Почему вдруг люди ни с того, ни с сего становятся злыми? Перестают любить ближних? Весь мир видят только в черных красках? А просто им в сердце попал осколок зеркала злобных троллей и превратил в кусочек льда.
Так объясняет великий сказочник в своей бессмертной «Снежной королеве». А юные артисты, ребята из театральной студии «Лестница» и коллектива «Маска», в своем спектакле по этой сказке попробовали найти способ спасти такого человека.
Почти целую неделю, пять дней подряд, они радовали туапсинсцев своей постановкой. Казалось бы – детская сказочка. Но, как всегда, художественный руководитель «Лестницы» и «Маски» Наталия Кристенсен «копает» так глубоко, что даже детская сказка становится философской притчей.
Удивительно, что дети включаются в эту взрослую «игру».
– Ко мне уже после спектакля подходили школьники и спрашивали: «Почему – «Королева прелестная», почему не «Снежная королева?» – А я им отвечаю: «Вы же видели спектакль, подумайте.» И у нас такие дискуссии после спектакля начинались!
Обычная сказка о силе и преданности любви и дружбе, о победе добра над злом у школьников превращается в супер-актуальную притчу о современных ценностях жизни.
У Герды и Кая и их бабушки (о чудо!) зимой расцветают розы. Об этом прослышал Советник и приехал купить их. Но дети не продают розы даже за очень большие деньги. Чем удивлен и расстроен Советник, который купил самого короля со всеми его потрохами. А тут какие-то бедные люди не соблазнились его деньгами. И он посылает троллей, подругу- Снежную королеву, чтобы усмирить и сломать людей, для которых есть ценности, которые не продаются даже за большие деньги.
Ну, а дальше – вы знаете. Весь спектакль герои размышляют о том, что для них главное в жизни. И что ни при каких обстоятельствах нельзя продавать и предавать. Не зря в финальной сцене, которая у Наталии Кристенсен всегда становится мощным завершающим аккордом, звучат стихи:
«Эй, вы!
И скучно вам,
И мрачно вам,
И тихо вам
И нудно!
И жадно вам,
И мало вам,
И грубо вам
И трудно!»
Интересно, дети понимали всю глубину спектакля?
– Конечно, – уверена Наталия Кристенсен, (фото) – иначе, он не получился таким бы убедительным. Репетиции шли полгода, и каждую сцену, каждое слово мы проговаривали, обсуждали.
И хотя школьный театр в этом году впервые более чем за 20 лет своего существования давал спектакль на новой сцене, в городской школе №6, труппа юных артистов в основном состояла из гимназистов. Тридцать два человека – с пятого по 11 классы почти ежедневно находили время бегать в другую школу на репетиции.
Многих мы помним по прошлым ролям! Но есть и открытия. Ученик «Роснефть-класса» Дмитрий Артюх, в жизни утонченный, обаятельный умница, в роли Советника был просто неузнаваем. Груб, жаден, хамовит – просто мастерство перевоплощения. Анна Кураева, ученица 11 «А» класса гимназии в прошлогодних «Вечно живых» сыграла превосходно роль Дуньки-хлеборезки – отвратительной хабалки.. А здесь – Принцесса. Томная, скучающая, капризная, добрая…
Если уж говорить о чудесном перевоплощении, то сама режиссер задала задачку актерам.
– У нас в спектакле четыре Снежные королевы (Диана Артюх, Диана Нечаева, Кристина Грищенко, Анастасия Палей). И никто не хотел быть Северным Оленем. Тогда я сказала: «Все хотите быть королевами? Пожалуйста, но королевы будут играть и Оленя!» Как девчонки включились! Начали шить меховые жилеты, шорты, тапочки. Конструировали рога. Искали походку! В итоге все четыре Королевы проиграли своим Оленям. Олени получились ярче и интересней.
Вообще этот спектакль можно назвать бенефисом вторых ролей. Безусловно, огромный труд виден в работе Владиславы Мартыновой (Герда), троих Каев (Александр Изметьев, Степан Шнуровенко и Ярик Романов) и Родиона Гайворонского (автор, не исчезающий со сцены в течение всего спектакля). Но просто потрясающая работа Ворона и Вороны (Дмитрий Фетисов и Мирослава Заславская),
принца Клауса и Принцессы (Лев Платонов и Анна Кураева). Впечатляют и все четыре Разбойницы с мамами– Атаманшами, и продажный Король, и тролли, и придворные, и розы. Может, все дело в костюмах и общем антураже?
Едва вы еще входите в актовый зал школы – попадаете в какой-то украшенный витражами замок, где всюду – розы, розы, розы. Нарисованные, живые, сухие – Ганс Христиан Андерсен очень любил розы, они всегда присутствуют во всех его сказках. Вот и в спектакле – из-за них весь сыр-бор и получается. Получается, и здесь розы стали главными…
Артисты сами готовили их из бархата, капрона и атласа. А удивительные картины на сцене – это точная копия детских открыток середины прошлого века. Именно их присылал маленькой тогда Наталии Кристенсен её дедушка из Дании. И вот юные художницы, они же исполнительницы различных ролей (Анна Кураева, Елизавета и Мария Мирошниченко, Елизавета Шульженко и Кристина Грищенко) сделали несколько больших полотен – точные копии этих старинных открыток. А на витражи ушло… 300 пластиковых тарелок с нарисованными на дне розами. Их увидели на рынке и поняли, что, наклеив их на стекла, можно украсить огромные окна зала… Получилось что-то похожее на католические витражи (Дания, все-таки, Андерсен…) и замороженные зимние окна. И эта новогодняя елка в углу…
– Как всегда над спектаклем работали все – и дети, и родители. И никто никого не подвел, – говорит Наталия Кристенсен. – Спасибо всем! Спасибо и зрителям, которые все пять дней приходили в шестую школу на спектакли. Коллегам-учителям из первой школы. Мы верим: даже если кому-то и попал в сердце или глаза осколок зеркала троллей, то наш спектакль, наши розы, слезы нашей Герды и всеобщая любовь помогут избавиться от него. И не будет вам в жизни ни скучно, ни мрачно, и ни жадно и ни трудно!