– У меня особая страсть – русалки, – рассказывает Аллана. – Я верю, что эта «раса» жила не только в мифах, возможно, сохранилась она и до наших дней. Одна из моих любимых работ – Ундина.
Вот она, гордо возлежит: ее голова напоминает приоткрывшуюся раковину, черты лица привлекают своей столь похожей на человеческую и столь чуждой людям красотой. Эта кукла собрана из 112 деталей, можно только представить, сколь трудна и кропотлива была работа над ней.
– Я ее даже помещала в бассейн с морской водой, – улыбается Аллана. – И мне кажется, что ей это очень понравилось.
– Помните миф о женщине, которая открыла запретный ящик из любопытства? Много бед натворила она этим – вылетели в мир разные болезни… Но, с другой стороны, это подстегнуло людей к открытиям лекарств, – улыбается Аллана. – Наверное, те, кто делает кукол, тоже открывают свой запретный ящик.
Если честно, то лично у меня Пандора ассоциируется скорее с известным ювелирным брендом. И, сопоставив некоторые детали нашей встречи, мне показалось, что и эта версия имеет право на существование. Дед Алланы, Аким Григорьевич был ювелиром (внучка с гордостью рассказывает, как ее дедушка в Великую Отечественную вывел свой отряд из окружения, как награду за это ему вручал сам Калинин!). Да и она сама в девяностые годы делала ювелирные украшения, которые были нарасхват у югославов. А разве не сродни ювелирному ее искусство изготовления кукол? На одну куклу уходит минимум полгода! Но даже не длительность процесса, а хрупкость его вызывает настоящее удивление и почтение. Фарфор, а именно с ним работает Швайликова-Цебойти, материал капризный. Сначала делаются формы-слепки из гипса, которые сушатся 2-3 недели. Затем в них вливается шликер (смесь будущего фарфора), затем… Впрочем, зрителю вовсе не обязательно знать, что творится в закулисье. Мы видим уже готовое чудо, не знаем и, наверное, не должны знать, в каких пропорциях легло в него любви, пота, слез. Скажем, что фарфор, чтобы стать совершенным, проходит и огонь, и воду – сначала несколько обжигов, а потом вода, чтобы сразу «всплыли» возможные дефекты.
– Куклы всегда рядом со мной, – говорит Аллана Швайликова-Цебойти. – Некоторые даже достались по наследству – вот этому пупсу более века. А вот – моя первая кукла, барышня из девятнадцатого века…
Кукол, а тем более авторских, можно рассматривать часами. У каждой – своя история, своя тайна. Все как у людей. Даже – Оскар.