25 сентября 2015

Солдаты стали рожью, травой, хлебом. Памятью…

Алексей Кривопустов, руководитель Туапсинского филиала поисковой организации «Кубанский плацдарм», недавно вернулся с гор, где вместе с коллегами, поисковиками из Татарстана, провел «Вахту памяти-2015». Для поисковиков вахта памяти – это новые, обретенные с их помощью имена защитников Туапсе. [quote style=»boxed»]В этот раз еще четверо, пятеро солдат возвращаются с поля своего последнего боя. У них пока нет имен. Но они найдут покой рядом со своими товарищами, они […]

Копия DSC047120040

Алексей Кривопустов, руководитель Туапсинского филиала поисковой организации «Кубанский плацдарм», недавно вернулся с гор, где вместе с коллегами, поисковиками из Татарстана, провел «Вахту памяти-2015». Для поисковиков вахта памяти – это новые, обретенные с их помощью имена защитников Туапсе.

[quote style=»boxed»]В этот раз еще четверо, пятеро солдат возвращаются с поля своего последнего боя. У них пока нет имен. Но они найдут покой рядом со своими товарищами, они – уже не брошенные в горах.[/quote]

Ими исследовалась высота 398,6 между горой Индюк и долиной реки Пшиш. Именно там, по словам жительницы Тулы Любови Кисилевой, погиб ее отец, солдат Рузавин. Поисковики вызвались помочь женщине. О результатах экспедиции, о том, что удалось и чего не удалось, беседуем с руководителем Туапсинского филиала поисковой организации «Кубанский плацдарм» Алексеем Кривопустовым.

– Алексей, первый вопрос, может быть и не по теме – почему вместе с ребятами из Татарстана?

– В Татарстане не было боевых действий, а людей, готовых и желающих заниматься поисковой работой, много. И они отправляются по местам боев. Хорошо, когда это происходит совместно с местными отрядами, тогда меньше неразберихи. А эти отряды, мы знаем, они работали на Кубани. Серьезные ребята.

– Как вы вышли на «заказчицу»?

– Да это она вышла на всех, включая Президента России и Премьера. Писала и губернатору – везде… Нам никто не поручал эту работу, мы ей сами написали по электронке, что готовы помочь. У нее по документам папа погиб именно там. Мы уже давно работаем с обращениями граждан. В основном, в них звучит один и тот же, главный для каждой семьи вопрос – где лежит наш солдат, помогите найти место захоронения? В списках безвозвратных потерь, которые стали доступны в последние десятилетия, иногда всего три слова – «пропал без вести», иногда – дополнительная информация – «пропал без вести на высоте…», Довольно часто вполне конкретные сведения – «убит, похоронен на высоте…». Но очень часто и эти данные неверны! Списки безвозвратных потерь составлялись в условиях тяжких боев и отступлений, военной неразберихи. Зачастую они утрачены, или не составлялись вообще. Хотя был строжайший приказ – указывать места гибели и захоронения солдат и офицеров. Вот и писали практически все, что попало. К примеру, в списках безвозвратных потерь по четвертому батальону сгинувшей почти полностью под Туапсе 9-й стрелковой бригады, в графе «где похоронен», указано «Туапсинский район, юго-восточнее Туапсе». А все боевые действия велись севернее и северо-восточнее Туапсе, а юго-восточнее – просто Черное море…
Поэтому, хоть и известна высота, но надежды было мало.

Копия кубанский плацдарм (1)

– Что вы там нашли?

– Всего на высоте 396,8 обнаружены останки четырех наших солдат. Все «верховые», лежат в направлении немецких пулеметных гнезд, стрелковых ячеек, перед колючкой. У пулеметных точек немцев – масса настрела, колючка сохранилась в земле и деревьях. Совершенно очевидно, что бойцы погибли во время атаки. Были обнаружены фрагментированные останки пятого солдата. Осколки черепа, кости, к сожалению, все раздавлено и растянуто, видимо, лесозаготовительной техникой. Собрали, что могли. А ведь мы подняли только четырех солдат, из почти сотни погибших на этом месте 28–30 ноября 1942 года. Этот участок отработан нами фактически полностью.

– При обнаруженных солдатах были личные вещи?

– Нет, даже обувь снята. Опознать никого не удалось. Обувь, лендлизовскую, видимо, сняли свои, воевать дальше надо, живым – живое… Это было подразделение горных стрелков, хорошо экипированных.

– Вы сказали – верховые?

– То есть – непохороненные. В период страшных боев на Кубани, отступления 1942-го и наступления 1943-го павших солдат даже не хоронили – за очень редкими исключениями. Одиночные могилы – это офицеры, те, кого не похоронить просто было невозможно. Групповые – это, как правило, санитарные «сбросы». В воронки да траншеи. И то – в лучшем случае. Большинство убитых, не говоря уже о пропавших без вести, просто оставались лежать на полях боев. Если они мешали немцам, то их санитарные команды сбрасывали в лощину или овраг (я находил такие сведения в немецких документах). Их обходили стороной, ведь тела начинали разлагаться. Это страшная правда войны.

Копия -AtIvF9KqFU

Соседство смерти было привычным, а хоронить не было никакой возможности. Надо было думать о живых, и выживать, и воевать. И только на это хватало человеческих сил. Нельзя осуждать. Похоронных команд, как таковых, практически не было. В ротах – четверть личного состава. Голод и холод осени, каменная, перевитая корнями земля. Лопат и сил не было, чтобы выдолбить в горной земле окоп, не то чтобы вырыть могилу. И оставались солдаты лежать по склонам и полянам. По сей день мы поднимаем таких – «верховых». Лишь слегка засыпанных перегнившей за десятки лет листвой, и дожди вымывают на свет Божий пожелтевшие солдатские косточки…

Я беседовал со старожилами сел и хуторов, очевидцами, глубокими стариками, которые в войну еще были детьми. Люди не хотят вспоминать об этом, говорить и по сей день.

Один из стариков хутора Островская Щель вспоминал: «Еще в 1944-ом, как южный ветер с перевала подует – так дышать невозможно было. Да и северный тоже. С Каратянского-то хребта…». Бои в том районе закончились зимой 1942 года. Тысячи погибших солдат лежали в горах, в шаговой доступности от сел, хуторов, колхозов. Но и когда война откатилась, этих солдат хоронить было некому. В селах оставались лишь женщины, старики, дети. А первейшей задачей было восстанавливать хозяйство, работать на фронт. Весной 43-го председатели колхозов, по распоряжению военных, иногда выделяли подводы и лошадей, с «похоронными командами» – детьми и стариками. Но что они могли сделать? Да еще с тем, что осталось от солдат, пролежавших в лесу с осени? По свидетельствам стариков – тех, что поближе, обвязывали колючей проволокой, волокли к ближайшим ямам или воронкам, а часто просто складывали в промоины да ручьи, чтобы унесло талыми водами да паводками на поля и луга…

Тысячи солдат стали рожью и хлебом, травой и цветами.

В начале двухтысячных умирала одна очень старая женщина. В 50–60-х она работала приемщицей на заготпункте у станции Гойтх. Перед смертью, не желая уносить такую тяжесть с собой, она рассказала, что на станции всегда стояли два вагона – для костей. Они отправлялись раз в месяц, а то и чаще, на мукомольные заводы. Подразумевалось, что это – кости животных.
Не хочется у людей отнимать надежду. Но подавляющего числа погибших, похороненных, пропавших без вести просто нет. И не осталось их следов. Только наша память.

Копия DSC047590003

– А что вы скажете Любови Кисилевой?

– Скорее всего, она будет делать генетическую экспертизу. Ведь четверых, даже пятерых найденных можно сравнить с ее генами. А вдруг произойдет чудо?

9 июля 2025

Море в Новороссийске прогрелось до +25°C: пляжный сезон в разгаре на фоне аномальной жары

Тепло Чёрного моря в Краснодарском крае продолжает набирать обороты. По данным местных властей, в июле температура воды на большинстве пляжей региона достигла рекордных +24°C. Ещё теплее ситуация на Азовском море: на курортах Приазовья вода прогрелась до +26°C.

Однако пляжный сезон проходит на фоне аномальной жары. В Краснодарском крае с 8 по 11 июля действует штормовое предупреждение из-за экстремальных температур, достигающих +40°C. Гидрометцентр России поясняет, что жаркая погода вызвана поступлением средиземноморской воздушной массы под влиянием малоподвижного континентального антициклона. Температура воздуха на юге и в средней полосе европейской части России превышает климатическую норму на 3–8 градусов.

Читать далее

ВСУ атаковали Курск: трое погибших на городском пляже, 10 пострадавших, удары по больнице и агрофирме

В ночь на 9 июля 2025 года Вооружённые силы Украины (ВСУ) нанесли серию ударов беспилотниками по Курской области, в результате чего пострадали мирные жители и объекты гражданской инфраструктуры. Об этом сообщил врио губернатора региона Александр Хинштейн в своём Telegram-канале.

На городском пляже «Городской» в Курске в результате атаки БПЛА погибли три человека, все — мужчины. Один из них — старший сержант Росгвардии, который прибыл на место после первых сообщений об атаке и начал эвакуацию отдыхающих. Во время второго взрыва росгвардеец получил смертельные ранения.

«Его героизм неоценим. Мы уже обсудили с руководством Росгвардии представление сотрудника к государственной награде посмертно», — отметил Хинштейн. По уточнённым данным экстренных служб, число пострадавших на пляже достигло 10 человек, включая пятилетнего мальчика, который, по словам Хинштейна, «закрыл собой маму во время атаки». Все пострадавшие получили осколочные ранения и ожоги разной степени тяжести, пятеро находятся в тяжёлом состоянии. Троим, включая ребёнка, успешно провели операции в Курской областной больнице. Мальчика и его мать планируют перевезти в Москву для дальнейшего лечения. Кроме того, в ночь на 9 июля украинские беспилотники атаковали инфекционный корпус Рыльской центральной районной больницы, здание скорой помощи и административное здание ЗАО «Агрофирма Рыльская».

В результате ударов в Рыльске пострадали две женщины, а на зданиях зафиксированы повреждения кровли и возгорания. Также днём ранее дрон ВСУ разрушил частный дом в селе Карыж Глушковского района, ранив 70-летнего мужчину, который получил осколочные ранения лица и глаза. Следственный комитет России (СКР) квалифицировал атаки как теракт и возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ. На месте происшествия обнаружены фрагменты БПЛА с элементами, предназначенными для «максимального поражения гражданского населения». Ведётся расследование для установления причастных к атакам представителей ВСУ.

По данным Минобороны РФ, в ночь на 9 июля над регионами России было сбито 86 украинских беспилотников, из них 23 — над Курской областью. Хинштейн подчеркнул, что ситуация находится под контролем властей, а пострадавшим и семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. «Эта атака — ещё одно варварское преступление против мирных жителей. Все виновные понесут наказание», — заявил врио губернатора.

*Источники: Telegram-канал Александра Хинштейна, РИА Новости, Коммерсантъ, Ведомости

Читать далее
1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее