Зоя Кацуба вспоминает: «Мы в здании поликлиники штукатурили, плитку клали, санузлы делали, стяжку полов. Рейкой уровень проверяли, затирали. В 1991 году достраивали детскую поликлинику.
Зое не было еще 16 лет, когда она пошла устраиваться на работу в родном селе Греческое.
«Пришла в платьице, ноги босые, на обувь денег не было, в семье нас шестеро детей было, — вспоминает Зоя Даниловна. – Стою, глаза опустила, стесняюсь. Спрашиваю, возьмете на работу, мне через 10 дней 16 будет. Начальник стройки сказал, что возьмет. Обрадовалась я, деньги семье очень нужны».
Отправили Зою заливать фундамент для будущей базы по заготовке овощей и фруктов. Тогда еще ЖБИ не было, бетон делали сами. Привозили вагон с мешками. Их надо было разгрузить. Зоя спину подставит, ей мешок в 50 килограммов на спину – и пошла. А у самой едва ли 50 килограммов веса было.
Поработала разнорабочей, выучилась на штукатура.
«А учились так: прямо на производстве, — говорит Зоя Даниловна. — Старшие со стажем месили раствор в корыте. Я готовый раствор беру, несу на объект, смотрю, как штукатурят. Потом у них перекус, я сама смешиваю все в корыте и несу на объект, ляпаю. Всему потом научилась, красить, плитку класть, стяжку полов делать. Зарабатывала в месяц 100-150 рублей. Все матери отдавала до копейки.
Потом мы ЖБИ построили. Появились бетон и цемент. Строить стало легче. А в первой половине моей жизни было очень тяжело».
1974 год. Строительство 7-этажного пансионата «Шепси».
Зоя Даниловна вспоминает, летом было жарко работать, зимой холодно. Окон нет еще, ветер гуляет по зданию, надо штукатурить, откосы делать. Но работали дружно. В столовой готовили недорогой обед. «На второе всегда почему-то баранина была, — улыбается Зоя Даниловна. – Я этот запах не люблю. Отдавала мясо коллеге».
Трест-2, СУОР-19 – организации, где Зоя Кацуба проработала аж до 1998 года. Строили пансионаты и пионерские лагеря по побережью, в том числе «Смену», «Зорьку», «Зеленый гай». Строили и жилые дома по всему городу.
«Помню, когда работали с лаком, с какими-то красками, маску надевали. Все девчонки маски снимают, им ничего. А я сниму – лицо красное, жжет, — говорит Зоя Даниловна. — Что со мной не так? К врачам не обращалась, пока не попала в больницу с воспалением. Стали антибиотики колоть, оказалось, и на них аллергия, глаза красные. Тогда только я поняла, что это аллергия у меня. Но все равно работу свою не оставила».
Зоя Даниловна проработала до 1998 года. Более 40 лет в строительстве! Она имеет множество Благодарностей, медали за соцсоревнования. Она Ударник соцтруда, Ветеран труда.
«Провожали меня всем коллективом на пенсию. Так душевно было. Все начальство в кафе собралось, столько цветов, поздравлений! Я еще и после выхода на пенсию работала некоторое время, — говорит Зоя Кацуба. — А потом, как я ушла, СУОР-19 расформировали.
Сейчас уже кого-то из коллег и нет уже в живых. А с некоторыми до сих пор общаемся. Хочу сегодня всех, кто работал в СУОР-19, в Тресте-2, вспомнить, поздравить с прошедшим Днем строителя!».
На фото- поселок Новомихайловский. 1961 год. Строительство ресторана.