В Великую Субботу, 15 апреля, туапсинский камерный оркестр дает традиционный Пасхальный концерт. И как всегда – сюрприз. Туапсинцы смогут услышать во всей красе уникальное сочинение Йозефа Гайдна «Семь слов нашего Спасителя на кресте».

С-6

– Виктор Викторович, камерный оркестр не перестает удивлять и радовать гурманов от музыки. Но «Семь слов Спасителя» весьма непростое произведение. Не боитесь, что публика, привыкшая к программам из, скажем так, популярных мелодий классики и современности, будет несколько озадачена? – с этого вопроса начался наш разговор с Заслуженным работником культуры Кубани, художественным руководителем туапсинского камерного оркестра Виктором Сорокой.

– Когда создавался камерный оркестр, мы ставили перед собой цель не только развлечение публики, но и просвещение. А значит – знакомство с серьезной музыкой, с шедеврами. Что же касается этого сочинения, то оно становится все более и более популярным. Юрий Башмет преподнес «Семь слов нашего Спасителя на кресте» замечательным сочетанием игры оркестра и чтения Евангелия, исполнения оратории артистом Константином Хабенским. Ведь это произведение и было задумано как гармоничная передача музыкой Священного Писания.

– Виктор Викторович, вы ведь уже обращались к этому произведению Йозефа Гайдна?

– Да, в прошлом году мы давали начало произведения. И, знаете, зрители прочувствовали его силу и мощь. Думаю, что полное воспроизведение «Семи слов нашего Спасителя на кресте» станет большим событием в истории нашего оркестра, да и в формировании вкуса публики. Как раз в канун Светлого Воскресения Христова оно будет восприниматься именно так, как изначально задумал его Гайдн.

Из истории создания

Обратимся к истории создания «Семи слов нашего Спасителя на кресте». Некий испанский католический священник из города Кадиса (увы, история не сохранила его имени) в 1786 году обратился сразу к нескольким композиторам с заказом воплотить в музыке последние слова, обращенные Христом к миру после распятия. Мотивация была такова: «Я устал от традиций. Не могли бы Вы написать сочинение, посвященное семи словам нашего Господа? Если Вы не против, я предложил бы Вам следующую программу: в начале священник молится, став на колени, затем он произносит первые слова Спасителя…» Лучшим сочинением стало произведение Йозефа Гайдна. Музыка предназначалась для исполнения в Страстную пятницу на специальной службе. «Это была очень торжественная церемония, — рассказывал Гайдн. — Стены, окна и колонны убирали в черное; в центре храма с потолка свисала единственная лампа, горевшая тусклым светом. В полдень двери закрывались, и оркестр начинал играть. После интродукции епископ всходил на кафедру, декламировал отрывок из «Семи слов» и истолковывал его. Затем спускался и на некоторое время преклонял колена перед алтарем. Эту паузу заполняла музыка. После этого епископ поднимался и спускался еще шесть раз, и всякий раз после короткой проповеди звучала одна из сонат». Гайдн создал цикл для оркестра из семи частей (композитор именует их «сонатами») с интродукцией и эпилогом «II Terremoto» («Землетрясение»), живописующим бурю, разразившуюся после смерти Христа. Как предполагают, сочинение впервые было исполнено на Страстной неделе 1786 года в Кадисе в церкви Санта-Куэва и опубликовано в 1787 году. Вскоре оно приобрело широчайшую известность. Сам автор считал «Семь слов» своим лучшим произведением.

Концерт состоится 15 апреля в 15 часов в кинотеатре «Родина» (билеты продаются в к/т «Россия»). Неповторимая акустика зала даст возможность прочувствовать музыку.
Не пропустите!