25 апреля 2016

«Страшная» тайна Георгиевской пещеры

Журналисты «Туапсинских вестей» нашли близ села Георгиевского настоящую пещеру. О том, что в Георгиевском есть пещера, мы прочитали в одном старом путеводителе за 1979 год. «Пусть она мала, – говорится в путеводителе, – но все-таки пещера, ведь, как говорят спелеологи, пещерой считается и ниша в 6 метров: важно, как она образовалась». И нам интересно стало! […]

Журналисты «Туапсинских вестей» нашли близ села Георгиевского настоящую пещеру.
О том, что в Георгиевском есть пещера, мы прочитали в одном старом путеводителе за 1979 год. «Пусть она мала, – говорится в путеводителе, – но все-таки пещера, ведь, как говорят спелеологи, пещерой считается и ниша в 6 метров: важно, как она образовалась».

Копия 11


И нам интересно стало! Но как ее найти? Выяснилось, многие местные жители и не знают о существовании этого природного чуда.
– Может, Тимофей Леонидович Лукьянченко, наш казачий атаман знает? – подсказал глава георгиевского поселения Инвербий Коджешау. – Ему о Георгиевском все известно.
И не ошибся глава! «Приезжайте, – сходу пригласил атаман, – знаю я и эту пещеру, и другие. Они как раз недалеко от того места, где я живу».
Он и возглавил наш небольшой отряд.
Небольшая гора, сложенная известняковыми породами, стоит обособленно, как большой курган, она обросла кустарником и колючими зарослями, а у основания окружена деревьями. Пещера расположена в её северном склоне. Вот он, вход – продолговатое шестиметровое отверстие под скальным навесом горы. Высота входа всего 1,5 метра, в самой пещере, под нависшей глыбой 1 метр. Зато дальше высота снова увеличивается. Длина пещеры 6 метров, ширина у входа – 5 метров, потом она постепенно суживается и заканчивается тупиком.
– Все, кто знают о ее существовании, используют этот грот по назначению, – улыбается Тимофей Леонидович. На наше недоумение поясняет:
– Ну, прячутся там, например, от солнца. Кстати, туристов с палатками летом здесь много. Во время дождя укрываются пастухи и козы. Один местный житель, дедушка, рассказывал, как в годы войны он с ребятами в этой пещере от авианалетов спасался. Детвора купается на речке – смотрит, фашист летит, бегом лес – и в пещеру. Ушел – дети снова на речку бегут. Так-то…
Стараясь не примять дикие тюльпаны у входа, мы вошли внутрь. Заходим, согнувшись, а потом и распрямились – пещера довольно высокая. И на удивление чистая и без «наскальных» надписей типа «Здесь был Вася». Может, потому что о ней знают немногие?
Но самое большое открытие ждало нас впереди. Изучая эту пещеру, узнали ошеломляющую новость, что она не пещера вовсе! И что карст – это не порода, не материал, а природное явление…
– Карст это особый процесс растворения или выщелачивания трещиноватых растворимых горных пород подземными и поверхностными водами, – рассказал нам горноспасатель Виталий Киреев. – В результате образуются отрицательные западинные формы рельефа на поверхности Земли и различные полости, каналы и пещеры в глубине. Впервые такие широко развитые процессы детально были изучены на побережье Адриатического моря, на плато Карст близ Триеста, откуда и получили свое название.
К растворимым породам, подверженным разъеданию водой (рассказал наш эксперт), относятся соли, гипс, известняк, доломит, мел. В соответствии с этим различают соляной, гипсовый и карбонатный карст. Наиболее изучен карбонатный карст, что связано со значительным распространением известняков, доломитов, мела.
Наибольшее разнообразие карстовых форм наблюдается в открытом типе карста (горные районы известнякового плато Крыма, Кавказа, Карпат, Альп и др.). Вот и наша «пещера» на самом деле – такая карстовая ниша. На поверхности растворимых горных пород образуются также карстовые воронки, котловины, рвы. А вот пещеры относятся к подземным карстовым формам.
Ну и ладно! Пусть официально она будет нишей, а в народе все равно – пещера! Тем более, если идти по лесной тропе дальше, наткнешься на огромный каменный массив. А в нем этих пещер (пардон, ниш) – до десяти! Маленькие, но глубокие. Словно норки для лисят и енотов. Только «вырыли» их не животные. А сама природа…

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее