Роскошный подарок сделал редакции наш друг и автор, историк и краевед, ветеран Туапсинского порта Герман Николаевич Салов. Он принес в читать дальше

IMG_3273

Роскошный подарок сделал редакции наш друг и автор, историк и краевед, ветеран Туапсинского порта Герман Николаевич Салов. Он принес в редакцию две газеты – «Ударник» от 1 Мая 1949 года и «Ленинский путь» от 12 апреля 1959 года.

Вот, разбираю свой архив, а вырезок из «Ударника», «Ленинского пути» у меня много, и целые газеты нашел, –сказал он.
Заслуженный работник Туапсинского морского торгового порта Герман Николаевич Салов написал книгу о порте, с которым связана вся его жизнь. Он также автор многочисленных исторических трудов о родном городе, о его роли в Великой Отечественной войне, о знаменитых горожанах. Но главное и особенное место в работах и монографиях Салова занимает морской порт, где он проработал всю жизнь.

Он плавал капитаном на буксирах «Кендерли», «Борей», «Авангард», «Антей», «Меркурий». Во время штормов Салов возглавлял спасательные операции. Вместе со своим экипажем вызволял из беды сухогруз «Симферополь», который сел на мель. А за героизм и храбрость, проявленные во время тушения пожара на теплоходе «Слуцк», Герман Николаевич был награжден медалью «За отвагу на пожаре». Сейчас он на заслуженном отдыхе, хотя понятие «отдых» к этому жизнерадостному и трудолюбивому человеку вряд ли применимо. Герман Николаевич ведет активную общественную жизнь, встречается с сотрудниками порта и практически все время посвящает научной работе. Он и сейчас пишет новые книги об истории Туапсе.

Как рассказал нам Герман Николаевич, наша газета – «Ударником» ли она называлась, «Ленинским путем» или уже «Туапсинскими вестями» – ему была всегда необходима для работы над книгами. Эти газеты прошлых лет оказались бесценным материалом, рассказывающим о жизни порта. В те годы, как, впрочем, и всегда, газета много писала о тружениках Туапсинского порта. Из опубликованных информаций становилось понятно, чем жили портовики, какие строили планы.

IMG_3309

– Я, конечно, встречался с людьми, работал в архивах, – говорит Салов, – но газеты всегда были и есть для краеведа живым источником информации. Здесь можно было найти такие штрихи к портретам людей, такие картинки из жизни, каких нет ни в одном документе.

Полистаем? В 1949 году «Ударник» еще издавался одним листком (формат А-4). Подписан ответственным редактором Н.И Сороковым. (Нам пока ничего не известно об этом человеке. Если в Туапсе сохранились его родственники или те, кто знал этого человека, просим позвонить в редакцию.) Итак, весь номер посвящен 1 Мая – дню «смотра боевых сил трудящихся мира», как написано в «шапке» над названием газеты. Конечно, здесь на первой полосе портрет Сталина (вместе с Лениным) – два таких гордых профиля. И – итоги соревнования, посвященного Первомаю. На первом месте – коллектив судоремонтного завода имени Дзержинского.

– Вообще, – рассказывает Герман Николаевич, – эти два предприятия, порт и СРЗ, по жизни соревновались между собой. Потом это соперничество вылилось в личное соперничество руководителей порта и СРЗ. Весь город наблюдал эту «социалистическую гонку». В 1949 году видим, что победил СРЗ. Это значит, что на Первомайской демонстрации знамена СРЗ будут впереди, и колонна коллектива пойдет первой. Когда побеждал порт, первыми шли портовики.

На обратной стороне первомайского номера – портреты передовиков. Евгений Чебул, стахановец механического завода, Владимир Денисов, бригадир грузчиков торгового порта, Василий Сергеев, электрогазосварщик СРЗ. Интересно, живут ли в Туапсе их потомки?
Газета от 1959 года датирована 12 апреля. Обычная рабочая газета, но что в ней не так? Да то, что до Дня космонавтики осталось три года! Мы-то уже это знаем, а они, живущие в 1959-м, еще нет! Это потом каждый номер 12 апреля всех газет СССР будет посвящен космосу. Но пока – сессия городского совета с обыденными делами, сводка о выполнении плана посадки многолетних плодовых насаждений (удивило, что у нас в районе 17 мощных совхозов и колхозов!), новые правила для поступающих в вузы. И целый разворот, посвященный итогам окончания очередной семилетки в Туапсинском порту. Вот почему эта газета сохранилась в архиве Германа Николаевича!

– Газета – великое подспорье в работе для любого историка, – считает Герман Салов. – Ведь по сути – что делают журналисты? Ежедневно, еженедельно пишут историю своего города, своего района. И она сохраняется в этих пожелтевших от времени листках. Недаром мы, историки, очень любим в архивах листать старые газеты – в них сохранена память о событиях, о чувствах, настроении поколений. Я желаю, чтобы «Туапсинские вести» продолжали эту серьезную и очень нужную работу. Поверьте, через пятьдесят, сто лет, обязательно найдутся люди, которые будут с интересом читать то, о чем вы пишете сегодня. И, может быть, расскажут об этом своим современникам..

IMG_3311

«Ленинский путь», 1959 год

Внедряем новые методы

В Туапсинский порт начали приходить суда из Керчи с камнем-ракушечником для новостроек нашего города, а также других городов Кубани. Ракушечник – ценный строительный материал, но очень хрупкий. Портовики, учитывая это, разработали новый способ погрузки — пакетный. Его впервые испробовали в последних числах марта на Южном молу при разгрузке теплохода «Трусковец».

Это будет!

В предстоящем семилетии намечена реконструкция нефтепирса и восстановление пассажирской пристани. Будут построены новые механические мастерские. А также – здание морского вокзала.

В шторм

В Туапсинком порту сорвало со швартов танкер «Пензу» (стилистика сохранена -ред.), и буксир «Нептун» пришел на помощь вовремя. После долгой борьбы с волнами( была опасность столкнуться с высокими бортами «Пензы»), танкер наконец-то взяли на буксир. Теперь портовское судно трепал не только ветер, но и увлекала к себе вся многотонная громада танкера… Когда в порт на всех парусах пришли на помощь вызванные спасатели-катера, им нечего было делать: «Пенза» стояла пришвартованная у причала…

«Ударник». 1949 год.

Слово сдержали

Первое звено колхоза «Ударник» (звеньевая Лида Тенеджиян) выполнили обязательства, взятые к 1 Мая. О взятых обязательствах они ранее сообщили в письме товарищу Сталину. Своевременно подготовив почву, внеся удобрения (минеральные и местные), они посадили кукурузу и картофель. А еще перед праздниками начали высадку рассады табака, которую сами вырастили в парниках.

И десять клинкетных задвижек!

Молодой рабочий механического цеха мехзавода имени ХI Октября Григорий Гусев после трехмесячного обучения у опытного долбежника тов. Ермакова стал работать самостоятельно.
Вместе с передовыми рабочими цеха он заступил на стахановскую вахту. Занятый на производстве корпусов клинкетных задвижек, он смог вместо пяти-шести, как выпускал его учитель тов. Ермаков, делать по десять штук. Однако это не предел. Гусев дал слово добиться 15 штук в смену.
И сдержал! В один из дней апреля молодой производственник установил цеховой рекорд – сделал 15 корпусов, выполнив норму на 281.2 процента.

Путейцы сдали 220 тонн!

Путейцы 21 дистанции пути Закавказской железной дороги развернули широкое соцсоревнование за сдачу металлолома для нужд промышленности.
За четыре месяца они собрали втрое больше запланированного на первый квартал – свыше 220 тонн!

[box type=»info» size=»large» style=»rounded» border=»full»]

Напишем историю вместе

Вспоминая 95-летнюю историю газеты, мы обращаемся к вам, дорогие читатели. Если у вас есть своя интересная история, связанная 
с нашей газетой – приходите, рассказывайте. Мы обязательно опубликуем. Если у вас есть ваши фото, фото ваших отцов, которые были напечатаны в газете в 50-е, 60-е годы – приносите эти газеты. И, наконец, тому нашему читателю, кто принесет самый старый номер нашей газеты – хороший приз! 
Ждем ваших звонков по телефону 2-82-41.[/box]