25 сентября 2015

Черчилль, Рузвельт, Сталин и… Виктор Зорькин

Виктор Иванович Зорькин, «фронтовой» шофер «Туапсинских вестей», был человеком-легендой, защитником Туапсе, орденоносцем. Мы отмечаем 95 лет газете, а в этом сентябре – и его 90-летие. Если бы он был с нами… Его рассказы о войне можно издавать отдельной книгой. Они были такими остросюжетными и фантастическими, что порой невольно закрадывалась мыслишка – а не выдумывает ли […]

DCF 1.0

Виктор Иванович Зорькин, «фронтовой» шофер «Туапсинских вестей», был человеком-легендой, защитником Туапсе, орденоносцем. Мы отмечаем 95 лет газете, а в этом сентябре – и его 90-летие. Если бы он был с нами…

Его рассказы о войне можно издавать отдельной книгой. Они были такими остросюжетными и фантастическими, что порой невольно закрадывалась мыслишка – а не выдумывает ли все это наш Виктор Иванович? Уж слишком много на одного приключений и событий. Но он приносил документы, фотографии, какие-то вещи – нет, не доказать, мы же виду не показывали, а все из-за того же желания поделиться. Как сейчас понимаем, мы казались ему молодыми, боялся, что уйдет старое поколение, а мы, глупые, забудем. Главное в нем было чувство патриотизма, гордости за страну, он, как настоящий учитель, не уставал рассказывать о подвиге народа, о своих однополчанах, о себе, о том, что пришлось пережить. И ведь воспитал!

Дважды доброволец

Виктор Иванович Зорькин дважды уходил добровольцем на фронт. Да, бывает, оказывается, и такое. Первый раз, как все пацаны, побежал в военкомат в июне 1941 года. «Мал еще, – сказали ученику Туапсинского ремесленного училища, – иди, строй оборонительные сооружения перед Туапсе. А исполнится 17 – призовем». Так и вышло. В 17 лет его призвали и отправили в Хосту, где формировались полки (будущие защитники Туапсе). Там-то он узнал, «что 25-й год рождения на фронт не идет, всем, кому 17 лет, – работать в тылу». Зорькин расстроился: опять не повезло. Но рано расстроился: писарь ошибся! Написал ему в красноармейской книжке не его 1925-й год рождения, а 1921-й.

И никому ничего не сказав, он и пошел на передовую… Помните, у Суркова: «Видно, выписал писарь мне дальний билет, отправляя впервой на войну…» Он защищал родной город как свой дом. Приходилось и ходить в атаки, и обороняться, и однажды, когда атака захлебнулась, он несколько часов лежал в холодных водах Пшиша. Высунуться не мог, немцы простреливали реку. Дождался ночи. День этот, 10 ноября, запомнил на всю жизнь. Думал, что это день его смерти. Ничего! Выжил! Ночью подобрали свои, вытащили закоченевшего, еле живого. Отогрели, и (вот что значит молодость!) к утру он снова был на ногах. И снова ходил в атаку.
Его судьбу круто поменяло ранение. Граната разорвалась совсем рядом, осколки изрешетили всего…

Из сочинского госпиталя выписали инвалидом. Он оклемался, какое-то время поработал в Туапсинском порту… и снова пошел в военкомат. А поскольку в порту он работал на буксире – возил боеприпасы в Геленджик – его направили в бригаду подводных лодок…

Ну, Черчилль, ну премьер…

Это был новый поворот судьбы. Именно он привел его к историческому событию, туда, где в 1945 году проходила Ялтинская конференция, и он стал участником событий… Они стояли в Балаклаве – на знаменитой базе подлодок. Премьер-министра Англии Черчилля и президента США Рузвельта только что с Ялтинской конференции привезли сюда, в Балаклаву, под Севастополь, показать бригаду подводных лодок. Моряков выстроили к приезду гостей. Рузвельт в инвалидной коляске остался на берегу и оттуда приветственно махал рукой, а Черчилль поднялся по трапу на огромную плавбазу к морякам.

– Особого мандража и не было, – рассказывал Виктор Иванович. – Черчилль и Черчилль – что с того? Мы, прошедшие войну и навидавшиеся всякого, научились спокойно воспринимать и подарки судьбы, и ее подножки.

Конечно, Уинстон Черчилль, проходя мимо вытянутых в струнку моряков, не мог не заметить 20-летнего Виктора Зорькина. Высокий, статный, чернобровый с пронзительно синими, как море, глазами. Он шел вдоль строя, время от времени останавливаясь и пожимая руку русским военным. Точно так же он остановился напротив Виктора Зорькина. А тот даже не смутился. «Мы же были победителями, – вспоминал Зорькин. – Не сломили бы мы фашистов – стал бы глава сверхдержавы жать руку простому моряку. Он смотрел мне в глаза, улыбался и через переводчика сказал, что восхищен мужеством русских воинов. И протянул руку для пожатия».
Зорькин пожал ему руку. И удивился про себя: рука премьера оказалась очень сильной. Это было настоящее крепкое мужское рукопожатие. «Ничего себе старик!» – подумал Виктор Иванович.
Для него, двадцатилетнего пацана, все старше сорока казались древними.

Привет, Америка!

Это рукопожатие все равно странным образом отразилось на его судьбе. Буквально через несколько недель из бригады отобрали несколько человек для командировки в Америку. Они должны были ознакомиться с американскими кораблями и подлодками, освоить их.

Готовилась война с Японией. А Тихоокеанский флот был оголен. Вообще не было средних и малых кораблей. А Америка готова была чуть ли не весь флот отдать – лишь бы воевали не они, а русские. Вот тогда и поехала в Америку сводная команда.
Представляете – заграница! Для двадцатилетнего парнишки, выросшего в Туапсе, никуда не уезжавшего дальше Сочи – Америка! Другой мир, другой язык, другие нравы. Но они с американцами быстро подружились. Вот только есть их пищу не смогли. В первый день им дали какой-то железный поднос со множеством ячеек, а в них – чуть-чуть горошка, капусты, картошечки, мясо молотое, мясо жареное. Что за чертовщина? Русскому эта «собачья» еда была непонятна. Тогда русские моряки поставили своих коков на кухне, и они готовили им. Так американцы к ним на обеды ходили аккуратно. «Борщ! – выучили ведь, черти. – Борщ! – вспоминал Виктор Иванович. – Любили наш борщ. А через два месяца мы на их кораблях пошли на Дальний Восток».

DCF 1.0

Без харакири не обошлось

Тут войну с Японией объявили, и война для Зорькина продолжилась. Их дивизион отличился при взятии Южного Сахалина и одного Курильского острова. А делали так: высаживали десант, который все сметал на своем пути. Следом шли они, делали «зачистку» домов, улиц.

Японцы удивили не меньше американцев. «Прикованных к дотам (говорили, что именно так воевали японцы) не видел, – рассказывал Виктор Иванович, – а вот как они харакири себе делали – это да! Однажды взяли мы пулеметную точку (десант ушел вперед, а этот дзот просто обошли). Мы же его обезвредили, и когда уже добрались до пулеметчика, слышим крик. Подходим – он еще живой, но живот распорот и нож торчит. Всякие смерти видели на войне, но такого…»

Удивлялись их нравам. «Идем по улице, навстречу японец. Поравнялся с нами – бух на колени и замрет так, пока мы не пройдем. Мы поначалу поднимать их пытались – ведь неудобно. Потом плюнули.

Был случай, наткнулись на раненого. Оружие забрали, он стонет, нас не понимает. Видим, японка бежит. Мы ее хвать – и на склад, к этому раненому. Она визжит, упирается, думала, что плохое задумали, но мы ее привели к этому раненому, показали знаками, чтоб перевязала, и оставили их. Пошли следующее здание осматривать, не успели зайти, глядь, а эта японка выскочила из склада – и деру. Бросила раненого. Русская женщина никогда бы так не поступила».

Домой он вернулся в 1947 году. После войны еще два года на минном тральщике служил. Вообще-то те, кто служил на тральщике, знают, что это, как рулетка. Мины они вылавливали, заброшенные аж в 1904–1905 годах, там все проржавело, и всякое случалось. Но и здесь ему повезло…

А после войны Виктор Зорькин долго колесил по северным дорогам, прежде чем вернулся в родной Туапсе. Был шофером-дальнобойщиком, строил Колымскую ГРЭС, потом, будучи на пенсии, уже здесь, в Туапсе, шоферил. Последние годы – более 10 лет – работал в редакции, спасибо от нас судьбе за это. И все это – с острой памятью о войне, о Черчилле, о «друзьях-американцах» да «врагах-японцах», да с осколком, который врачи так и не рискнули из него вынуть…

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]

Напишем историю вместе

Вспоминая 95-летнюю историю газеты, мы обращаемся к вам, дорогие читатели. Если у вас есть своя интересная история, связанная
с нашей газетой – приходите, рассказывайте. Мы обязательно опубликуем. Если у вас есть ваши фото, фото ваших отцов, которые были напечатаны в газете в 50-е, 60-е годы – приносите эти газеты. И, наконец, тому нашему читателю, кто принесет самый старый номер нашей газеты – хороший приз!
Ждем ваших звонков по телефону 2-82-41.[/box]

9 июля 2025

Море в Новороссийске прогрелось до +25°C: пляжный сезон в разгаре на фоне аномальной жары

Тепло Чёрного моря в Краснодарском крае продолжает набирать обороты. По данным местных властей, в июле температура воды на большинстве пляжей региона достигла рекордных +24°C. Ещё теплее ситуация на Азовском море: на курортах Приазовья вода прогрелась до +26°C.

Однако пляжный сезон проходит на фоне аномальной жары. В Краснодарском крае с 8 по 11 июля действует штормовое предупреждение из-за экстремальных температур, достигающих +40°C. Гидрометцентр России поясняет, что жаркая погода вызвана поступлением средиземноморской воздушной массы под влиянием малоподвижного континентального антициклона. Температура воздуха на юге и в средней полосе европейской части России превышает климатическую норму на 3–8 градусов.

Читать далее

ВСУ атаковали Курск: трое погибших на городском пляже, 10 пострадавших, удары по больнице и агрофирме

В ночь на 9 июля 2025 года Вооружённые силы Украины (ВСУ) нанесли серию ударов беспилотниками по Курской области, в результате чего пострадали мирные жители и объекты гражданской инфраструктуры. Об этом сообщил врио губернатора региона Александр Хинштейн в своём Telegram-канале.

На городском пляже «Городской» в Курске в результате атаки БПЛА погибли три человека, все — мужчины. Один из них — старший сержант Росгвардии, который прибыл на место после первых сообщений об атаке и начал эвакуацию отдыхающих. Во время второго взрыва росгвардеец получил смертельные ранения.

«Его героизм неоценим. Мы уже обсудили с руководством Росгвардии представление сотрудника к государственной награде посмертно», — отметил Хинштейн. По уточнённым данным экстренных служб, число пострадавших на пляже достигло 10 человек, включая пятилетнего мальчика, который, по словам Хинштейна, «закрыл собой маму во время атаки». Все пострадавшие получили осколочные ранения и ожоги разной степени тяжести, пятеро находятся в тяжёлом состоянии. Троим, включая ребёнка, успешно провели операции в Курской областной больнице. Мальчика и его мать планируют перевезти в Москву для дальнейшего лечения. Кроме того, в ночь на 9 июля украинские беспилотники атаковали инфекционный корпус Рыльской центральной районной больницы, здание скорой помощи и административное здание ЗАО «Агрофирма Рыльская».

В результате ударов в Рыльске пострадали две женщины, а на зданиях зафиксированы повреждения кровли и возгорания. Также днём ранее дрон ВСУ разрушил частный дом в селе Карыж Глушковского района, ранив 70-летнего мужчину, который получил осколочные ранения лица и глаза. Следственный комитет России (СКР) квалифицировал атаки как теракт и возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ. На месте происшествия обнаружены фрагменты БПЛА с элементами, предназначенными для «максимального поражения гражданского населения». Ведётся расследование для установления причастных к атакам представителей ВСУ.

По данным Минобороны РФ, в ночь на 9 июля над регионами России было сбито 86 украинских беспилотников, из них 23 — над Курской областью. Хинштейн подчеркнул, что ситуация находится под контролем властей, а пострадавшим и семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. «Эта атака — ещё одно варварское преступление против мирных жителей. Все виновные понесут наказание», — заявил врио губернатора.

*Источники: Telegram-канал Александра Хинштейна, РИА Новости, Коммерсантъ, Ведомости

Читать далее
1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее