23 марта 2020

Каким ты был, таким ты и остался: исполнилось 70 лет со дня первого показа на Кубани фильма «Кубанские казаки»

Немногие знают, что этот культовый фильм сам пострадал от культа личности Сталина и был запрещен почти на 15 лет. За что?

Фильм «Кубанские казаки» вышел на экраны в 1949 году, он был снят в кубанском совхозе-миллионере «Кавказ» (потом – «Кубань») в станице Курганная.

Сегодня это – город Курганинск, в нем есть даже музей фильма и площадь имени Клары Лучко, сыгравшей главную героиню Дашу Шелест. Вообще говорят, что городом станица стала благодаря «Кубанским казакам».

Сталину приписывают фразу, сказанную им после первого просмотра: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». Он же и дал фильму название — «Кубанские казаки», сначала его назвали «Веселая ярмарка».

О чем фильм, ставший лидером проката?
Два кубанских колхоза «Красный партизан» и «Заветы Ильича» конкуренты в труде за право быть лидером. Председатель одного — лихой казак Гордей Ворон, другого – молодая вдова Галина Пересветова.

Соперничество двух колхозов, которые приехали на ярмарку, осложняется романом между передовиками — Николаем Ковылевым и Дарьей Шелест. На пути любви стоит Гордей Ворон, который вырастил Дашу как дочь. Он опасается, что это попытка председателя соседнего колхоза Пересветовой переманить ценного работника к себе.

Даша договаривается с Вороном, что их спор должна решить судьба, а именно ставка на скачках во время ярмарки. Спор решается в пользу Даши, так как её возлюбленный выигрывает скачки и приходит первым. Ворон пытается уговорить молодоженов остаться в его колхозе, но Николай хочет увезти жену в свой колхоз.

А тут еще выясняется, что Пересветова втайне давно любит Ворона. Эти слухи доходят до председателя колхоза «Красный партизан» и он верхом на коне нагоняет в степи Пересветову, которая в одиночку на бричке возвращается в свой колхоз. Ворон требует признания и получает его. Любовь торжествует, и все трудятся еще лучше.

Реальность и мечта

Режисер Иван Пырьев (снявший к тому времени уже ленты «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны») снимал фильм, когда в совхозе как раз начиналась страда.

Чтобы актеры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться: актерам довелось работать на комбайнах, сгребать зерно на току. По труду тогда оценивались все, и как же это было здорово!

Советский народ с восторгом принял фильм. «Кубанские казаки» вышли в первые годы после войны, и люди измученные, потерявшие друг друга, отчаявшиеся, приходили в кино – и забывали о своей боли. Они слушали лирические песни, смотрели красочный фильм и верили: «Ну вот, пройдет немного времени, мы отстроимся, залечим военные раны, и у нас будет такая жизнь».

Это и был фильм- надежда, фильм- мечта, а право на мечту было – и есть у всех.

«И юбка болтается, как у казачки!»

Актрису Марину Ладынину, сыгравшую Галину Ермолаевну, потом засыпали письмами, на конвертах писали просто: «Мосфильм, председателю колхоза «Заветы Ильича» Галине Ермолаевне Пересветовой». В письмах ее спрашивали, где находится ее колхоз, как туда можно приехать, чтобы остаться в нем жить и трудиться.

Она рассказывала: «От председателя того колхоза, где мы снимали, я получила лучшую рецензию в своей жизни. Он сначала не верил, что я смогу правдиво сыграть казачку, а когда увидел фильм, прислал мне письмо. Там была фраза: «У тебя и юбка болтается по ботинкам так, как у наших баб, когда они идут по полю».

Вторую женскую роль — колхозницы Даши Шелест — сыграла тогда малоизвестная молодая актриса Клара Лучко. Актрисе удался образ настоящей кубанской казачки — несмотря на то, что во время съемок фильма она впервые побывала на Кубани.

А позже народная артистка СССР всегда говорила, что она трижды казачка: «Это потому, что я играла казачку в «Кубанских казаках», потому что я играла в «Цыгане» донскую казачку, и потому что я, по своему происхождению, — из запорожских казаков».

Благодаря фильму актриса получила не только всесоюзную славу, но и мужа. Впервые увидев ее на съемках, актер Сергей Лукьянов только и смог произнести: «Я пропал!». Сразу после окончания съемок они поженились. В «Кубанских казаках» дебютировала и Екатерина Савинова, будущая Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра».

Развенчали вместе с культом

Но в 1956 году на XX съезде КПСС Никита Хрущёв в борьбе с культом личности подверг фильм жесткой критике. Он обвинил картину в лакировке действительности, объявив ее кинематографическим мифом. Знаменитые столы с сельской ярмарки, ломящиеся от изобилия, стали своего рода символом сталинского кино. «Кубанские казаки» на 15 лет исчезли с экранов.

В эпоху Брежнева картину отреставрировали, отредактировали, убрав атрибуты «культа личности», переозвучили и вернули зрителю в «обновленном» варианте. Именно эта версия и идет сейчас по телевидению.

На сцене, в поле, за столом

Советский народ снова принял «Кубанских казаков» на ура, и не только фильм, но и песни, написанные Михаилом Исаковским и Исааком Дунаевским. Они стали поистине народными, и за праздничными застольями и на полевых работах затягивали «Ой, цветет калина», «Каким ты был, таким ты и остался», «Будьте здоровы!», «Не за теми дальними морями», «Урожай».

Но главной музыкальной темой все же стала песня «Каким ты был, таким ты и остался». История любви казака и девушки, ждавшей его всю войну, и готовой мириться с его горячим характером, который ничто неспособно изменить, задела «женский нерв» за живое.

Первой исполнительницей произведения стала Марина Ладынина. Песню исполняли в разные годы и Мария Максакова, и Кубанский казачий хор, и София Ротару. Да кто только не пел – и мы тоже!

Поешь, слушаешь – и встают перед глазами кадры «Кубанских казаков», которые вопреки всему смотрят из поколения в поколение.

В главном мы — такие же

Андрей Кончаловский как-то признался: «Когда мы были молодыми, мы с Андреем Тарковским не выносили Пырьева. А теперь без слез не могу смотреть «Кубанских казаков».

Задуманный режиссером как народный, фильм и стал таковым.

Неоднократно озвучивались планы — снять продолжение «Кубанских казаков» — на тех же благодатных землях в нашем Краснодарском крае. Хорошо бы при этом смогли сохранить необыкновенное настроение старого фильма – нам сегодня так не помешали бы и утешение, и надежда, что мечты сбудутся, что скоро все наладится. И образ всеобщего изобилия и счастья, где и тебе есть место.

Ведь и главная строка песни – «Каким ты был, таким остался», в сущности, сказана о нас — если брать главное в российском народе: ценим труд, если любим – все прощаем. Но ведь мы и дороги друг другу такими. Споем?

Каким ты был, таким остался,
Орел степной, казак лихой!
Зачем, зачем ты снова повстречался,
Зачем нарушил мой покой?
Зачем опять в своих утратах
Меня хотел ты обвинить?
В одном, в одном я только виновата,
Что нету сил тебя забыть.
Свою судьбу с твоей судьбою
Пускай связать я не могла.
Но я жила, жила одним тобою,
Я всю войну тебя ждала.
Ждала, когда наступят сроки,
Когда вернешься ты домой…
И горьки мне, горьки твои упреки,
Горячий мой, упрямый мой!..
Твоя печаль, твоя обида,
Твоя тревога ни к чему:
Смотри, смотри, душа моя открыта,
Тебе открыта одному.
Но ты взглянуть не догадался,
Умчался вдаль, казак лихой…
Каким ты был, таким ты и остался,
Но ты и дорог мне такой.

25 июня 2025

Древнейшие гарпуны: как 90 тысяч лет назад люди учились ловить рыбу

Станислав Дробышевский, российский палеоантрополог, кандидат биологических наук и популяризатор науки с МГУ, раскрывает, как древние люди учились добывать рыбу и морепродукты, превращая рыбалку в искусство выживания. Погрузитесь в историю, где костяные гарпуны и крючки из раковин открывали путь к освоению океанов, и узнайте, почему рыба может стать ключом к нашему будущему!

Задолго до появления современных удочек и сетей наши предки уже мастерски орудовали гарпунами, вылавливая гигантских сомов в реках Африки. Удивительно, но эти костяные орудия почти не отличаются от современных!

Рыбалка — это не просто хобби, а занятие, уходящее корнями в глубокую древность. Около 90 тысяч лет назад, в месте под названием Катанда (Республика Конго), люди уже научились ловить рыбу с помощью сложных орудий — костяных гарпунов.

Эти находки, обнаруженные археологами, поражают своей продуманностью: зазубренные края и бороздки для крепления веревки делали гарпуны невероятно эффективными. Представьте: в тропическом лесу, где охота на крупных животных была затруднена, люди нашли способ добывать пищу из реки, вылавливая сомов длиной до полутора метров!

Читать далее

ГМО: почему бояться не стоит?

Генно-модифицированные организмы вызывают споры, но ученый Константин Северинов объясняет, почему страхи вокруг ГМО необоснованны

ГМО — это организмы, чей геном изменен для улучшения свойств, например, устойчивости к вредителям или повышения урожайности. Северинов подчеркивает, что такие продукты проходят строгие проверки на токсичность, как и любая другая еда, будь то яблоки или грибы.

Мифы о том, что ГМО изменяют человеческий геном, не подтверждены наукой. Пища, которую мы едим, переваривается, а ее ДНК не встраивается в наш организм. Северинов приводит пример: мы едим мясо и овощи, содержащие ДНК, но это не делает нас «огурцами» или «свиньями».

Читать далее

Генетические тесты: гороскоп или наука?

Генетические тесты обещают раскрыть тайны вашей ДНК, но насколько они точны? Константин Северинов называет их «генетическими гороскопами»

Генетические тесты могут выявить носительство мутаций, связанных с заболеваниями, но их развлекательная часть — вроде предсказаний о талантах или склонности к спорту — часто не имеет научной основы. Северинов сравнивает такие тесты с гороскопами: они дают общие утверждения, в которые легко поверить.

Тесты анализируют геном, сравнивая его с эталонным, и находят до 3000 отличий, которые делают каждого уникальным. Однако предсказания о сложных чертах, таких как интеллект, ненадежны, так как зависят от множества факторов. Северинов советует относиться к ним скептически и консультироваться с врачами для медицинских выводов.

Читать далее

Ген красоты: правда или вымысел?

Многие верят, что красота передается по наследству через гены. Но что говорит наука? Генетик Константин Северинов развенчивает мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Красота — это субъективное понятие, которое сложно измерить объективно. Северинов подчеркивает, что гены действительно влияют на внешность, но нет никакого «гена красоты», который можно выделить.

Генетика изучает наследуемые признаки, такие как цвет глаз или форма носа, но их восприятие как «красивых» зависит от культурных и социальных норм. Так что мечты о генетическом рецепте красоты остаются фантазией.

Читать далее

Ген бедности? Ученые развенчивают мифы о наследственности

Существует ли ген, который обрекает человека на бедность или глупость? Доктор биологических наук Константин Северинов объясняет, почему такие утверждения — не более чем мифы.

Сгенерированная иллюстрация по промту редакции АНДРЕЙ БЕЛЫЙ | ТУАПСИНСКИЕ ВЕСТИ

Генетика — это наука о наследуемых признаках, но социальные характеристики, такие как бедность или успех, не имеют четкой генетической основы. Северинов в подкасте «Куджи» отмечает, что подобные черты чаще являются социальными конструктами, а не результатом работы генов.

Чтобы доказать наличие «гена бедности», нужно провести сложный эксперимент: скрестить людей с определенными признаками и проследить за потомством. Однако это практически невозможно, так как бедность зависит от множества внешних факторов, а не только от генетики.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее