В рамках Всероссийской недели сбережений и финансовой грамотности в консультационном центре для потребителей Туапсинского филиала Центра гигиены и эпидемиологии прошел День открытых дверей и для туапсинцев. Оказывается, быть успешным «самому себе финансистом» теперь учат в государственных масштабах.
Какие вопросы задавали туапсинцы в День открытых дверей, мы попросили рассказать специалиста Диану Жукову:

– В России действует сегодня целая Программа повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг. В ее рамках и проводилась Всероссийская неделя сбережений. День открытых дверей был посвящен как раз вопросам оказания финансовых услуг.

– А мы действительно нуждаемся в финансовой грамотности?
– Это просто необходимо. Низкая финансовая грамотность – это неумение вести даже собственный семейный бюджет, рост долгов, в том числе перед банками, неспособность планировать крупные покупки, открывать собственное дело, заботиться о накоплениях к старости. Проблема в том, что от этого страдает не только отдельно взятая семья, но и государство в целом.

– А как научиться быть самим себе финансистом и экономистом?
– Можно и по книжкам, но сегодня открыты очень интересные специальные сайты, посвященные «домашней бухгалтерии». Главное понять, что это нужно нам самим.

– Чем именно ваш Центр готов помочь?
– Мы готовы защитить права потребителя. Финансово неграмотный человек нередко попадает в сети обмана на рынке финансовых услуг. И порой даже не догадывается об этом. А надо бы знать свои права. Например, много вопросов вызывает навязывание страховки.

– При получении потребительского кредита в банке?
– Да, в том числе. Знайте, что если вам предложили в банке застраховать жизнь и здоровье при получении потребительского кредита, то расторгнуть этот договор можно в течение пяти дней, вернув всю сумму страховки. Главное, чтобы в этот период не наступил страховой случай. Причем обращаться с соответствующим заявлением о расторжении договора страхования надо не в банк (банк только посредник), а в страховую компанию.
– Если человек покупает квартиру в ипотеку, автомобиль, страховку с него требуют в любом случае. Это закон или навязывание услуги?
– Страхование имущества обязательно по закону. А страхование жизни и здоровья клиента – только с его согласия.

– А насколько правомерны требования продавцов застраховать, к примеру, сотовый телефон?
– Страхование телефона не является обязательным условием его приобретения. Навязывание такого вида услуги влечет за собой штраф на продавца по ст. 14.15 КоАП РФ.

– С чем еще помогает разобраться Центр?
– Это инвестиционные мошенничества, пропажа денег с банковских карт, финансовые пирамиды.

Цифры

30 процентов населения РФ и даже более имеют кредит в банке и даже не один.

53 процента взятых населением РФ кредитов в прошлом году пошли не на цели прямого потребления, а для частичного или полного погашения ранее взятых займов.

20 процентов выданных кредитов имеют просроченную задолженность.
На 14 процентов возросла доля кредитов с признаками мошенничества.

165 миллионов Роспотребнадзор помог гражданам вернуть по делам, связанным с кредитованием и страхованием.

 

Туапсинцы могут задать свои вопросы, связанные с оказанием финансовых услуг, в рабочие дни по телефону горячей линии Центра гигиены и эпидемиологии 2-78-57.