелегко. И я вздыхаю с облегчением, когда попадаю в последний вагон, посвященный окончанию войны, Победе. Вот они, герои: солдаты, медсестры, моряки, едут с фронта домой. Четыре долгих года они ждали этого, а на вокзалах их будут встречать родные и любимые.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Иду сдавать наушники, эмоции переполняют. Мальчишки-волонтеры спрашивают, все ли хорошо — видимо, выражение лица у меня еще то. Да, равнодушным проект точно никого не оставляет. Волонтеры рассказывают, что особенно благодарят люди в возрасте 30-45 лет, а вот школьникам зачастую не хватает еще большей интерактивности. 

На перрон выходит очередная группа старшеклассников, как выясняется — ученики 7 и 8 классов туапсинской школы № 3. Большая часть из них уже была на “Поезде Победы” в предыдущий приезд проекта, но в этом году решили снова пойти. Почему?

– Потому что проект важный и нужный, здесь можно реально понять, через что прошли и что чувствовали люди в то время, – отвечают школьники.

– В этом году у нас группа старшеклассников, огорчает только, что для посещения разрешены небольшие группы, очень хотелось бы, чтобы как можно больше детей смогли увидеть эти экспозиции, — говорит директор школы № 3 Наталья Травкина. – Это действительно уникальная возможность буквально из первых уст рассказчицы услышать о том, что происходило в годы войны, как жили люди. Узнать больше  об исторических событиях с помощью технологий. Проект очень нужный, масса впечатлений каждый раз. Спасибо авторам и организаторам за возможность увидеть все это.

Фото: Надежда Погребняк, «Туапсинские вести»

Ольга и Сергей Паисовы впервые пришли на “Поезд Победы”. Говорят, не могли не прийти – война забрала шестерых дедов, память о них супруги и их дети бережно хранят.

– Впечатление, конечно, до слез. Очень трогает. Практически через тебя проходит все, что видишь. Я как будто все пережила сама, – признается Ольга. – В нашей семье шестеро человек погибли на фронте, мои деды. Мы недавно узнали, что один из них похоронен в братской могиле под Геленджиком. Моя дочь приезжает туда по мере возможности, ухаживает за захоронением. Очень благодарны всем, кто не забывает историю. Хочется сказать нынешнему поколению — берегите мир, за который воевали наши родные, наши деды и прадеды. Если бы не они — нас бы не было. А благодаря им мы можем жить, радоваться, любить.

3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Экологическое лето: результаты, которые видно

Туапсинский морской торговый порт подвёл итоги летней экологической работы. Программы шли по нескольким направлениям — от городского благоустройства и воспитания эко-навыков у подростков до восстановления водных биоресурсов и технологичного мониторинга воздуха.

Трудовые отряды «Проект ЭКОПОРТ»

• 50 участников за две недели навели порядок на городских территориях  

Читать далее
30 сентября 2025

Сочинский мясокомбинат: история и современное производство

В 1937 году в курортном Сочи появился собственный мясокомбинат — производство, которое должно было обеспечить город стабильными поставками в высокий и низкий сезоны. Для советского курорта это было делом не статуса, а выживания инфраструктуры: санатории, столовые, детские лагеря, городские магазины — все зависели от ритмичной работы одного предприятия. Так складывалась роль комбината: он был частью городского хозяйства наравне с портом, водоканалом и хлебозаводом.

Сейчас. Сочи давно перестал быть «сезонным» городом, но нагрузка на пищевую инфраструктуру только выросла: туристический поток велик круглый год, а к гостям прибавились сетевые кафе, столовые у моря, гастромаркеты. В этих условиях комбинат остаётся «рабочей лошадкой» местной индустрии питания — выпускает линейку колбас и деликатесов, от варёных и варёно-копчёных до полукопчёных и сырокопчёных, а также ветчины и сосисочные изделия. Производство идёт на нескольких технологических линиях, ассортимент, по данным предприятия, превышает сотню позиций.

Традиция и обновление. На комбинате говорят о сохранении классических рецептур и параллельной доработке формул — то, что раньше называлось «стабильный вкус», сейчас поддерживается современными процедурами контроля. В 2024 году прошёл пересмотр рецептур и пула поставщиков: в числе партнёров указываются крупные российские агрохолдинги («Мираторг», «Агрокомплекс», «АгроЭко», «Агро-Белогорье», «Ресурс», «Южный мясокомбинат»). Используются говядина, свинина и мясо птицы.

Читать далее
10 сентября 2025

В Туапсинском округе произошло землетрясение

Вечером 9 сентября многие туапсинцы почувствовали землетрясение. В местных пабликах бурно обсуждали, где же был эпицентр: называли и Гойтх, и Хадыженск, и Апшеронск

По данным Обнинского сейсмологического центра, магнитуда толчка составила 4,6 балла, эпицентр точно находился в Туапсинском округе. Точнее – в урочище Котловина, что расположено недалеко от села Гунайка Четвертая, жители которого сильнее всего ощутили подземные толчки. Мы позвонили героине одной из наших публикаций, фельдшеру Анаит Мушлян, которая живет и работает в 4-й Гунайке и спросили – сильно ли тряхнуло село?

– Вы знаете, да, очень ощутимо было, мы два толчка почувствовали. Люди перепугались, стали друг другу звонить, спрашивать, что случилось, – рассказала Анаит Крикоровна. – У многих мебель шаталась, посуда в шкафах зазвенела, у кого-то даже с полок чашки-тарелки посыпались. В общем, было не очень приятно. А вот в поселке Горном, как мне рассказали, уже так толчки не ощущались, слышен был сильный гул, как будто большая машина едет, но тряски особо не было.

Читать далее
9 сентября 2025

Дарья Дьякова: «Краснодарский край создал курорты нового образца»

Исполнительный директор АНО «Геленджик-2035» рассказала, за счет чего курорты Краснодарского края за 10 лет выросли до мировых стандартов отдыха и гостеприимства.

– Какие самые главные изменения произошли в жизни края, на ваш взгляд, и что особенно впечатлило именно вас?

– Я как представитель туристической сферы хотела бы отметить, конечно же, тот факт, что курорты стали всесезонными. Это важная веха в развитии туристической сферы Краснодарского края. И это, конечно же, комплексная работа нашего краевого руководства. Сплоченная стратегическая работа, направленная на формирование нового туристического потенциала в нашем Краснодарском крае. Уже за эти 10 лет туристический поток вырос в 1,5 раза, а количество туристов возросло до 20 миллионов.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее