Подробные рекомендации дал Евгений Комаровский.
Гиперактивными детьми считают тех, кому трудно сконцентрировать внимание. Такой ребенок импульсивен, активен, но координация часто нарушена, неуклюж, все роняет, ломает, проливает, легко отвлекается, задает много вопросов, но редко дожидается ответов.
Таким детям надо давать поручения простые и однозначные. «Сергей, сложи портфель», а выполнение сложных заданий разбить на этапы. Например – убери комнату: и далее по пунктам. Можно написать на листке.
Если ребенок играет, бесполезно давать ему поручение в этот момент, он вас просто не слышит. Для начала позовите его, установите контакт, а потом и поручение давайте.
Как отличить болезнь от характера? Если гиперактивность – это характер, то она не мешает развиваться полноценно и общаться со сверстниками, не мешает стать нормальным членом общества.
Если гиперактивность – болезнь, ребенок не может нормально общаться, конфликтует, страдает учеба. И тут без помощи специалиста не обойтись.
Есть детские психологи, детские психиатры, придется к ним обращаться.
Существует версия, что гиперактивность связана с недостатком выработки определенных гормонов. И что бы эти гормоны вырабатывались, ребенку постоянно надо быть в движении. Но помочь можно.
Есть педагогические правила для родителей, воспитывающих гиперактивного ребенка:
- Установите контакт. Если недостаточно слова, прикоснитесь к ребенку, поверните его к себе. Уберите то, что мешает контакту – игрушка, музыка, телевизор и так далее.
- Закон постоянства правил. Если что-то нельзя, нельзя всегда. При этом надо четко разъяснить правило, оно должно быть максимально понятным и выполнимым.
- Порядок и безопасность. Это относится и к родителям. На кухне не должны валяться ножи, а у папы в кабинете торчать оголенные провода или хлам. Родители должны показывать пример.
- Режим во всем. Когда вставать и ложиться спать, когда кушать, учить уроки, играть.
- Правило кулика. Мы очень часто делаем замечания ребенку, но забываем похвалить. Кулик свое болото хвалит. Так и родители всегда должны находить что-то хорошее – и хвалить, хвалить, хвалить.
- Не победа, а участие. Хвалите! Не помыл тарелку до конца? Но он ее мыл, и это уже хорошо.
- Ветер в паруса. У каждого ребенка есть то, что у него наиболее хорошо получается. Найдите это и поддерживайте его в этом.
- Энергию в нужное русло. Давайте научимся избыток энергии использовать на благо. Если хотите спать хорошо ночью, побегайте с собакой перед сном или поиграйте в футбол.
- Искусство собираться в поход. Куда бы вы ни пошли, в гости, в магазин, подготовьтесь, проговорите, что можно, что нельзя, в магазине предусмотреть что-то купить ребенку. Не уверены, что все будет хорошо, откажитесь от такого путешествия.
- Мама с папой тоже люди. Вы должны отдыхать. Есть возможность оставить ребенка, например, с бабушкой, оставьте и отдохните от малыша. Используйте для этого любую минуту.