
В 1953 году на одесской киностудии был снят фильм «Максимка». О том как русские моряки отобрали у работорговцев чернокожего мальчугана и сделали его юнгой на корабле.
Артисты Вячеслав Тихонов, Борис Андреев, Николай Крючков сразу сделали фильм знаменитым. Но игра чернокожего мальчика тоже потрясала. «Максимка» остался в памяти многих поколений советских людей. А вот Толик Бавыкин, сыгравший Максимку, умер в 15 лет.

— Я училась с Толиком Бавыкиным в одной школе в Архангельске и хорошо знала его маму, — рассказала «Туапсинским вестям» Альвина Ярина, врач. — Вся его недолгая жизнь прошла у нас перед глазами. Мы жили в Архангельске рядом с портом. Там еще стоял огромный лесозавод. Вот на нем-то и работала укладчицей досок тетя Шура — мама Толика. Уже после смерти сына, она рассказывала мне, как познакомилась с его отцом.
Темнокожий моряк на своем корабле приходил в порт Архангельска довольно часто. Многие моряки обращали внимание на девушек, которые там работали, ухаживали, но тете Шуре очень нравился именно он. Что интересно — цвет кожи абсолютно не смущал тетю Шуру. Она влюбилась. Два месяца стоял транспорт в порту — и всего два месяца длилась их любовь.
По словам тети Шуры, он обещал вернуться, ведь транспорты ходили с грузами по Северному пути туда-сюда. Но при выходе из порта их потопила немецкая подводная лодка. Такие новости в Архангельске распространялись сразу, это не было секретом. Тетя Шура долго горевала. Но надо было готовиться к рождению ребенка.
То, что Шурик родился темнокожим, в поселке никого не смущало. Своего Толика она обожала. Как и все, он ходил в детский сад, в школу. Мы были старшие (я на три года старше Толика), и, как сейчас помню, когда дежурили по школе, именно Толик доставлял всем хлопоты. Он вечно бегал по коридору, за ним носились мальчишки и девчонки, они устраивали шумные игры. Приходилось даже наказывать его. Пару раз ему от меня доставалось, но он не менялся!
Тетю Шуру я помню очень скромной женщиной, она всегда ходила в неизменном платочке в клеточку и в телогрейке. Там все в телогрейках ходили. “Максимку” увидели актеры и режиссеры во время их приезда к нам в Архангельск. Конечно, он выделялся из массы ребят. Его одноклассник, (тоже Толик) Дворский рассказывал, они вместе тогда в буфет бежали, так артисты буквально поймали «Максимку» за рукав. «Стой! Тебя как зовут, как фамилия?Хочешь сниматься в кино?»
Сам фильм и одноклассники Толика, и все, кто жил в поселке, смотрели по много раз. Толик вернулся в школу героем. Ему все радовались, его хвалили, им гордились.
И вдруг — как гром среди ясного неба -Толик заболел! Его мама, спустя годы, горестно говорила: «Наверное, это съемки виноваты. Ведь его в море с корабля кидали, он же простыл после съемок, ангина была.»
Ангина, как известно, бьет по суставам и метит в сердце — это самые распространенные осложнения. У него обнаружили нарушение работы митрального клапана. И сейчас эту болезнь тяжело лечить, а тогда и подавно.
Все одноклассники ходили по очереди навещать Толика. В последние дни он уже не вставал. Жили они с мамой в бараке от лесозавода в одной комнате. Скромно у них было, но чистенько. Все наволочки, все занавесочки — с вышивкой.
Тетя Шура научила и Толика вышивать — показывала его работы. Когда он лежал, не шевелясь, она просто тихо гладила его по голове. Так он и умер в 15 лет. Короткая и в общем-то яркая жизнь была у него. В Архангельске Толика помнят.
…Когда Альвина Ярина после института приехала работать в Туапсе, на одной из улиц она увидела …Толика! В морском Туапсе памятник моряку с маленьким курчавым мальчиком стал одним из символов города.
«Потом я рассказывала тете Шуре про этот памятник. Она плакала… Каждый раз, в День рождения сына она по старой памяти звонила на Центральное телевидение» и просила показать фильм «Максимка». Телевизионщики откликались, всегда 8 июля, в день смерти Толика, по телевизору шел этот фильм, и она видела живым своего Толю…»