1 октября 2015

Уроки немецкого Татьяны Лубашовой

Татьяна Павловна Лубашова – в городе человек известный. Она возглавляла соцзащиту города, сейчас – председатель совета ветеранов городской администрации. И многие и предположить не могли, что она – потомок немецкого служивого, принятого на службу Петром I. Что ее прадеда звали Вильгельмом  Котцергом, а бабушку – Адель, и училась она в школе самой императрицы. [quote style=»boxed»]Сегодня идет великое переселение […]

Татьяна Павловна Лубашова – в городе человек известный. Она возглавляла соцзащиту города, сейчас – председатель совета ветеранов городской администрации. И многие и предположить не могли, что она – потомок немецкого служивого, принятого на службу Петром I. Что ее прадеда звали Вильгельмом  Котцергом, а бабушку – Адель, и училась она в школе самой императрицы.

[quote style=»boxed»]Сегодня идет великое переселение народов. Как сложится их жизнь – и жизнь тех народов, к которым они идут? Будут дружить или воевать? Дружба, что становится ближе кровного родства, складывается веками. И сколько для этого нужно сделать![/quote]

– Мы сами обо всем этом узнали уже в достаточно зрелом возрасте, – рассказывает Татьяна Павловна. – Раньше на эту тему в семье было наложено табу. Но перед смертью мама исписала мне четыре ученических тетрадки, рассказывая все, что помнит о семье, что много лет они старались не вспоминать, и о чем никогда не говорили своим детям…

А потомки четырех сестер – дочерей Вильгельма Котцерга – Берты, Ольги, Марии и Адель – и сейчас живут в Краснодарском крае, в том числе и у нас, в Туапсе.

Вильгельм рано овдовел, но всех своих дочерей выучил, всем дал образование – педагогическое, медицинское, музыкальное.

Сестры Котцерг очень рано вынуждены были трудиться. Оля всю жизнь работала на почте. Помогала революционерам, нелегально принимала их почту и переправляла, на «явки». Ее однажды даже чуть не арестовали, но вовремя предупредили, и она бежала… Маруся была преподавателем. Бабушка Татьяны Павловны – Адель – пошла по медицинской части.

– Она окончила школу акушерок в 1903 году, школу эту патронировала сама царица, – рассказывает Татьяна Павловна. – У нас сохранилось уникальное свидетельство о ее окончании. Только там написано, что она – повивальная бабка…

И еще один документ – уже от 1918 года о том, что она прошла курсы и «по всем качествам» достойна быть сестрой-сиделкой. Шла Первая мировая война. В семье сохранилась еще вырезка из довоенной газеты города Лабинска. Роженицы благодарят врачей и акушерок за помощь в родах, за хорошее отношение, профессионализм, заботу и ласку. В числе других фамилия  бабушки Татьяны Павловны – Адели Рудковской. Свое немецкое происхождение она «спрятала» за фамилией мужа.

Как же они оказались в Краснодарском крае?

– Моя мама вспоминала, что бабушка Аделя была по характеру просто «авантюристка»! Да все они были такие! Она рано развелась с мужем – не выдержавшим ее темперамент, и потом моталась то на Украину, то на Урал, была даже в Новом Афоне. Профессия акушерки, медработника везде пригодится! А на Кубань Маруся и Аделя приехали во время голода. Осели в Лабинске. О том, что немцы – скрывали. Незаметно, во время всех этих шатаний по стране выросла дочка Нина (мама Татьяны Павловны), в 1942 году сама стала мамой – родилась Таня. Роды у дочери принимала сама Аделя – в том самом Лабинском роддоме. (Отец Тани ушел на фронт)

– У тети Берты была своя удивительная история. До революции (разумеется!) на одном из светских раунтов она познакомилась с австрийским королем «местного значения» (Австрия была разбита на княжества, королевства). У него был свой замок, своя земля. Служил в России вместе с Мирбахом, первым послом Германии в России, убитым эсерами в 1918 году. После убийства своего начальника, он предложил Берте следовать за ним в Европу – в качестве воспитательницы его детей.

– Мы не знаем, что это было, любовь ли, признание педагогического таланта, – говорит Татьяна Павловна. – Но он долго не отпускал Берту от себя. Я тетю Берту застала уже пожилой женщиной, когда мы все жили в Казахстане. Она никогда не плакала, не жаловалась. Держала спину прямо, а голову высоко – до самой смерти. И меня все время учила: «За столом сидеть прямо! Руки вместе!» И это в ссылке!

Берта после революции могла и не возвращаться в Россию. Она прекрасно жила около коронованной особы, путешествовала с его детьми, пробыла там до середины 30-х годов. А потом засобиралась домой. Семейное предание гласит, что австрийский князь очень просил ее не уезжать. Но в России случилась беда (а именно так она оценивала октябрьский переворот), и она должна быть рядом со своей семьей. Так тетя Берта перед войной  появилась на Кубани – одетая по последней европейской моде, с удивительным чемоданчиком на защелках. … Очень быстро ей пришлось понять, что в России произошла не просто беда, а для выходцев из немцев началась Вторая мировая и Великая Отечественная война.

В 1944 году всех немцев выслали – кого куда. Выселяли в течение суток, брать с собой ничего нельзя – сухой паек на пять дней. А до Казахстана добирались в  вагонах для скота больше недели… Сестры взяли с собой документы, фотографии и фарфорового ястребка – беркута, подарок австрийского друга. Все это сохранилось до сих пор!

Аделя пишет в своих воспоминаниях, что, когда они приехали на станцию назначения, их просто высадили из вагонов в голую степь. И вот сестры взяли в руки какие-то палки и начали прямо в земле рыть убежище. Ночевать-то где-то надо было…

А дочь Адели с трехлетней Танюшкой дождалась мужа-победителя с войны. Но вернулся он, ненавидящий всю немецкую нацию – как будто все немцы фашисты!  Ей, потрясенной, сказал коротко: «Знать тебя не хочу. Дочку заберу». И Нина в одну ночь с Танюшкой уехала, сбежала в Казахстан. Так семья воссоединилась.

Место это называлось Красный аул, жили там все выселенные – не только немцы, но и чеченцы, татары. Все работали на обязательных работах. Маруся преподавала в школе, бабушка Адель – врачевала. Берта к тому времени была очень больна. (Олю ссылка миновала, она была замужем – переселение не распространялось на те семьи, где муж был русским, а жена – немкой)

– Я очень хорошо помню, как мы вместе лепили мазанку, – рассказывает Татьяна Павловна. – И мама, и бабушка Аделя, и Маруся — все, закрепив подолы юбок повыше, месили глину с соломой ногами, потом строили стену. Хатка получалась маленькая, низенькая, с маленьким окошком, зато – настоящая! Зимой ее заметало снегом, и мы, дети, с крыши, как с горки катались. А по ночам в окошко заглядывали волки… Я тогда не задумывалась ни о судьбе матери, бабушек, ни об их характерах. Рядом со мной, ребенком, просто всегда были любящие мама, бабушки. И я была счастлива. Вместе с Марусей бегала в школу, иногда сидела на уроках, иногда с ней ходила по ученикам. Там впервые познакомилась с бытом других народов. Очень поразило меня, что в чеченских домах не было мебели. И у нас-то ее не было, но был какой-то стол, лежак – подобие кровати. А у них – кругом набросаны тряпки, в редких случаях – ковры, и они на них сидели. Думаю, и Берте, и Адели, и Марусе помогало выживать в этих условиях чувство семьи, то, что они были вместе. И невероятная трудоспособность. Их спасали профессии учителя и медработника, нужные везде и всегда, тем более в ссылке.

Из Казахстана они не вернулись. Одну за другой похоронили их Нина и маленькая Таня в Красном ауле. А после, уехали в Россию. Здесь, в Краснодарском крае, живут и потомки сестры Оли.

Уже став взрослой и самостоятельной, Татьяна Павловна, словно возвращаясь к истокам, проехала по всем местам, где жили ее бабушка с мамой. В Лабинске нашла потомков коллег бабушки из местного роддома, в Новом Афоне беседовала со старыми монахами, которые помнят те времена. И только в Казахстан ехать так и не решилась…

– 9 мая я шла в общей колонне  «Бессмертного полка» с портретами  тети-фронтовички и бабушки – труженицы тыла. Шла и думала: что бы ни происходило с семьей, мои бабушки, потом и мы, их дети, и, конечно, внуки — все мы чувствуем себя гражданами России, – рассказывает Татьяна Павловна. – Вместе со всем народом переживали беду, радовались победам и достижениям, сами трудились до последнего вздоха. Мы – единая общность людей, преданных своей стране, любящих свое Отечество, уважающих историю. И это  делает нас сильнее, помогает выстоять, осознать себя детьми великой державы, независимо от нации. Но сколько же лет все  это воспитывается в нас!

Сегодня мир – на грани, все больше  межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Умело их разжигают, ничего не скажешь. Идет великое переселение народов. Как сложится их жизнь — и жизнь тех народов, к которым они идут? Будут дружить или воевать? Дружба, что становится ближе кровного родства, складывается веками. А разрушить все очень легко. Сегодня, как никогда, важны уроки истории, уроки, усвоенные в России. В том числе и уроки армянского, и уроки татарского, и наши уроки немецкого – каждого народа, населяющего Россию.

И мы их будем учить дальше — чтобы жить.

9 июля 2025

Море в Новороссийске прогрелось до +25°C: пляжный сезон в разгаре на фоне аномальной жары

Тепло Чёрного моря в Краснодарском крае продолжает набирать обороты. По данным местных властей, в июле температура воды на большинстве пляжей региона достигла рекордных +24°C. Ещё теплее ситуация на Азовском море: на курортах Приазовья вода прогрелась до +26°C.

Однако пляжный сезон проходит на фоне аномальной жары. В Краснодарском крае с 8 по 11 июля действует штормовое предупреждение из-за экстремальных температур, достигающих +40°C. Гидрометцентр России поясняет, что жаркая погода вызвана поступлением средиземноморской воздушной массы под влиянием малоподвижного континентального антициклона. Температура воздуха на юге и в средней полосе европейской части России превышает климатическую норму на 3–8 градусов.

Читать далее

ВСУ атаковали Курск: трое погибших на городском пляже, 10 пострадавших, удары по больнице и агрофирме

В ночь на 9 июля 2025 года Вооружённые силы Украины (ВСУ) нанесли серию ударов беспилотниками по Курской области, в результате чего пострадали мирные жители и объекты гражданской инфраструктуры. Об этом сообщил врио губернатора региона Александр Хинштейн в своём Telegram-канале.

На городском пляже «Городской» в Курске в результате атаки БПЛА погибли три человека, все — мужчины. Один из них — старший сержант Росгвардии, который прибыл на место после первых сообщений об атаке и начал эвакуацию отдыхающих. Во время второго взрыва росгвардеец получил смертельные ранения.

«Его героизм неоценим. Мы уже обсудили с руководством Росгвардии представление сотрудника к государственной награде посмертно», — отметил Хинштейн. По уточнённым данным экстренных служб, число пострадавших на пляже достигло 10 человек, включая пятилетнего мальчика, который, по словам Хинштейна, «закрыл собой маму во время атаки». Все пострадавшие получили осколочные ранения и ожоги разной степени тяжести, пятеро находятся в тяжёлом состоянии. Троим, включая ребёнка, успешно провели операции в Курской областной больнице. Мальчика и его мать планируют перевезти в Москву для дальнейшего лечения. Кроме того, в ночь на 9 июля украинские беспилотники атаковали инфекционный корпус Рыльской центральной районной больницы, здание скорой помощи и административное здание ЗАО «Агрофирма Рыльская».

В результате ударов в Рыльске пострадали две женщины, а на зданиях зафиксированы повреждения кровли и возгорания. Также днём ранее дрон ВСУ разрушил частный дом в селе Карыж Глушковского района, ранив 70-летнего мужчину, который получил осколочные ранения лица и глаза. Следственный комитет России (СКР) квалифицировал атаки как теракт и возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ. На месте происшествия обнаружены фрагменты БПЛА с элементами, предназначенными для «максимального поражения гражданского населения». Ведётся расследование для установления причастных к атакам представителей ВСУ.

По данным Минобороны РФ, в ночь на 9 июля над регионами России было сбито 86 украинских беспилотников, из них 23 — над Курской областью. Хинштейн подчеркнул, что ситуация находится под контролем властей, а пострадавшим и семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. «Эта атака — ещё одно варварское преступление против мирных жителей. Все виновные понесут наказание», — заявил врио губернатора.

*Источники: Telegram-канал Александра Хинштейна, РИА Новости, Коммерсантъ, Ведомости

Читать далее
1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее