«Какой же русский не любит быстрой езды!» – воскликнул классик. «Да тот, кто ценит свою и чужие жизни», – так и хочется робко возразить Гоголю. «Робко» – потому что все-таки классик. А «возразить», потому что в последние годы сводки происшествий на дорогах все больше напоминают сводки с передовой. И главная причина – превышение скорости, предел которой с недавнего времени был превышен уже на законных основаниях.
Лихачи стали кошмаром и пешеходов, и водителей, и, конечно, сотрудников ГИБДД и ДПС, тем, кому по долгу службы нужно поддерживать порядок на дорогах. Но как тут объяснить шумахерам, что трасса – это не чемпионат «Формула-1», если установленные раньше законом ограничения скорости с недавнего времени превышены в два раза?
– С августа этого года скорость считается превышенной, если она больше указанного на данном участке на 20 километров в час, – вводит нас в курс дела инспектор по пропаганде РДПС г.Туапсе Анатолий Диденко. – До этого превышением считалось увеличение скорости на 10 километров в час. Получается такая картина: стоит знак ограничения скорости, скажем, 40 километров в час, а водитель, который очень спешит, может выжимать до 60 километров в час. Конечно, это увеличивает и опасность и риск. Ведь знак ограничение поставлен не просто так и неслучайно: каждый знак обсуждается на комиссии по безопасности, аргументируется, потом утверждается в крае. Но дело даже не в этом. Мы живем в местности с особым рельефом, который и в сухую погоду небезопасен, а уж при дожде, снеге, гололеде и вовсе! Скоростные нововведения вносят некоторую абсурдность: мы вышли с инициативой поставить на Молдавановском перевале (нехорошее место, мягко говоря, где даже с мольбой о сохранении жизни крестный ход проводился) знак, ограничивающий скорость до 70 километров в час. А получается, что разрешили гнать до 90! Поверьте, даже незначительное увеличение скорости играет большую роль в исходе ДТП. Чем выше скорость, тем меньше времени у водителя сориентироваться, сделать правильный маневр, в конце концов, уменьшить силу удара.
А как быть, тем, на кого составили протокол за то, что разогнали машину больше положенной скорости на 10 километров, и выписали штраф до изменений в законе?
– Все материалы, которые были заведены до 1 сентября этого года, то есть до вступления в силу «августовского переворота», скорости аннулируются, – комментирует Анатолий Диденко. – Ну, а насколько превышать скорость, наверное, должен думать сам водитель. Опытные шоферы обычно скорость сбавляют на опасных участках. Ведь они в ответе за жизнь – свою, чужую. И ценность жизни и здоровья, думаю, нельзя измерить никакими штрафами.
Так что, «Птица-тройка», несясь вдаль, все-таки помни и другую мудрость: тише едешь – дальше будешь!