Война молодого железнодорожника застала его у Брестской крепости. Он видел, как сдавался в плен фельдмаршал Паулюс. Был ранен под Сталинградом. А после войны снова сел в кабину машиниста.

Корчагин

В начале августа ветеран-железнодорожник Илья Семенович Корчагин отметил 95 лет! И отметил его в родном локомотивном депо, куда пригласили его ветераны и коллеги, работающие сегодня на железной дороге.

– Илья Семенович, один из наших «сталинградцев», – говорит председатель Совета ветеранов железнодорожного узла Валерий Власов, – корифей, можно сказать. Войну начал в 1941 и знает ее такой, о которой сейчас не рассказывают…
На самом деле, сейчас очень редко можно встретить ветерана, который прошел войну «от и до». Илье Семеновичу выпало испить всю чашу войны – от ее первых страшных отступлений и до победных залпов.

– Меня, начинающего железнодорожника, вообще призвали в кавалерийский полк в 1940 году, – рассказывает он. – А 22 июня 1941 года мы, молодые кавалеристы, были в летнем лагере в Белоруссии. И когда под утро началась бомбежка, мы опрометью кинулись в часть – ведь оружие-то там было!

…Если отвлечься от событий, то представьте, им было всего по 19-20 лет, новичкам-призывникам. Они вооружились и пошли по направлению к Брестской крепости, даже не предполагая, что там происходит. Шли лесом, а когда вышли на дорогу к ближайшему селу, местные жители повернули обратно: «Село занято немцами, тикайте, хлопцы». И начались страшные скитания по белорусским лесам и болотам.

– Я ни минуты не сомневался, что выйду из окружения, – говорит Илья Семенович. – В то время, как все избавлялись от документов, я свой комсомольский билет не выбросил. Разорвал в кавалерийском сапоге подметку, и засунул его между каблуком и подошвой…

А может, ему повезло, как потомственному железнодорожнику?

– Так бродили мы поодиночке или маленькими группами (так меньше привлекали внимание) и, представляете, случайно выбрались на станцию, еще не занятую фашистами. И поезд уже был под парами! Последний, он что-то еще грузил и уходил из окружения. Там такая суета была! И я и мои товарищи по несчастью успели забраться в вагон. И когда поезд тронулся, и мрачные белорусские леса поплыли вдоль дороги – я даже не успел выдохнуть, как заснул.
Его отправили в школу командиров, закончив которую, он и попал прямо под Сталинград…

– Нам повезло, основные бои уже были закончены – кругом шли разговоры о том, что немцы окружены и сдаются. Но в отдельных дворах бои продолжались. Вот мы и занимались «зачисткой».

Иногда бои принимали ожесточенный характер – во время одного из таких боев он и был ранен. Но все равно Илья считал себя везунчиком. Ведь до ранения он успел увидеть, как пленили фельдмаршала Паулюса!

– Мы с ребятами стояли недалеко от оцепления, где шла капитуляция. Знали, что оттуда, «из подвала», пойдут немцы, и когда появилась высокая, худощавая фигура в полушубке, по толпе прошел ропот «Паулюс!»

Победу Илья Семенович встретил в Клайпеде. До 48 года водил поезда по Прибалтике. Когда вернулся домой, они с отцом водили поезда, а потом его, как лучшего машиниста направили во вновь образованное депо в Туапсе. И сразу же дали квартиру, в которой, на улице маршала Жукова он живет до сих пор. Где выросли его сын и дочь. А вот поезда снятся! И очень часто — тот, последний бронепоезд, который вывозил его из окружения.

– Я знаю, – говорит он, – и сегодня непростая ситуация и в мире, и в стране. Всем живется нелегко. Спасибо железнодорожникам, которые не забывают меня. Поздравляю их с профессиональным праздником! Держитесь, ребята, прорвемся! А если что – подключайте меня, водить электровозы не разучился! Мой бронепоезд всегда на запасном пути!

Всегда зеленый семафор!

Уважаемые работники железнодорожного транспорта и ветераны отрасли!
Коллектив Туапсинского балкерного терминала поздравляет вас с профессиональным праздником – Днем железнодорожника!
В праздничный день примите наилучшие пожелания!
Стабильности и процветания коллективам работников железнодорожного транспорта, счастья и благополучия вам и вашим семьям!

Исполнительный директор Д.В. Тютин и коллектив Туапсинского балкерного терминала