В декабре 2017 года исполнится 25 лет Акционерному обществу «Туапсинский морской торговый порт». Из более чем столетней истории порта четверть века предприятие работает в новом и современном формате. Что изменилось за эти годы, как акционирование повлияло на развитие порта и что в перспективе – об этом нам рассказывают сами портовики, те, кто стоял у истоков акционирования.

Сегодня наш собеседник — начальник финансовой службы АО «ТМТП» Валентина Сиденко.

– Валентина Федоровна, вы пришли в порт, имея двадцатилетний опыт работы в бухгалтерской службе крупных предприятий сельского хозяйства, связи и железнодорожного транспорта…
– И пришлось учиться заново, так как специфика деятельности морского транспорта отличается значительно! На работу в порт я пришла в 1993 году, порт только преобразовался в акционерное общество, и вместе с коллективом пришлось не просто перестраиваться, а начинать жить заново. В стране все стремительно менялось. За несколько лет было введено много новых законодательных актов, в том числе о валютном регулировании, о бухгалтерском учете и его ведению, налоговый кодекс, новый план счетов, закон об акционерных обществах и другие. Изменилась учетная политика. Был введен налог на добавленную стоимость, самый сложный из всех налогов. Контрагенты за оказанные услуги стали платить порту иностранной валютой. Контролирующие органы не дремали и, чтобы не допустить крупных штрафных санкций, уходило много времени на изучение законодательных актов. Можно сказать, что все эти годы нам приходится учиться. Переход на новую систему рыночных отношений требовал от работников порта мыслить по- другому, так как после распада СССР был правовой вакуум, и не было определенности, как работать дальше.

– А как это сказалось на производстве?
– Сначала было очень трудно. Ведь до акционирования предприятием управляло Министерство морского флота, государство спускало планы по грузообороту, обеспечивало заказами, ведало всем – вплоть до подачи вагонов в порт и так далее. А тут всем надо было заниматься самостоятельно – и предприятие пустилось в свободное плавание. Многое зависело от политических моментов, внешней конъюнктуры на международном рынке, от наработанных связей и профессионализма портовиков.
Заработанные средства компания направляла на капитальные вложения: построили административно-гостиничный комплекс «Каравелла», жилые дома для портовиков, грузовое судно «Шаповалов». Дополнительно средства направлялись на повышение заработной платы и социально-культурную работу.

– А что произошло потом?
– Позже наше предприятие стало частью UCL Holding. Вместе с новым акционером пришли и большие возможности частного капитала, который стремился сохранить накопленный потенциал и его преумножить, началась модернизация порта, появилась новая техника, новые мощности, новые грузы. Благодаря этому АО «ТМТП» сегодня – одна из крупнейших и технологичных отечественных стивидорных компаний.

– Но это уже другая история?
– С точки зрения управления – да. Но по большому счету порт так же выполняет перевалку грузов, как десять, двадцать пять и пятьдесят лет назад.
Когда порт вошел в состав холдинга, снова пришлось учиться работать по-новому, учитывая конъюнктуру рынка, меняющееся законодательство и другие факторы. Сейчас порт работает не как отдельно взятое самостоятельное предприятие, а в тесной связи с другими компаниями. Расширена номенклатура грузов перевалки черных металлов.
Холдинговая компания привнесла множество положительных моментов, показала возможность работать более эффективно с учетом передового опыта развитых стран. Это отразилось на отношении к работе, на подходах к планированию и реализации программ развития. Со временем и практикой приходит опыт.
Ведь если вдуматься, наше государство в той формации, в которой мы все сейчас живем, стремительно развивается. Вместе с ним и мы создаем предприятие, соответствующее мировым стандартам. И этот процесс продолжается. Но я хочу сказать, что для меня Туапсинский морской торговый порт и его коллектив, люди, история — был и остается вторым домом, который я люблю, он навсегда останется в моем сердце.