6 февраля 2017

Туапсе, где нет больше диких обезьян…

Вот уже много лет ходят легенды об эксперименте в Туапсинском районе в ХХ веке по высаживанию в наших лесах диких обезьян. И хотя в последнюю четверть века их никто не видел, на туристических и гостиничных сайтах упорно пишут, что стада обезьян в туапсинских лесах живут, и туристы могут при желании их увидеть и сегодня. «Обезьяний» […]

Вот уже много лет ходят легенды об эксперименте в Туапсинском районе в ХХ веке по высаживанию в наших
лесах диких обезьян. И хотя в последнюю четверть века их никто не видел, на туристических и гостиничных сайтах упорно пишут, что стада обезьян в туапсинских лесах живут, и туристы могут при желании их увидеть и сегодня.

«Обезьяний» эксперимент доказал, что в Туапсе зимой без поддержки выжить невозможно…

IMG_6677

(Академик РАЕ, профессор, доктор биологических наук, зоопсихолог, Валерий Гургенович Чалян руководил в 70-80-х годах туапсинским экспериментом по выживанию обезьян в Дедеркойском ущелье)


Рассказы об организованных охотах на обезьян, о похищениях обезьянами людей, о том, что они разоряют фермеров — из той же серии. Мы решили положить конец всем этим слухам – тем более, с годом Обезьяны мы распрощались на прошлой неделе…

Наш собеседник – академик РАЕ, профессор, доктор биологических наук, зоопсихолог, Валерий Гургенович Чалян. Именно он (в прошлом – заместитель директора Сухумского питомника по науке, ныне – заведующий лабораторией биологии приматов института приматологии РАМН) в 70-х и 80-х годах руководил экспериментом по адаптации обезьян в Туапсинском районе. Только для читателей «Туапсинских вестей» он согласился рассказать, как это было.

Как обезьяны поселились в Сочи

– Валерий Гургенович, до проведения эксперимента в Туапсинском районе обезьяны жили на побережье. В этом году Сухумскому обезьяньему питомнику исполняется 90 лет. А как они попали в Сочи?
– История разведения обезьян в Адлере началась в 80-х годах, когда кроме существовавшего с 1927 года Сухумского питомника обезьян, в эксплуатацию были введены два новых питомника – Адлерский и Тамышский (еще один в Абхазии – там места удивительные были!). Судьба Тамышского питомника оказалась плачевной – он был уничтожен во время грузино-абхазского военного конфликта в 1992-93 годах. А вот питомник обезьян в селе Веселое, который был построен в 1981 году, стал своеобразным преемником Сухумского.

IMG_6498

– А откуда прибывали обезьяны?
– Главным образом из Вьетнама. Их там ловили в лесах. К началу 1988 года в питомнике было уже более 2000 обезьян, в основном макаков резусов, яванских и лапундеров, а также немного мартышек. В начале 90-х годов появилось еще около 200 павианов гамадрилов из ликвидированного к тому времени Туапсинского заказника. Кроме того, в 1997 году в питомник было привезено 60 павианов, поступивших из мест естественного обитания.
В годы перестройки количество обезьян сократилось до 1,5 тысяч, однако в дальнейшем численность животных снова выросла. Сейчас здесь 4600 обезьян.

– А в питомнике детеныши рождаются?
– Почти все обезьяны, живущие сейчас в питомнике, рождены в его клетках и вольерах. Большинство принадлежит ко 2-4-му поколению рожденных в питомнике животных. Сейчас здесь содержится более 20 видов низших обезьян Старого и Нового света. Ежегодно в питомнике рождается около 700 детенышей.

Сто тысяч «почему»

IMG_6611

– Валерий Гургенович, а зачем вообще было переселять обезьян в Туапсинский район?
– Высадить обезьян в ущелье нужно было для того, чтобы мы имели особей, выросших в естественной среде – не в лаборатории. Как и почти сто лет назад, так и сейчас, обезьяны нужны науке для опытов – в питомнике работают несколько научных лабораторий. Сегодня, например, ученые создают вакцины от вируса Эболы, изучают поведение и мутации вируса гриппа, вич и других. Чтобы полноценно проводить исследования, нужны особи, выросшие в естественной среде. А стоит каждая обезьянка, привезенная из естественной среды обитания, очень дорого.
Вопросы зоопсихологии также очень важны в понимании животных. Мы изучали психологию зверей в стаде. А это можно сделать, только когда они на воле.

Это идея нашего академика Бориса Аркадьевича Лапина, знаменитого ученого, зоолога, который в Сухумском заповеднике начинал еще до войны. Ему более 90 лет, а он до сих пор трудится. Так вот тогда, в 70-х годах, возникли вопросы по адаптации обезьян в других более суровых климатических условиях. И Лапин договорился с главным тогда (наверное, министром лесного хозяйства?) по лесам человеком, что нам выделят недалеко от Сухуми место для эксперимента, но с другим климатом.

– Почему выбор пал на Дедеркойское ущелье?
– Там была хорошая кормовая база — каштанник. А, значит, пропитание им было обеспечено. Так думали мы. Первую партию гамадрилов мы привезли 28 мая 1971 года. Эти обезьяны были закуплены в Эфиопии. Первый выпуск состоял из двух самцов и 18 самок. Вторая группа – 30 самок и два самца.
Потом были подсадки в 1974 году, 1979-м и в 1980-м. А в 1987-м привезли другой вид обезьян – 87 макаков бурых.

– А почему именно гамадрилы участвовали в эксперименте?
– Они не человекообразные, относятся к «низшим» видам, но из всех низших – самые умные, самые организованные.

– Они так похожи на львов из-за своей «гривы»!
– Это большая обезьяна, достигающая одного метра длины (самки вдвое меньше). Действительно, у самцов на верхней части туловища — шерсть густая, как грива. Клыки достигают нескольких сантиметров. И они очень опасны. Могут разорвать и крупное животное. Питаются гамадрилы корнями растений и мелкими насекомыми, улитками.
Их сообщество вообще очень напоминает человеческое общество.

IMG_6632

Первая ячейка общества – семья. Только в отличие от нас у них семья – это самец и его гарем. (Впрочем, мне кажется, треть человечества живет именно так). Самка рождает одного детёныша и очень к нему привязана. Самцы гамадрилов воруют дочерей у соседок для своего гарема. Самки в гареме, не будучи связаны родством, солидарности друг к другу не проявляют, а самец держит их в ежовых рукавицах.

Вторая ступень – клан. Это братья самца и близкие друзья со своими гаремами. Третья ступень – группа, в которой объединены несколько кланов. Они могут периодически выяснять отношения между собой, но при опасности – вместе! И, наконец, стадо. Это несколько сотен обезьян, разбитых на группы, кланы, семьи. Чем не наше общество? А внутри у них все подчинено своим законам, которые все беспрекословно выполняют и все соблюдают «правила игры». А если не соблюдают – его убивают. Организация – строгая! Не случайно у древних египтян гамадрилов изображали в виде Бога мудрости и книжника.

По законам стаи

– Я не один работал по этому эксперименту. Набрал команду ученых, в основном – молодежь, 10 человек. Ведь эта работа требовала полной отдачи. Мы по очереди жили с обезьянами – по месяцу, полтора проводили в лесу. Конечно, у ученых был домик для ночевки. Сначала мы квартировались в селе, а потом построили небольшое жилище. А весь световой день они проводили в лесу. Не в стаде, конечно, всегда были рядом, следовали за ними.
Сбор информации – это же наблюдение, внедрение в стадо! У меня был еще один такой обезьяний десант – под Сухуми. Одновременно мы высадили и там несколько групп. Так вот там, я был лидером группы у них. Даже вожак Яша мне подчинялся.

– А не страшно было? Ведь гамадрилы крупные животные, у них – клыки по несколько сантиметров, они могут разорвать любого, если нападут стаей.
– Надо знать их повадки, нравы, и действовать в соответствии с законами стаи. Тогда вы будете не только живы, но и лидером у них. У стаи свои законы. Например, детеныши, пока они черненькие – это у них святое.

2

– Черненькие?
– Да, они рождаются абсолютно черными, и первые два-три месяца такие. Потом начинают буреть, сначала лапки, потом туловище и так далее. Так вот, им абсолютно можно делать все, пока они черные, хоть на голове у вожака прыгать. Никто не смеет его обидеть, он может взять пищу, и вожак не отберет ее. Любая самка, проходящая мимо черненького, должна наклониться и сделать особое приветствие – типа нашего доброго «утю-тю», то есть, ласково поиграть с ним. Как только начинают буреть — все привилегии на этом заканчиваются.

Однажды я шел к ним и по пути подобрал черную дохлую ворону, нес ее в руках, и они издалека не разобрались и подумали, что я убил черного. Они неслись на меня, готовые убить. Я понял причину и высоко над головой поднял птицу, расправив крылья. Они тут же успокоились.

Однажды Яша напал на мою сотрудницу, она что-то делала с черненьким, по-моему, кровь на анализ брала, тот и заверещал. Мы не успели оглянуться, как он подскочил и вцепился в нее сзади. Потом ей на ягодице семь швов накладывали. Мне выдавали оружие на всякий случай, но им никогда не пользовался. На худой конец, был резиновый шланг (небольшой отрезок), им шлепнешь особо зарвавшегося – не более. И то это было редко.

– Какие у них еще законы?
– Их много – я на этом диссертацию защитил. Иерархия такая, что если нарушишь – пострадаешь. Таким образом поддерживается порядок и дисциплина. К примеру, самка, по иерархии стоящая ниже, обязательно проходя мимо самки, чей ранг выше, должна принять так называемую позу унижения. Все так делают — и тогда это никто не замечает. А попробуй не прими такую позу – тут же поднимется крик, с нарушительницей «понятий» разберутся как надо! Только жестко выполняя законы, стая выживает. И здесь нет никаких отступлений и исключений. И даже если вожак по какой-то причине обидит черного – вся стая может восстать и пойдет против, настолько это серьезно.

Гамадрилы очень боятся воды, плавать не умеют, но в экстремальной ситуации самец может броситься в воду за тонущим детенышем. Они не бросают слабых. Если, скажем, стадо уходит вверх в горы на ночлег, и какая-то слабая самка отстает, группа ждет ее, помогает подняться – не бросает.

Мы, изучая поведение обезьян в стаде, открыли для себя много всего, как формируется гарем, например. Кто становится другом вожака. Оказывается, вожаку управлять гаремом помогает «друг», первое лицо, после него, но он никогда не посягнет на его самок, но будет защищать их до последнего, как своих. Он же помогает им в быту, добывая корм. И притом – не «евнух»! Мы видели, как они ведут себя в момент опасности. (Стадо мгновенно переформируется, матери с детьми, подростки, беременные уходят на задний план, а вожак и остальные самцы выдвигаются на линию защиты). И много еще всего.

IMG_6681

IMG_6624

А хвосты от мороза… отваливались

– Вы свернули эксперимент или он сам сошел на нет? В интернете много пишут, что во время перестройки и в лихие 90-е обезьян бросили, что они одичали и до сих пор бегают по лесам Дедеркоя, привлекая туристов и наводя ужас на местных жителей.
– Наверное, словосочетание «привлекая туристов» здесь главное. На самом деле, в 90-х мы вывезли около 200 обезьян из дедеркойского ущелья. Это была целая операция! Их приманивали, помещали в клетки и увозили. Возможно, несколько особей осталось, но они не смогут жить в одиночку. Обезьяны – коллективные животные. Конечно, если кто-то остался, давно погиб. Выжить в Туапсе зимой без поддержки невозможно.

– И какие самые главные выводы после этого эксперимента получились?
– То, что в Туапсе гамадрилы не выживут. У вас сильные морозы бывают. И много снега. В тот год, когда мы высадили первых обезьян, зима выдалась крайне суровой. Мы ведь как думали: обезьяны будут добывать себе корм в каштаннике, рыть землю, под листьями смотреть жучков, плоды. А тут выпал снег 30 сантиметров! И все! Обезьяны остались без корма…

Я как раз в ту зиму провел в стаде полтора месяца! Им снег был по грудь. И пусть они не замерзали (все-таки шерсть!), хотя они теплолюбивые. Но на лапках у слабых, маленьких стали появляться трещины, язвы. Пошли заражения – стали гибнуть. Вы видели их лапки – мягкие незащищенные «ладошки». По твердому насту им ходить было больно и, как выяснилось, небезопасно для здоровья. Потом мы построили для тех, кто выжил в ту зиму, специальные домики – большие скворечники, чтобы они могли прятаться от ветра. Но как-то они их не очень любили. Сидели на деревьях, бедные, нахохлившись.

Особенно нас удивило, что у них в первую же зиму отвалились… хвосты! Медицинское объяснение тому есть: кровообращение в морозы нарушалось, все силы организма уходили на обогрев туловища. На хвост не хватало, он как «лишний» элемент, потребляющий энергию, отмирал. Потом наши обезьяны бегали по туапсинским лесам с обрубками, как собаки-боксеры.

– А как же сейчас, когда в Адлере минус восемь градусов?
– Ох, сложно. Сейчас у нас «жаркое» время. И хотя вольеры отапливаемые, к питомнику подведен природный газ, следим, чтоб не замерзли. Кстати, к вольерам с обезьянами в Сочи организована туристическая тропа. За небольшую плату пускают посетителей. Сюда приезжает много туристов.

IMG_6678

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее