11 февраля 2020

Как «В лесу родилась елочка» спасла поэта от голодной смерти — и еще 6 авторов одной песни на все времена

«Бесаме мучо» сочинила ни разу не целованная девушка, “Под небом голубым” Гребенщиков только спел… А что еще мы знаем об «авторах одной, но великой песни»?

Написана “Елочка” была при царе

Пропуском в Союз писателей СССР и спасением от голодной смерти для уроженки княжеского рода Раисы Кудашовой стала «Елочка», та сама, что «зимой и летом стройною, зеленою была». Доведенная до отчаяния бедственным положением детская поэтесса, поборов дворянскую гордость и предубеждения пришла к Александру Фадееву, на ту пору председателю Союза писателей и просто попросила о помощи. На вопрос, а что же написала, Раиса Кудашова, из-под пера которой вышли в свет более 200 детских стихотворений, тихо сказала: Я написала одно стихотворение – «Елочку». И её… приняли в Союз писателей.

Раи́са Ада́мовна Куда́шева

Кстати, гимн Новому году был написан задолго до всех революций и опубликован в журнале «Малютка» в 1903 году под псевдонимом «А.Э.». Популярность пришла неожиданно, благодаря композитору Леониду Бекману, которому музыку навеяли … роды жены. Да, изначальный текст пришлось сократить вдвое.

Бесаме, бесаме мучо…

Что это такое на самом деле, по сей день ходят разные версии. Одна из самых правильных — «Целуй меня крепко». Впрочем, у песни такой замечательный мотив, что слова для многих не имеют значения. А зря!

Автор текста, мексиканка Консуэлла Веласкио Торрес написала его совсем юной барышней, которая на тот момент еще ни разу не целовалась, а лишь мечтала о любви.

Консуэлла – автор не только слов, но и музыки! Ох уж эти мексиканки, в каждой по Фриде Кало сидит! Несмотря на то, что Консуэлла Торрес стала известной только благодаря «Бесаме мучо», она была очень талантливой барышней: музыкой занималась с шести лет, а с двадцати годочков уже гастролировала во всю. И красивая была очень!

«Бригантина»: надоело говорить и спорить

Потому что в «дальнем синем море Бригантина поднимает паруса». Эту песню, перепетую Юрием Визбором в 60-е, наверное, в Советском Союзе знали если не все, то каждый второй. Пели и в подворотнях, и на посиделках золотой молодежи, и, говорят, даже в ЦК. Потому что – романтика, потому что «усталые глаза», потому что «люди Флинта», все было в этой удалой песне.

А вот мало кто знал даже тогда — кто сочинил «Бригантину». Это был талантливый еврейский мальчик – Павел Коган.

Кто бы мог подумать, что в страшный репрессиями 1937 год, кому-то придет в голову написать песню о пиратах, о воле и свободе, о тех, кто «пьет за яростных, за непокорных»? Но Когану было всего 19 лет, он был студентом Литинститута, которого хвалили но… не спешили печатать.

Однако юноша свое вольнолюбие и романтизм подтвердил на деле: будучи освобожденным из-за сильной близорукости от службы в армии, Павел Коган пошел добровольцем на фронт. И погиб в 1942 году, оставив после себя «Бригантину».   

Не беспокойся, будь счастлив

Как это по-английски? «Донт ворри, би хеппи»? Значит, и песню вспомнили! Бобби Макферрин, известный джазмен, был настоящим «человеком-оркестром». Его коронкой было исполнение композиций а капелла, то есть без сопровождения музыкальных инструментов, чисто голосом. Но настоящий звездный час у Макферрина наступил в 1988 году, когда он спел «Don’t Worry, Be Happy» и проснулся на следующее утро суперзвездой.

Однако несмотря на то, что нехитрая песенка принесла реальные миллионы зеленых денег, Бобби звездной болезнью не заболел. Он и по сей день продолжает работать, причем не только в джазе, но и в классике, дирижирует симфоническими оркестрами, исполняющими Моцарта и Чайковского.

Словм, никакой Боб Марли к «Don’t Worry, Be Happy» отношения не имеет: гениальный исполнитель регги умер за шесть до появления шлягера.  

И плакали Гавайи

Несколько строк о песне «Алоха Оэ», которую на Гавайских островах почитают чуть ли не за второй гимн:

«Сладкие воспоминания возвращаются ко мне/Снова принося привет Из прошлого/ Дорогая, да, ты принадлежишь мне/ Истинная любовь никогда тебя не покинет»

Эти пронзительные слова принадлежат последней королеве Гавайев  Лилиуокалани. Чернокожая красавица с рождения попала в переплет политических интриг и битв за престол. 

Дабы спасти корону Лилиуокалани вышла замуж за американского губернатора архипелага, но брак оказался неудачным и бездетным. После смерти брата — короля Калакауа, она взошла на престол в тщетной попытке отстоять независимость Гавайев от США. И даже не спрашивайте – почему у нее ничего не вышло.

Красавицу королеву свергли и посадили за решетку. Там, в темнице, она написала эту песню о горячей и потерянной  любви. «Алоха оэ» переводится с гавайского как «прощание с тобой».

Великая мистификация от БГ

Борис Гребенщиков назвал песню «Под небом голубым» «лучшей русскоязычной песней». Конечно, в исполнении нашего гуру, любая песня станет хитом, однако в случае с «Городом золотым» БГ не так уж и преувеличил.

История началась так: сначала вышла пластинка с лютневой музыкой Ренессанса, где среди композиций прозвучала сюита  якобы Франческо Камино ди Милано. Почему «якобы»? Да потому что написал ее наш соотечественник и современник, советский лютнист-виртуоз Владимир Вавилов, который выдал ее за средневековое произведение, ну, чтобы интереснее было.  

А тут чудесную лютню, опять-таки случайно, случайно услышал «широко известный в узких кругах рок-н-ролла» поэт Анри Волхонский… И пошло «слово за слово». Текст, как гласит легенда, был написан за 15 минут!

Затем авторов становилось все больше: к труду Волхонского и Вавилова руку приложил Хвост (Алексей Хвостенко), который первый исполнил песню.

Ну, конечно, подключился и БГ, внесший кое-какие правки в мелодию и текст царственной рукой — и доведший песню до полной нирваны.  

Так что там случилось с Жанеттой в Кецптаунском порту?

Кто только не пел эту песенку! Зажигательный мотивчик еврейского мюзикла Шолома Скунды уже давно стал считаться народным.

Причем исполняли эту песенку с самыми разными словами!  «Bei Mir Bis Du Shoen» (ты для меня самая красивая) стал визитной карточкой сестер Эндрюс и сестер Берри, Джуди Гарланд и Эллы Фицджеральд. В России ее с огромным успехом пел Утесов – сперва как джазовую юмореску про старушку, затем как патриотическую юмореску про барона фон дер Пшика.

Сегодня мы поем ее со словами, написанными ленинградским школьником Павлом Гандельманом. Получился отличный «городской романс», с перестрелками, вином, красотками из портовых кабаков.

Павел Гандельман

Словом, песня нашла и своего слушателя, и своего исполнителя.  Это было до войны. А в 1941 году уже фронтовик Павел Гандельман услышал ее как народную. Сам он прошел войну, стал военным врачом и сочинял стихи. Кстати, жив и здоров по сей день!

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее