10 октября 2016

Дядя Ваня Манукьян

Ветерану порта Эрванту Леоновичу Манукьяну исполняется 90 лет. Из них 57 лет он провел за рулем. (Эрвант Леонович в кругу семьи – с сыном Артемом и внуком Арсеном) Вообще-то он – Эрвант Леонович, но в Туапсинском морском порту его вот уже более семидесяти лет знают как дядю Ваню. «Тогда, в Советском Союзе, насчет имен не […]

Ветерану порта Эрванту Леоновичу Манукьяну исполняется 90 лет. Из них 57 лет он провел за рулем.

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%83%d0%ba%d1%8c%d1%8f%d0%bd-1

(Эрвант Леонович в кругу семьи – с сыном Артемом и внуком Арсеном)

Вообще-то он – Эрвант Леонович, но в Туапсинском морском порту его вот уже более семидесяти лет знают как дядю Ваню. «Тогда, в Советском Союзе, насчет имен не заморачивались, – говорит Эрвант Леонович, – меня с детства звали по-русски Ваня, и когда я после войны пришел в порт учеником шофера, то был просто – Ваня Манукьян. А потом стал и дядей Ваней».

Вообще, гараж, машины – это была его мечта с детства. Впервые много машин он увидел в прифронтовом Туапсе. Они шли и шли через город, везли раненых, новое пополнение, орудия…

Сам Иван вместе с отцом всю войну отработал в лесу – на заготовке дров. В «гортопе» трудился отец и 15-летнего Ваню пристроил. Коренные туапсинцы, они и не думали покидать город, даже когда фашист стоял в Шаумяне. «Мы всегда верили, что город выстоит», – гордится он. Так и вышло.

Это сейчас о Туапсе сложено много песен, написаны книги, город получил звание Города воинской славы, а Туапсинская оборонительная операция, наконец-то высоко оценена историками. Ведь если бы Туапсе пал – миллионная турецкая армия, стоявшая на границе и ждущая этого часа, тотчас бы вторглась в Закавказье. А к Турции у армян – особый счет… С детства помнит Эрвант, как затихали разговоры взрослых, когда кто-то из детей входил. Он догадывался: говорят о том страшном, что было в каждой армянской семье – геноциде.

Он знал, что его бабушка и дедушка с маленьким тогда отцом бежали в 1915 году из Турции. Жили в лагере для беженцев, шли по побережью, пока не остановились в Туапсе. И все равно им очень хотелось уйти подальше…
Кстати, потом, когда он уже будет работать шофером в порту, на посевной в Белореченском районе (порт помогал колхозам техникой и кадрами), встретит свою единственную любовь – Клавдию. И окажется, что её родители и деды тоже были в том самом лагере для беженцев и знают его родных! Вот так иногда судьба очерчивает круг.
Они надели кольца друг другу на всю жизнь. И хотя после войны прошло почти восемь лет, и Туапсе не залечил раны, они (молодые!) были счастливы.

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%83%d0%ba%d1%8c%d1%8f%d0%bd

(С женой Клавдией, подарившей ему двух дочерей и сына)

Ваня к тому времени из ученика стал первоклассным водителем. И его за профессионализм и ответственность наградили… трофейным БМВ!

– Разумеется – не подарили, – рассказывает сын Артем, – его перевели работать на БМВ, возить главного инженера, но это расценивалось как подарок. Тогда в Туапсе машин мало было, в основном грузовики. А легковые – только у руководства, и то единицы. А тут – БМВ! Невиданные формы, все лаковое, блестит! Папа на работу бежал к своей машине, как к невесте. Мама в шутку ревновала. Эта машина потом, в 90-е годы, перешла в частные руки, и вот еще до недавнего времени я её видел в городе. Видел, и сердце ёкало: папин БМВ.

Сам Артем, младший и единственный сын, все детство провел в гараже у отца. Позже Эрвант Леонович перешел работать на автобусы. Порту они были нужны, чтобы возить коллектив на экскурсии, помогать обслуживать иностранных моряков. Это целая страница в жизни дяди Вани. До сих пор докеры вспоминают, как дядя Ваня возил их на рыбалку, за город, на экскурсии, когда они были детьми. А потом спохватываются и начинают считать: сколько же он годков отработал в гараже порта, если им самим сейчас за сорок?
На заслуженный отдых ушел недавно – в 2002 году. Получается, 57 лет жизни человек отдал родному предприятию.

– Наверное, сейчас не встретишь человека, столько лет проработавшего на одном месте, – говорит генеральный директор ОАО «Туапсетранссервис» Карп Карабаджан, – это уникальный человек во всем. Ведь почему его уговаривали не уходить, поработать «еще годик» и еще. Дядя Ваня сочетает в себе и редкого профессионала (за все эти годы у него не было аварий!) и очень ответственного человека. Машины у него всегда в порядке, никогда он их «не загонял», за руль садился с удовольствием, любой маршрут для него был желанным. В последние годы в порту он трудился на мусоровозе, но не было человека, который, встретив его машину, не сказал бы уважительно: «Здравствуйте, дядя Ваня!»
Часто он был востребован днем и ночью. Его, водителя автобуса, могли вызвать среди ночи (экипаж прибыл!), и он безропотно вставал, одевался, шел заводить свой «ЛАЗ» или «Икарус». Клавдия ворчала: «Неужели других нет, почему ты да ты. Еле дождались вечером с работы, так ты ночью бежишь». Но его ждали все, и по-другому он не мог. И все это знали. Он вообще не мог без порта, без того, чтобы не начать утро с проходной, не слышать сигналов маневровых паровозов, криков докеров «Майна!» или «Вира!» На его глазах порт превратился в мощное современное предприятие. А ведь он застал то время, когда докеры мешки таскали на плечах, а в гараже стояло, как тогда шутили, «полторы полуторки».

%d0%ba%d0%be%d0%bf%d0%b8%d1%8f-%d0%bc%d0%b0%d0%bd%d1%83%d0%ba%d1%8c%d1%8f%d0%bd

(На трофейном БМВ)

…Вместе с ним, с его сыном Артемом, который тоже уже скоро будет ветераном порта, с внуком Арсеном мы перебираем старые фотографии. Он рассказывает, меряя этапы своей водительской карьеры машинами. Вот он на полуторке, вот знаменитый БМВ, вот «Икарус» (в Туапсинском порту он появился раньше, чем в городе!), вот «ЛАЗ», вот самосвал… И на стройке пришлось поработать от порта – тогда весь район Приморье порт строил. И надо было отработать, чтобы квартиру получить. Он и старался, ведь уже было трое детей.

– Странно, – говорит дядя Ваня, – вроде такая жизнь долгая, а пролетела, как миг. Только вот карточки остались…
Но осталась еще и людская память. И – порт, который, как и верный его солдат Эрвант Манукьян, выстоял в войну, поднялся из разрухи и честно трудится – каждый день, каждый час…

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее