Казаки… Это – особая стать. Спорят этнологи о том, как правильно назвать такое явление, как казачество – этнос, сословие, класс? А вот великий Гоголь именовал качество «Лихим народом, товариществом и братством».
И все-таки казак – это особое состояние души. И свидетельствуют о том особые песни, обостренное понятие чести и достоинства, гордость собственной самобытностью, отвага и лихость в самом страшном бою. История России не представляется без казачества. Как и сегодняшний день. Казаки донские, терские, уральские, сибирские – все они, как самоцветы в сокровищнице нашей культуры, неповторимы и бесценны.

Возникновение кубанского казачества относится к более позднему времени, нежели донского, – только ко второй половине XIX века. Местом дислокации кубанцев являлся Северный Кавказ, Краснодарский и Ставропольский края, Ростовская область, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Центром был город Екатеринодар. Старшинство принадлежало кошевым и куренным атаманам. Позднее верховных атаманов стал назначать лично тот или иной российский император.

Исторически, после расформирования Екатериной II Запорожской Сечи, несколько тысяч казаков бежали на Черноморское побережье и попытались восстановить Сечь там. Позднее они внесли существенный вклад в победу над турками, за что и были жалованы землями Тамани и Кубани, причем земли отдавались им в вечное и потомственное пользование.

Кубанцев можно охарактеризовать как свободное военизированное объединение. Население занималось сельским хозяйством, вело оседлый образ жизни, а воевало только по государственной надобности. Сюда охотно принимали пришлых и беглых из центральных районов России. Они смешивались с местным населением и становились «своими». В огне революции и гражданской войны казаки вынуждены были постоянно лавировать между красными и белыми, искали «третий путь», пытались отстаивать свою самобытность и независимость. В 1920 году большевики окончательно упразднили Кубанское войско. Последовали массовые репрессии, выселения, раскулачивание и голод. Только во второй половине 30-х годов казачество было частично реабилитировано, восстановлен Кубанский хор. Храбро бились казаки с фашистами в Великую Отечественную войну, непосредственно отличились они на туапсинском направлении, увековечили свои имена и подвиги на стенах поверженного рейхстага.

Новая волна возрождения началась для кубанского казачества в постперестроечное время, то есть с начала 90-х годов уже прошлого века. И период этот был трудным не только для казаков – нелегко принимало их общество, непросто складывались отношения и между казаками. Но жизнь показала, что все это было не зря, что не умерли, не могли умереть и исчезнуть бесследно в народе ни память предков, ни крепость родовых корней. Не зря народ говорил, что казачьему роду нет переводу.