Фильм Клима Шипенко «Холоп» — теперь официально самый кассовый фильм в России. Он собрал 3 миллиарда 44 миллиона рублей.

Сегодня по прибыли от проката он уступает только «Аватару», оставив позади такие раскрученные всеми правдами и неправдами отечественные  блокбастеры, как «Вторжение» и «Союз спасения».

О чем кино — в подробностях

Помните, как в гайдаевской комедии «обокраденный Шпак» возражает царь Иоанну: «Что вы все – холоп, холоп… Это – роль ругательная, и прошу ее ко мне не применять!» А вот московский олигарх (Александр Самойленко) в воспитательных целях решил роль холопа применить к… собственному чадушке. 

Сын Григорий (Милош Бикович), уже не отрок вовсе – 27 годиков, а болтается, как, прости господи, щука в проруби, папины капиталы просаживает. И дело уже так далеко зашло, что и темница наследнику замаячила.

Вот тут на помощь богатенькому папеньке приходит чудо-лекарь, психолог-кудесник (Иван Охолобыстин), который советует… повернуть время вспять.

Короче, долго сказка сказывается, а суть такова: Григорий из нынешних мажоров в один прекрасный день просыпается холопом Гришкой в далеком 1860 году, когда Русь-матушка под гнетом  крепостничества была. Ну, со всеми вытекающими последствиями – порка, мордобой, непонятки, любовь, морковь, барышня-крестьянка и «жили они долго и счастливо».

Идею этой сказки поймет не только взрослый

Сюжет перемещения во времени в общем-то не нов ни для литературы, ни для кинематографа.

Марк Твен отправил своего янки ко двору короля Артура, Михаил Булгаков управдома Буншу поменял местами и эпохами с Иваном Грозным.  А сегодня на старину и на всякие ролевые игры (не подумайте плохого) и вовсе мода пошла: тут и хоббиты с эльфами постарались, и королевские дома из «Игры престолов».

Словом, у «Холопа» беспроигрышный сюжет: поместить папенькиного сынка в то время, когда даже таких великовозрастных балбесов можно было бить. Кстати, аспект воспитания прошлым в произведиях культуры тоже не нов. Например, в 1981 году на мировые экраны вышел фильм Хуана Пика Симона «Тайна острова чудовищ» (США – Испания). У касс кинотеатров толпились очереди.

Кроме того, «Холоп» получает заслуженный «лайк» за возможность получить порцию нехитрого народного юмора. Ну, устали мы от тонкой иронии и от шуток ниже пояса, то есть того, чем нас удивляют и радуют веселые парни из Камеди и КВН. Хочется чего-то такого, домотканого, семейного, чтобы и сидя с ребенком в кинозале не хотелось раствориться в кресле или исчезнуть.

Спасение от «Спасения»

Спастись от навязчивой рекламы псевдо-исторической драмы «Союз спасения» в конце прошлого и в начале этого года можно было разве что только на просмотре других фильмов.

Честно, дома боялась открывать холодильник и включать утюг: а ну, как оттуда Петров (тот, который не Александр) или Деревянко в гусарском обличии выглянут!

Считаю, что навязчивый сгон народа на «Союз спасения» сыграл злую шутку: народ таки повалил в кинотеатры, но…на «Холопа».

Убедимся, что судьба-злодейка по-прежнему проглядывает в фатальных датах и цифрах: премьера «Холопа» состоялась 26 (!) декабря, ну, аккурат в день восстания на Сенатской площади!

Вообще с историческими драмами у отечественного кинематографа что-то не задается в последнее время. «Викинг», «Коловрат», теперь вот «Союз спасения» на историческую достоверность, мягко говоря, не тянут. Продюсеры придумали отмазку, дескать, на это и не претендуем.

А тогда – зачем? Чтобы написать свою историю, по которой бы росла юность нового века? Впрочем, не об том речь. А о том, что люди устали от серьезной подачи несерьезного кино, им хочется доброй и смешной сказки, где в конце мед и пиво пьют, пусть даже не попадающие в рот. А посему — с удовольствием смотрят «Холопа»