21 марта 2016

Время собирать камни

Перестраивая дом, житель с.Красное Илья Кривенкин нашел в фундаменте почти десяток надгробных камней с захоронений греков-переселенцев. Откровенно, находки подобного рода всегда шокируют: с кладбища в принципе не принято ничего приносить в дом, а уж жить в доме на могильных плитах и вовсе как-то жутко. Впрочем, многое, что творилось во времена повального атеизма и отрицания, сегодня […]

Перестраивая дом, житель с.Красное Илья Кривенкин нашел в фундаменте почти десяток надгробных камней с захоронений греков-переселенцев.
Откровенно, находки подобного рода всегда шокируют: с кладбища в принципе не принято ничего приносить в дом, а уж жить в доме на могильных плитах и вовсе как-то жутко. Впрочем, многое, что творилось во времена повального атеизма и отрицания, сегодня кажется жутким и кощунственным. Клубы в зданиях храмов, древние иконы — в качестве подпорок под телеги… Но, как гворится, пережили. И вот пришло время собирать камни — и впрямом, и в переносном смысле.
Директор туапсинского историко-краеведческого музея Ирина Банько рассказала нам, что найдены артефакты, относящиеся к середине позапрошлого века, когда шло массовое переселение разных народов на туапсинское побережье. «Это не просто находка, это – знак! – взволнованно говорила Ирина Викторовна. – До сих пор в нашей коллекции ничего подобного, относящегося к истории греков-переселенцев, не было! Все каменные тумбы – в идеальном состоянии, несмотря на то, что столько лет пролежали в земле, под тяжестью строения. Настоящий подарок к 70-летию нашего музея, которое мы отмечаем в этом году. И к Году Греции в России! Находка уже в музее – приезжайте посмотреть!»
Уникальную возможность стать первопроходцами по белым пятнам нашей туапсинской истории мы не упустили. Как говорится, по коням и вперед – в село Красное!

Загадки старого кладбища

Заехав по дороге за хозяином дома (ради такого случая его отпустили на час с работы), мы стали засыпать его вопросами прямо на ходу. И вот что рассказал нам Илья Кривенкин:
– Дом наш довольно-таки старый, построен сразу после войны. И вот решили мы его обновить, а фактически, перестроить. И когда дошли до веранды, в земле наткнулись на какие-то каменные глыбы, на которых оказались вырезанные православные кресты, цветы, какие-то надписи не на русском языке. Уж больно необычной формы были эти тумбы, напоминали надгробные памятники. Вот я и позвонил в наш музей, сообщил о находке. Приехали к нам почти сразу же, и оказалось, что это, действительно, важная находка.
А тем временем мы уже подходим к дому Ильи Кривенкина. Тут – полным ходом стройка! А во дворе лежат обломки каменного изваяния, на котором четко виднеются очертания креста.
– А этот вот рабочие, что тогда на стройке у нас были, разбили, – сожалеет хозяйка дома Елена Михайловна. – Собственно, о том, что в домах у местных жителей могут быть такие вот камни, мы знали и раньше. Старый клуб в селе стоял на таких же обелисках. Видимо, время было такое, культовые предметы использовать как фундамент. Что это за камни? Кто-то говорит, что фрагменты старой часовни, а кто-то считает, что принесли их со старого кладбища, с могил греков-переселенцев – их здесь раньше много было, и в нашем селе, и в Греческом. Но мы, когда узнали, на чем наш дом стоит, решили убрать – этим камням место в музее, а не в жилом доме. И ломать я рабочим не разрешила – грех это.
Осмотрев расколотый обелиск из песчаника, решили мы заглянуть на кладбище, что неподалеку. Иногда надписи на могильных плитах, имена и фамилии могут рассказать очень много, дать ответы на разные вопросы. Вот и пошли мы вчитываться в даты и фамилии. Правду сказать, ничего поначалу особенного, да и греческих фамилий не попалось. Как вдруг, уже за оградой, наполовину в земле перед нами возник вот такой обелиск из цельного камня с выбитой нишей, с резным православным крестом и великолепной розой! Да, скорее всего, это могильный памятник, только вот ни на какой могиле он не стоял! Видно, и его принесли так же сюда много десятилетий назад, да только не стал он краеугольным камнем какого-нибудь дома, вот и лежит себе, ждет разгадки своей тайны, покрытый нефритовой зеленью мха и истории. Трогать мы его не стали, пусть потом музейщики его в коллекцию добавят, ну или как-нибудь иначе распорядятся его судьбой – к таким вещам ведь отношение должно быть почтительным.

О чем говорят камни

– Мы сравнили найденные обелиски с другими видами традиционных греческих захоронений – они практически идентичны, – раскрывает тайны находки в Красном директор историко-краеведческого музея Ирина Банько. – Однозначно это – памятники с мест захоронений. Вот в каждом маленькая ниша, возле некоторых есть следы крепления дверцы. Для чего они? Возможно, туда ставили образок со свечой, а, может, ритуальную трапезу. Посмотрите, как четко видная надпись на греческом языке и парные даты. Но что интересно. Не одна пара, а несколько: 1860, 1889, 1909 и так далее. Что это? Годы жизни? Или же даты каких-то событий? На эти и другие вопросы мы сможем ответить только тогда, когда прочтем эти надписи. Я уже отправила фотографию в фелицинский музей в Краснодаре, там есть специалист по греческим переселенцам, причем сама гречанка. Так что, думаю, скоро мы узнаем, о чем говорят эти камни.
Может, они расскажут и о том, где было это захоронение? О людях, о ремеслах? Ведь, в самом деле, греческие фамилии встречаются все реже и реже у местных жителей. А ведь согласно Переписи населения 1887 года туапсинского побережья по численности проживания греки были на пятом месте после русских, казаков, армян и грузин. Зачем и как попали они сюда? Мы попробовали дать ответ на этот вопрос, покопавшись в краеведческих и музейных материалах.

На просэфхесте йа масс!

Так по-гречески звучит: «Помолитесь за нас!» И почему-то именно эта фраза попалась на глаза первой, когда я листала русско-греческий разговорник при подготовке этого материала. Совпадение? Или знак? Во всяком случае, не мешало бы побольше узнать о тех, кто жил на этой земле, строил, лелеял ее.
История Греции и России переплеталась не раз, пустив корни и дав ростки. Но меня интересовали не античные греки, основавшие колонию на нашем побережье. А те, кто прибыл сюда в середине позапрошлого века. Массовый исход греков из Турции был вызван ростом освободительного движения народов, находившихся в составе Османской империи, и приходился он на 60 – 70 годы девятнадцатого века. К тому времени завершилась Кавказская война, а из-за массового ухода горцев в Турцию российское правительство начало политику заселения Черноморского побережья жителями Средней полосы России (непривычные к горам и климату, мало кто из них остался здесь навсегда), а также беженцами из той же Турции. Вот такое великое переселение народов, которое встречалось, увы, в истории не раз.
Однако массово греки заселяли побережье Геленджика, Анапы, Сочи. Здесь они селились компактно, образуя греческие селения. В туапсинских окрестностях их было меньше.Вот так и в Вельяминовской станице появился греческий «микрорайон». Он как раз таки и приходился на территорию современных сел Греческое и Красное.
Дружелюбие и миролюбивый характер греков отмечали. Они говорили в основном на своем языке – русский язык учили мужчины, чтобы работать и вести торговлю. Природные и климатические условия туапсинского побережья были грекам близки, и они занялись выращиванием винограда и табака. Причем табак с нашей земли был высочайшего качества и шел на дорогие папиросы и сигары в отличие от краснодарского табака, шедшего в основном на более дешевую махорку.
Греки были православными, однако много из их фольклора было заимствовано и из язычества. Например, ребенку от сглаза вешали на нитке бусинку с глазком – от сглаза. Очень интересным был магический обряд вызывания дождя – хождение с «кушкудерей» – веником, наряженным как невеста, с ним обходили дворы. Судя по находке в Красном, среди греков были и великолепные умельцы-камнерезы.

Кали эпитихия!

А это по-гречески – пожелание удачи и здоровья. И, поверьте, мое обращение к греческому языку вызвано не только чисто филологическим интересом (очень красивый язык и достаточно легко изучается). Уж очень хочется прочесть то, что вырезано на каменных обелисках, найденных в Красном! Конечно, мне их пока не осилить. Но вдруг кто-то знает, помнит греческий язык, умеет на нем читать? Или просто помнит историю своего рода, своей семьи, переехавшей полтора столетия назад сюда и привнесший еще одну драгоценную краску в картину народов, живущих на туапсинском побережье? Откликнитесь! Может, мы напишем вместе новую страницу нашей общей истории?
А пока резные каменные обелиски на музейном дворе ждут своего часа. И, конечно, все их тайны читатели «Туапсинских вестей» узнают первыми.

9 июля 2025

Море в Новороссийске прогрелось до +25°C: пляжный сезон в разгаре на фоне аномальной жары

Тепло Чёрного моря в Краснодарском крае продолжает набирать обороты. По данным местных властей, в июле температура воды на большинстве пляжей региона достигла рекордных +24°C. Ещё теплее ситуация на Азовском море: на курортах Приазовья вода прогрелась до +26°C.

Однако пляжный сезон проходит на фоне аномальной жары. В Краснодарском крае с 8 по 11 июля действует штормовое предупреждение из-за экстремальных температур, достигающих +40°C. Гидрометцентр России поясняет, что жаркая погода вызвана поступлением средиземноморской воздушной массы под влиянием малоподвижного континентального антициклона. Температура воздуха на юге и в средней полосе европейской части России превышает климатическую норму на 3–8 градусов.

Читать далее

ВСУ атаковали Курск: трое погибших на городском пляже, 10 пострадавших, удары по больнице и агрофирме

В ночь на 9 июля 2025 года Вооружённые силы Украины (ВСУ) нанесли серию ударов беспилотниками по Курской области, в результате чего пострадали мирные жители и объекты гражданской инфраструктуры. Об этом сообщил врио губернатора региона Александр Хинштейн в своём Telegram-канале.

На городском пляже «Городской» в Курске в результате атаки БПЛА погибли три человека, все — мужчины. Один из них — старший сержант Росгвардии, который прибыл на место после первых сообщений об атаке и начал эвакуацию отдыхающих. Во время второго взрыва росгвардеец получил смертельные ранения.

«Его героизм неоценим. Мы уже обсудили с руководством Росгвардии представление сотрудника к государственной награде посмертно», — отметил Хинштейн. По уточнённым данным экстренных служб, число пострадавших на пляже достигло 10 человек, включая пятилетнего мальчика, который, по словам Хинштейна, «закрыл собой маму во время атаки». Все пострадавшие получили осколочные ранения и ожоги разной степени тяжести, пятеро находятся в тяжёлом состоянии. Троим, включая ребёнка, успешно провели операции в Курской областной больнице. Мальчика и его мать планируют перевезти в Москву для дальнейшего лечения. Кроме того, в ночь на 9 июля украинские беспилотники атаковали инфекционный корпус Рыльской центральной районной больницы, здание скорой помощи и административное здание ЗАО «Агрофирма Рыльская».

В результате ударов в Рыльске пострадали две женщины, а на зданиях зафиксированы повреждения кровли и возгорания. Также днём ранее дрон ВСУ разрушил частный дом в селе Карыж Глушковского района, ранив 70-летнего мужчину, который получил осколочные ранения лица и глаза. Следственный комитет России (СКР) квалифицировал атаки как теракт и возбудил уголовное дело по ст. 205 УК РФ. На месте происшествия обнаружены фрагменты БПЛА с элементами, предназначенными для «максимального поражения гражданского населения». Ведётся расследование для установления причастных к атакам представителей ВСУ.

По данным Минобороны РФ, в ночь на 9 июля над регионами России было сбито 86 украинских беспилотников, из них 23 — над Курской областью. Хинштейн подчеркнул, что ситуация находится под контролем властей, а пострадавшим и семьям погибших будет оказана вся необходимая помощь. «Эта атака — ещё одно варварское преступление против мирных жителей. Все виновные понесут наказание», — заявил врио губернатора.

*Источники: Telegram-канал Александра Хинштейна, РИА Новости, Коммерсантъ, Ведомости

Читать далее
1 июля 2025

ТБТ: расти и развиваться

Традиционно в преддверии Дня работников морского и речного флота России Туапсинский балкерный терминал чествует тех, кто вносит вклад в его высокую эффективность, крепит трудовые традиции – и очень любит своё дело

На Туапсинском балкерном терминале трудятся профессиональные специалисты, команда, объединённая чувством ответственности  за успех общего дела, на высокий результат.

Сегодня – слово лучшим работникам ТБТ, труд которых будет отмечен к профессиональному празднику Благодарностями и Почётными грамотами.

Читать далее
25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее