12 сентября 2017

Большой порт большого края

Туапсинский морской торговый порт – старейшее предприятие Туапсе . Он был построен задолго до революции, вместе со всей страной, краем вынес тяготы войн, смут, перестроек. И выстояв, только закалился. Нефтяное начало К тому времени, когда в Туапсе уже начали строить нефтеперерабатывающий завод, порт приобретал все большее значение как экспортный порт. В 1923 году из Туапсе […]

Туапсинский морской торговый порт – старейшее предприятие Туапсе . Он был построен задолго до революции, вместе со всей страной, краем вынес тяготы войн, смут, перестроек. И выстояв, только закалился.

Нефтяное начало

К тому времени, когда в Туапсе уже начали строить нефтеперерабатывающий завод, порт приобретал все большее значение как экспортный порт. В 1923 году из Туапсе в Европу ушел первый пароход с пшеницей в трюмах. А вскоре у причалов порта стали швартоваться английские сухогрузы – под кубанское зерно. Поставлять нефть за рубеж было следующим этапом развития экономики и города, и всей молодой Советской России.

Первый начальник Туапсинского торгового порта при советской власти Петр Пашкин тоже «пробивал» строительство порта для дальнейшего экспорта нефтепродуктов. Именно он в далеком 1924 году на заседании при наркоме путей сообщения заговорил о необходимости финансирования немедленной достройки порта. «Только то государство является мощным, которое имеет вполне благоустроенные порты, налаженные железные дороги и сильный торговый флот. На этом зиждется благополучие каждой страны», – сказал тогда Пашкин.

В 1929 году заканчивается строительство нефтеналивного пирса, к которому одновременно могли подойти на погрузку четыре танкера. В этот же год пущен Туапсинский НПЗ, а через нефтебазу уже два года нефтепровод из Грозного поставляет черное золото.

К моменту образования Краснодарского края как административной единицы порт уже специализировался как нефтеналивной, 90 процентов всех грузов были нефть и нефтепродукты. Советское государство через Туапсинский порт экспортировало нефть на двадцати современных по тем временам судах. Практически все они были первопроходцами. И не только в том смысле, что само по себе это дело было новое. Капитаны прокладывали доселе неизвестные пути на Дальний Восток, на Север. Доставляли топливо в борющуюся с фашизмом Испанию.
В августе 1937 года, ровно 80 лет назад, портовики и весь город встречали танкер «Варлаам Аванесов» со спасенными 76 моряками с испанского парохода, торпедированного немецкой подлодкой. Весь мир говорил о подвиге туапсинских моряков, спасших людей. Были случаи, когда туапсинские суда проходили Суэцкий канал, их под овации пропускали вне очереди – именно за то спасение.

В Туапсинском порту, кроме возведения гидротехнических сооружений, промышленных и служебных зданий, развернулось строительство социально-бытовых, культурных, лечебных учреждений. К началу войны в порту имелось 17 причалов –6 нефтеналивных, 5 сухогрузных и 4 судоремонтных, новые мехмастерские, радиоцентр, гидролаборатория, электростанция, две подстанции, несколько складов и даже морской вокзал.

Порт воевал и защищал Туапсе

Порт в годы Великой Отечественной войны – это отдельная героическая страница. В это самое тяжелое время руководил предприятием Александр Гоцуляк. Его называли самородком, так он вышел из самых низов, так и не получив образования – ни среднего, ни высшего. Начинал грузчиком в Новороссийском порту, профсоюзным лидером рабочих. А в год рождения Краснодарского края, в 1937 году, общественника назначают в Туапсинский порт на хозяйственную работу. И это при семи классах образования!

В своих воспоминаниях о войне Гоцуляк писал: «Порт был парализован беспрерывными налетами вражеской авиации. Переключались на работу ночью. Днем тушили пожары, восстанавливали инфраструктуру, ночью разгружали суда. В воздух летели камни, рельсы, куски железа. А портовики выдержали.»
Порт принимал суда с беженцами из Новороссийска, с ранеными, отправлял боеприпасы, горючее на фронт. Задействованы были все буксиры. Сутками напролет Гоцуляк пропадал в порту.

Но однажды его чуть не расстреляли. На Малую землю надо было отправить танки. Представитель ставки Каганович лично вызвал Гоцуляка и дал ему задание. «Да как же я их отправлю?!» – изумился начальник порта. – «Думай!» – был ответ. Всю ночь совещались в порту, а наутро приняли решение: на нефтеналивную баржу, кстати, загруженную топливом, сверху положили шпалы, а на них загнали танки. И доставили морем. Но Гоцуляка арестовали. За вредительство. На нефтебаржи нельзя было что-либо грузить. Особисты пообещали Гоцуляку расстрел, и пока тот сидел под арестом, портовики пешком вдоль моря побежали к представителю Ставки (Каганович располагался в Гизель-Дере) и успели спасти Гоцуляка.

Ровесники края – великие люди. У них великие судьбы. Потому что на их долю выпали испытания, сделавшие их легендами.

В начале войны Гоцуляк пережил и личную трагедию. Он потерял двух дочерей-двойняшек. Он, руководитель большого порта, ничего не смог сделать, чтобы спасти заболевших дочерей. Он был сутками на работе, а молодая жена одна металась в комнате коммунальной квартиры. О смерти детей он узнал, однажды вернувшись с работы. И воспринял это как продолжение войны. В порту на его глазах гибли сотни молодых мужчин и женщин. И эти две маленькие смерти он записал на счет войны.

После войны он восстанавливал порт. Кстати, когда ему предложили построить добротный кирпичный дом, он даже возмутился: «У меня портовики в бараках живут, а мне отдельный дом?!» Так и остался в стареньком деревянном, в который вселился еще до войны. А портовики восстанавливали и город – строили дома, благоустраивали улицы, участвовали в высадке парков, деревьев. Первый памятник погибшим в войне тоже поставили портовики, в 1946 году. Он до сих пор стоит напротив «Каравеллы».

(Александр Гоцуляк с женой и друзьями на городском стадионе «болеет» за футбольную команду «Портовик»)

Эпоха возрождения Игоря Шаповалова

Эпоха Игоря Шаповалова, легендарного директора порта 60-х и 70-х годов, в порту ознаменована подъемом производства, расцветом соцкультбыта. Вообще ее называют эпохой возрождения. Он пришел в порт уже опытным моряком, во время войны возил грузы в караванах из Америки в порты Дальнего Востока. Работал на Сахалине, в Дунайском пароходстве, за границей. В 1960-м году после окончания заграничной командировки был назначен к нам.
Шестидесятые запомнились реконструкцией, строительством домов для портовиков, рекордами. Но не только. Именно тогда на мель вынесло французский сухогруз «Руссильон», остов которого до недавнего времени красовался за пансионатом «Весна» – пока его не распилили на металлолом. Моряков спасали всем портом. И тушили пожар на иностранных танкерах «Лиски» и «Сигни». Шаповалов и еще многие портовики даже получили медали «За отвагу на пожаре». Построили станцию очистки балластных вод, морвокзал, нефтепирс, заложили больницу моряков.

– Дух подъема, даже какого-то авантюризма витал в воздухе, – рассказывает летописец порта, в те годы – секретарь партийной организации Герман Салов. – Причем все ради дела. Вот пример: порту уже просто необходима была реконструкция. Причалов не хватало, те, что были, не справлялись с грузопотоком. Добиться внесения реконструкции в Госплан было невозможно. Мы вместе с Игорем Михайловичем Шаповаловым в Москве исходили десятки кабинетов, были в министерстве – все без толку. Нашли выход: наш земляк, друг Шаповалова работал помощником председателя Совета министров Мазурова. И мы провернули «операцию». Вместе с другими документами на подпись он кладет чистый лист, тот подписывает всю пачку. А потом туда, в этот лист, была внесена строчка «Включить в пятилетний план реконструкцию Туапсинского порта – за счет госкапвложений» И включили! И деньги выделили! И реконструкция пошла!

В 1973 году новый нефтепирс был предъявлен государственной комиссии. Реконструкция Широкого мола проводилась без вывода причалов из эксплуатации. Поэтому грузовой район продолжал работать, и задания даже перевыполнялись.
Игорь Михайлович оставил после себя порт, который имея «шаповаловский» задел, смог успешно работать долгие годы.

Первая ЭВМ и взгляд в будущее

Семь лет портом руководил Дмитрий Слинчак. Он был выдвиженцем из Новороссийского порта. Трудно его принимали после Шаповалова. Но привыкший ко всему относиться прежде всего с чувством долга, Слинчак работал, дальше развивал порт. Как вспоминают теперь его ученики, он «схватился за все и сразу». Занимался и производством, и жилищным строительством, продолжал строить больницу порта, базу отдыха. Но главное, что определяло его как руководителя – стратегическое видение проблем. Он первый в Туапсе начал строить информационно-вычислительный центр. Это сейчас во всех кабинетах компьютеры, но когда-то начало всему этому в порту положил именно Слинчак.
В молодых специалистах Слинчак видел будущее порта и всеми силами поддерживал их, помогал учиться, работать. Он мог запросто посадить на свое место на время командировки стивидора, а мог и послать в Москву, в министерство на важное совещание, диспетчера. В простом матросе Дмитрии Стоянове он разглядел талан организатора, предложил ему возглавить портофлот.

– Я сначала отказался, – вспоминает Дмитрий Стоянов, уже более 30 лет руководитель службы управления флотом АО «ТМТП», – но Слинчак сказал: «Если не трус – будете работать!» Так он определил всю мою дальнейшую жизнь.
Как и жизнь многих молодых портовиков. Его выдвиженцы в 90-е встали у руководства портом – это Олег Антонов, Валерий Чубинидзе, Александр Габедава, Фатима Нибо.
Каждое утро он начинал с того, что обходил порт. Его белая каска виднелась издалека – Слинчак был могучий, как дуб. Начинал обход с грузового района, потом мастерские, гараж, заходил на пассажирский причал, обязательно поднимался на борт буксиров, в тот час стоявших у причалов, и шел дальше – на нефтепирс. Ему надо было самому видеть, как живет порт.

(Дмитрий Слинчак и руководители города и района Анатолий Мартынов и Ксения Самушкова принимают в порту высоких гостей из правительства СССР)

В период его руководства завершилась реконструкция грузового района Широкого мола. Уже в 1981 году порт перерабатывал более двух миллионов тонн сухих грузов. По итогам очередной пятилетки многие портовики были награждены высокими правительственными наградами. Порт прирастает новой техникой, новыми кранами, номенклатура груза расширяется. А сам Слинчак после жалобы был вынужден уйти из порта. Его «затаскали» по разборкам за то, что он провел два выходных дня с женой в одном из домиков на портовской базе отдыха и не заплатил за эти два дня. Слинчак не стал оправдываться, посчитал, что если эти два дня важнее всей его работы в порту – так тому и быть. И он ушел.

Это сейчас говорят, что он был руководителем новой формации, что опередил свое время. А тогда, сколько ни писали портовики писем в его защиту, сделать ничего не смогли. Наступало новое время, которое напрочь перевернуло представления о том, что хорошо, что плохо. И это уже совсем другая история.
В 90-е Туапсинский порт, следуя велению времени, пережил все, что тогда пережили и наш Краснодарский край, и страна. Порт акционировали. В отличие от многих предприятий, которые в тот период переживали упадок, перегрузка в порту шла стабильно. Это было одно из немногих предприятий Краснодарского края, которое «держало» экономику не только района, но и края. Именно тогда портовики, одни из немногих в городе, проводили много мероприятий, участвовали в строительстве кадетской школы, во многих социальных программах района и края (эти традиции сохранены в порту и сегодня).

Сильная компания с большим потенциалом

Сегодня Туапсинский морской торговый порт, как и прежде – в десятке лучших отечественных портов. Движение здесь не останавливается ни на секунду. Сюда идут грузопотоки из центра и юга, с Урала и Западной Сибири. Отсюда морем приходят и уходят грузы в страны Средиземноморья, на Запад и Север Европы, на Ближний и Средний Восток, в Индию и Северную Америку. Портовый флот, техническая оснащенность порта – его нефтеналивного и сухогрузных терминалов – признана одной из самых высоких среди стивидорных компаний России.

АО «ТМТП» входит в UCL Port – стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding, объединяющий также АО «Морской порт Санкт-Петербург», ЗАО «Контейнерный терминал Санкт-Петербург», ООО «Универсальный перегрузочный комплекс» и АО «Таганрогский морской торговый порт». Основа грузопотока порта – наливные, генеральные и навалочные грузы, в том числе нефть и нефтепродукты, уголь, черные металлы, зерновые. Специализированные терминалы – нефтеналивной, зерновой и ро-ро – оснащены современным оборудованием, которое не только повышает производительность, но и обеспечивает высокий уровень промышленной и экологической безопасности.

В течение многих лет Туапсинский морской торговый порт последовательно реализует долгосрочные инвестиционные программы, направленные на модернизацию производственных мощностей, усовершенствование энергоэффективности, повышение экологичности и безопасности производства — всего того, что и делает порт сильной компанией с большим потенциалом и перспективами развития.

2017 год во многом – знаковый для Туапсинского порта. В декабре исполнится 25 лет с момента акционирования порта, новой главы его почти 120-летней истории. К юбилею порт подходит с рекордами. Так, в июне на Туапсинском зерновом терминале была перевалена 10-милионная тонна зерна с момента его запуска в Туапсинском порту в 2010 году. В феврале был поставлен суточный рекорд по выгрузке вагонов, который уже в августе был побит новым достижением – 457 вагонов в сутки. До конца года еще есть время и для новых рекордов.

Растет грузооборот, обновляется техника, внедряются новые технологии. Но, по прежнему, главной ценностью порта остаются люди, которые здесь работают. Как и прежде, реализуются многочисленные социальные программы – дети портовиков отдыхают в лагерях (путевки приобретает предприятие), работники могут также отдохнуть по путевке, тем, кто попал в трудную ситуацию, оказывается материальная поддержка. Особое внимание – многодетным семьям, работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, и одиноким матерям. Ежегодно АО оплачивает дополнительные медицинские услуги в рамках добровольного медицинского страхования не только портовикам, но и ветеранам порта. Заботу о тех, чья трудовая жизнь была посвящена порту, здесь считают своей святой обязанностью.
Но главное, Туапсинский порт, как сильное градообразующее предприятие с традициями, продолжает, как и сто лет назад, как и в год образования Краснодарского края, жить с городом и районом одной судьбой.

Порт не остается в стороне от решения важных для всех жителей Туапсе проектов – только на реконструкцию городской набережной АО «ТМТП» выделило 10 миллионов рублей. Портовики помогают школам и детским садам, спортивным школам, организациям, объединяющим людей с ограниченными возможностями здоровья. Практически все садики города получали (а многие неоднократно) спонсорскую помощь от АО. Только в этом году с начала года детским садам и школам города было выделено более трех миллионов рублей. Ни одно обращение о помощи не было оставлено без внимания.

А что в будущем? Этот вопрос мы задали Управляющему директору АО «ТМТП» Андрею Ярославцеву.

– В ближайшие годы во главу угла мы ставим дальнейшее развитие порта. Это связано, в первую очередь, с развитием зернового терминала, со строительством его новых мощностей. Есть другие задачи, требующие больших трудовых и финансовых затрат. Продолжается обновление парка перегрузочной техники – это не только малая механизация, но и портальные краны. Не ставим точку и в модернизации портового флота, обсуждаем новые проекты и в области промышленной безопасности, экологии.
Есть планы и по другим направлениям, стремимся к сбалансированному развитию всех сфер жизни и работы порта, ведь здесь, как в сложном механизме, нет незначительных, второстепенных элементов.

2 декабря 2022

В Ейском районе Кубани обнаружили африканскую чуму свиней и ввели карантин

Карантинную зону установили радиусом в 10 километров.

Под карантином оказались следующие населенные пункты:

- поселки Степной, Яснопольский, Широчанка, Симоновка, Садовый, село Александровка, хутора Рассвет и Зеленая Роща.

Читать далее

В этом году на Кубани за счет курортного сбора реализуют 30 проектов на 900 млн рублей

В шести городах и районах Краснодарского края работы уже закончены.

Первыми финишировали Туапсинский район (Джубгское, Новомихайловское, Тенгинское поселения), Горячий Ключ, Ейский район (Ейское и Должанское поселения). Ещё на двух территориях края работы близки к завершению.

По словам губернатора региона Вениамина Кондраьтева, за счёт курортного сбора более 1,2 миллиарда рублей удалось направить на благоустройство туристической инфраструктуры Краснодарского края.

Читать далее

Школы в Туапсинском районе в этом году пополнили 18 учителей

Преподавателей в школах по прежнему не хватает, поэтому новым специалистам рады в любой школе.

Фото: admkrai.krasnodar.ru

«В этом году 18 учителей пришли работать в наши школы. Среди них есть те, кто приехал к нам из других регионов, - рассказали в управлении образования Туапсинского района.

- Среди учителей района 33 человека – это молодые специалисты со стажем менее 3 лет. По программе «Земский учитель» работает молодой преподаватель в селе Тенгинка».

Читать далее
1 декабря 2022

Профессии, которые вредят репродуктивному здоровью больше всего

Есть определенные виды работ, которые отрицательно сказываются на репродуктивном здоровье. Подробнее об этом рассказывают научные работники НИИ медицины труда им. Академика Измерова (Москва).

Изображение: yazdorov-48.ru

В отношении женщин это профессии, в которых имеет место необходимость работать:

Читать далее

Сергей Алтухов предложил в льготном порядке выделять землю многодетным семьям, где есть мобилизованные

Депутат Госдумы подчеркнул, что этот вопрос сейчас находится в работе в ЗСК и муниципалитетах

К парламентарию обратилась жительница Горячего Ключа, муж  и сын которой находятся в зоне проведения СВО. Семья многодетная, давно стоит в очереди на получение земельного участка, но результата пока нет.

Как отметил депутат по решению Минобороны РФ многодетные отцы не подлежат частичной мобилизации, но если человек добровольно принял такое решение, то его родных необходимо поддержать.

Читать далее