В этом году у двух ветеранов ОАО «Туапсинский морской торговый порт» – юбилеи. И еще какие! Участнику Великой Отечественной войны Алексею Афанасьевичу Броку и труженице тыла Юлии Александровне Николаевой исполняется по 90 лет! Мы приехали к юбилярам в канун 22 июня, 75-летия со дня начала Великой Отечественной войны, и разговор шел о пережитом… И хотя, кажется, все уже рассказано и выспрошено, вновь открываешь для себя это необыкновенное поколение.
Трудовой фронт комсомолки Юли
– Я даже не поняла, что это – война? Когда 22 июня люди забегали, запричитали вокру, я еще думала: «Чего они так себя ведут?» А вот когда отца забрали на фронт, а мама была беременна шестым ребенком, мне, 14-летней, пришлось стать кормилицей семьи. Я быстро повзрослела. И все поняла.
Девочка устроилась в типографию «Ударник» переплетчицей. Все, что зарабатывала, уходило на питание семьи. С ними жила больная тетя и старенькая бабушка. Мама плакала от жалости к ней, когда уставшая Юля приходила с работы.
– Мы же, комсомолки, еще в добровольном порядке аэропорт в Агое строили! – рассказывает Юлия Александровна. – Обратно бредем – мокрые, голодные, босиком! Пешком до Туапсе. Почему мокрые? А осень 1941-го выдалась дождливой, траншеи – все с водой, а немец летит бомбить – мы со страху в траншеи с водой и сигали! Улетит – как есть, мокрые, роем дальше, трудимся. Снова налет – мы снова в холодную воду…
Когда закрыли типографию, ведь город уже стал передовой, бомбили каждый день, все предприятия эвакуировались, я пошла на нефтебазу. Меня, 15-летнюю, поставили учетчицей, следить набралась ли цистерна с нефтью. Я в первый день, помню, залезла, заглянула туда, еще немного постояла и… упала с высоты цистерны без сознания в желоб с горючим. Очнулась в больнице.
А болеть некогда! Дома голодают. И снова она идет на работу. На этот раз ее, имеющую радиотехническое образование, приняли в воинскую часть. Там она и доработала до конца войны. Комплектовала специальными морскими приборами военные суда.
Радиотехническое образование пригодилось и дальше. После войны Юлия Александровна работала в порту – за исключением нескольких лет, которые провела на Дальнем Востоке, на бывших японских островах, куда подалась «за романтикой». Но оказалось, что романтика родного Черного моря сильнее! Хотя, любовь свою она там себе нашла, вместе с мужем вернулась в Туапсе, в порт. На двоих у них стаж – около 60-ти лет.
На юбилей к ветерану, который выпадает как раз на главный портовской праздник – День работника морского и речного флота, приедут обе дочки, четверо внуков, правнуки. И главный тост будет: «За здоровье!» Вот его-то Юлии Александровне не хватает. Обмороженные, раненные осколками бомб ноги уже не слушаются. Поэтому не выходит она в город уже давно, а о родном порте читает в нашей газете. Да коллеги из совета ветеранов приходят, рассказывают.
– Я тоже желаю родному предприятию процветания, – говорит она. – Порт выстоял в войну, выстоит и в кризисы, и в санкции.
15-летний партизан Алексей Брок
Алеша Брок 22 июня играл с пацанами в городки. И этот день запомнился ему как светлый и солнечный. Правда, закончился он слезами мамы. И в мирной жизни была нелегко – пятерых детей поднимала мать одна, без отца. А тут война!
Фашисты быстро оккупировали Белоруссию, и началась страшная жизнь под игом врага. 15-летний мальчик ушел в партизаны.
– Ох, и лютовали тогда фашисты, – вспоминает Алексей Афанасьевич. – Нас постоянно бомбили с воздуха и обстреливали со всех сторон, стараясь замкнуть кольцо окружения. Страшный огонь! Берега у озера низкие, топкие, заболоченные, а начало лета в Белоруссии — холодное и дождливое, укрыться негде, костер не развести, и день, и ночь – бой. Если есть на свете ад, то я его уже видел!
23 июня 1944 года… Эту дату Алексей Брок запомнил на всю жизнь. Много позже он узнает, что именно в этот день Советская армия начала операцию «Багратион» – наступление, ставшее крупнейшей военной операцией за всю историю человечества. А тогда к отчаявшимся и потерявшим всякую надежду на спасение партизанам вернулись разведчики с докладом, что немцев в округе нет. Война продолжалась, и бывшего партизана Алексея Брока из леса прямиком направили в военкомат, а оттуда после обучения в запасном полку, пулеметчиком в Восточную Пруссию, где шли жестокие бои.
– Последний для меня бой закончился 17 ноября 1944 года, – вспоминает Алексей Афанасьевич. Ранение оказалось серьезным, пришлось сменить не один госпиталь.Победу Алексей Брок встретил на больничной койке.
В Туапсе Алексей Афанасьевич с семьей приехал в 1959 году, пошел работать в порт и проработал в нем докером больше 20 лет. Он стал основателем портовской династии. В порту трудятся его сын и внук. Сын Владимир Алексеевич Брок – председатель Совета ветеранов порта.
Порт желает вам радости и бодрости духа!