21 сентября 2013

Огонь, батарея, огонь, батальон…

Старший матрос, наводчик орудия Андрей Панкратов защищал небо Туапсе в дни Туапсинской обороны. Его батарея стояла прямо на Горке Героев.

Даже всегда выдержанный председатель районного совета ветеранов Владимир Федорович Никитенков не смог удержаться от эмоций:
– Ты представляешь, Андрей Николаевич Панкратов – наш ветеран, его батарея стояла на Горке Героев, и живет в Туапсе! Записывай адрес: дом ветеранов на Судоремонтников!

И вот мы в однокомнатной квартире, что получил ветеран от города. Андрей Николаевич встречает с улыбкой: все помню, все расскажу…

В январе 1941 года Андрея призвали на службу в армию, в марте матрос береговой охраны Панкратов в Новороссийске принял присягу. Освоил специальность наводчика сорокапятки – 45-миллиметрового орудия. В июне, значит, до войны, 31-я батарея береговой охраны, в которой он служил, стояла на Малой земле. «Орудия были с кораблей, которые затопили под Новороссийском еще в Гражданскую войну», – рассказывает Андрей Николаевич. С началом войны его батарея перебазировалась под Туапсе, в Гизель-Дере.

С июля 1941 по декабрь 1944 года он служил на 11-й батарее – «БК-11». В разгар бомбежек Туапсе она как раз и стояла на Горке Героев, отбивая налеты вражеских самолетов на порт, на судоремонтный завод и на город…

– Батарея – 4 орудия, на обслуживании нас было 50 человек. Служба круглосуточная, и жили мы тут же, в старой церкви. Горка тогда и называлась Церковной, – говорит Андрей Николаевич. – А за нами, за церковью, стояла батарея 76-миллиметровых орудий.

Первый фашистский налет на город Андрею Николаевичу запомнился в октябре 1941 года:
– На улице Полетаева был хлебный ларек, там стояла очередь. Мирные люди. Он (фашистский летчик) и бросил бомбу прямо в очередь…

Я был наводчиком первого орудия, оно стояло ближе всех к теперешнему музею Полетаева. Остальные дальше, к обрыву. Четвертое – как раз там, где теперь памятник стоит. В него было прямое попадание бомбы фашистов… Рядом с третьим орудием тоже упала бомба, только не разорвалась. Ее уже после войны строители обнаружили, когда интернат строили, вызвали саперов, они и взорвали…

Страшная бомбежка была 23 августа 1942 года:

– Утром мы как раз сбили немецкий «Фоккевульф». Он засекал наши огневые точки. Сбили прямым попаданием. Конструкция «сорокапяток» такая, что рассчитана только на прямое попадание. Фашист дотянул до Сортировки, и там на железнодорожных путях 2 летчика выпрыгнули. Ну, наши их там взяли и куда положено отвели…

А после этого нас и стали крошить «Юнкерсы». Заходили и с солнца, и против солнца… Наводишь прицел, точка появляется и стремительно растет…

В 1944 году батарею «сорокопяток» перевезли в Мессажай, на цементный завод. Панкратова перевели на Кадош. Там он прослужил до 1948 года в 33 батарее береговой охраны. Когда демобилизовался, купил там же старенький домик, окончил шестимесячные курсы шоферов, женился. Катя носила почту на Пауке. Родили они двух сыновей… Водил ЗИС-5, ГАЗ-93, возил гравий. Как раз надо было восстанавливать нефтезавод. Старший матрос был награжден медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа». Как и положено, послевоенными наградами.…

Андрей Николаевич очень много пережил. Жена Катя умерла, когда младшему сыну было 2,5, а старшему 9 лет. Растил мальчиков один, хорошо ясли были круглосуточные. В 1990 году, пока он был в больнице, сгорел домик, долго жил во времянке. В 2000 году, спасибо городской власти, его поселили в дом ветеранов. Хорошая, благоустроенная квартира. Однокомнатная.

Ему столько лет, что он уже может говорить о себе все – в августе исполнилось 93 года. И все это время он живет в Туапсе – не отпускает его от себя Церковная горка. Там, где мы видим памятник Неизвестному солдату, Вечный огонь, памятник его батарее, к которым мы возлагаем цветы, он видит их – живых 20-летних: командир батареи старший лейтенант Андрианов, помощник командира батальона лейтенант Шубин, командир огневого взвода старшина Михайлов. И повар батареи Заращенко. Он улыбается, вспоминая его шутку: «морской кок равен по званию капитану…» И с улыбкой прощается: «Будете на Горке – привет ребятам».

20 мая 2025

Вкус моря: черноморская ставрида

Черноморская ставрида – вкусная и доступная рыба. Нежное мясо этой хищной рыбы легко готовится – жарить, запекать или гриль. Наши советы помогут быстро создать аппетитные блюда, включая сочный рецепт без чистки, даже на кухне в арендованной квартире.

Но сначала расскажем, где и как выбирать ставриду:

Чтобы блюдо получилось вкусным, важно выбрать свежую рыбу. Обращайте внимание на следующие признаки:
Запах: свежая ставрида пахнет морем с легким йодистым ароматом. Резкий запах – признак несвежести.
Глаза: должны быть прозрачными и слегка выпуклыми. Мутные или ввалившиеся глаза указывают на несвежую рыбу.
Жабры: ярко-красные или розовые. Коричневые или серые жабры – повод отказаться от покупки.
Чешуя: блестящая, плотно прилегает к телу. Кожа не должна быть липкой.
Упругость: нажмите на тушку пальцем – вмятина должна быстро исчезнуть.

Читать далее
19 мая 2025

В России предлагают полностью запретить провоз красной икры в ручной клади и багаже

По мнению главы Россельхознадзора, такой продукт может быть опасен для здоровья

Фото: freepik.com

Провоз любого количества красной икры в багаже и ручной клади нужно запретить. Так считает глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. По мнению чиновника, если хочется поесть икры, то это можно сделать, купив ее в магазинах или посетить регионы, где она добывается.

Чиновник отметил, что красная икра, которую вывозят частные лица, не проходит никакого санитарного контроля. Шанс отравиться ею или подхватить паразитов в разы выше. По словам Данкверта, на вывоз икры необходимо наложить такие же ограничения, какие действуют в других странах мира на провоз любых продуктов. 

Читать далее

Учения со стрельбами пройдут 19 мая в акватории Новороссийска

Планируется, что проведут их дважды: с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов

Фото: admnvrsk.ru

В акватории Новороссийска сегодня запретили плавать на сапах, гидроциклах и надувных матрасах. Все из-за учений со стрельбами, которые пройдут сегодня, 19 мая, с 11 до 13 часов и с 21 до 23 часов.

Администрация города-героя просит жителей сохранять спокойствие и следить за сообщениями СМИ, телевидения и радио.

Читать далее
15 мая 2025

Как сделать LADA Niva надёжнее: секрет в простоте

LADA Niva, она же ВАЗ-2121 или LADA 4×4, — культовый внедорожник, который с 1977 года доказывает свою живучесть в самых суровых условиях. Но многие владельцы, стремясь улучшить машину, невольно снижают её надёжность. Сегодня, 15 мая 2025 года, расскажем, как сохранить Ниву «ласточкой» на долгие годы. Главный совет — ничего не меняйте! Давайте разберёмся, как оставить Ниву в оригинале и сделать её ещё надёжнее.

Нива изначально создавалась как простой и надёжный внедорожник для деревенских дорог. Её конструкция — это проверенная временем классика: постоянный полный привод, блокировка дифференциала, несущий кузов и минимум электроники. Но многие владельцы начинают «улучшать» машину: ставят лифт-кит, огромные колёса, мощные бамперы или даже пытаются модернизировать двигатель. Это ошибка.

Большие колёса увеличивают нагрузку на трансмиссию, подвеску и двигатель, что приводит к быстрому износу. Лифт-кит меняет геометрию подвески, из-за чего Нива теряет устойчивость и чаще ломается. Нелепый тюнинг вроде установки «люстр» или тяжёлых обвесов увеличивает вес, снижая проходимость. А попытки форсировать двигатель 1,7 литра часто заканчиваются перегревом и поломками. Главное правило: оставьте Ниву в заводском состоянии. Она и без того справится с бездорожьем лучше многих современных кроссоверов.

Читать далее

Старый Mercedes W123 покорил прохожих: почему классика привлекает больше, чем современные люксовые авто

Стал свидетелем необычной сцены. Среди привычного потока машин выделялся старый Mercedes-Benz в кузове W123, выпущенный в 1970-х – начале 1980-х годов. Машина цвета слоновой кости, с люком и кожаным салоном, выглядела ухоженной, хотя и не идеальной: лёгкие следы времени на кузове лишь добавляли ей шарма. Чистый кузов, аккуратный салон, отсутствие нелепого тюнинга — этот автомобиль был практически в оригинальном состоянии. Но что меня поразило больше всего — реакция людей.

Каждые пять минут кто-то останавливался, чтобы сфотографировать этот W123. Некоторые даже делали селфи на его фоне. Я давно не видел, чтобы люди так интересовались автомобилями. Даже новые шикарные Mercedes, Rolls-Royce или Bentley не вызывали такого ажиотажа. Почему же старый «Мерс» привлёк столько внимания?

Mercedes W123 — это легенда. Этот кузов выпускался с 1976 по 1986 год и стал символом надёжности и качества. В 1980-х годах W123 был мечтой многих, а сегодня он вызывает ностальгию. Его угловатые формы, хромированные бамперы и классический дизайн — это как машина времени, которая переносит нас в эпоху, когда автомобили делали «на века». Владельцы W123 часто говорят, что эти машины могут проехать миллион километров при должном уходе, и это не преувеличение: в 2004 году таксист из Греции на W123 преодолел 4,6 миллиона километров!

Читать далее