Джилл Тейлор, американский нейробиолог, изучающая мозг, по иронии судьбы в разгар своей карьеры перенесла инсульт. У нее в мозгу лопнул сосуд — врожденная аневризма. Удивительная женщина смогла побороть болезнь, вернуться в науку и написать книгу «Мой инсульт был мне наукой», где она подробно рассказала, что чувствует человек, которого хватил удар.
«В некотором смысле судьба мне, ученому, занимающемуся изучением мозга, преподнесла, подарок – дала возможность изнутри увидеть и прочувствовать инсульт», – говорит она. Потом все ее наработки стали использовать реабилитологи и врачи-неврологи.
Что происходит при инсульте
Представьте, что от вас одно за другим уходят ваши способности. Сначала вы перестали понимать смысл звуков, которые слышите – все они слились в беспорядочный шум. Вы больше не видите очертания предметов, не воспринимаете их трехмерно и не различаете цвета. Нарушилось обоняние. Обычные запахи — резки и непереносимы. Вы не чувствуете температуру, вибрацию и границы собственного тела. Вы лишились ориентации и способности ощущать положение частей своего тела.
Первые дни после реанимации
Когда Джилл перевели в неврологическое отделения после реанимации, она не могла говорить, не понимала речь. Сама она потом так описала это состояние: «Я воспринимала людей как сгустки концентрированной энергии. Врачи и медсестры были скоплением мощных энергетических лучей – то появляющихся, то исчезающих. Я чувствовала, что на меня напирает окружающий мир, не понимающий, как со мной общаться». Сама она тогда объяснить людям ничего не могла.
Она не понимала ни слова, но все понимала по выражению лиц и жестам. «Одно из самых удивительных ощущений, которые я испытывала (кроме продолжавших болеть правой руки и головы) — это безмолвие в моей голове. Я привыкла к чириканью мыслей, раньше шел постоянный анализ информации. Теперь вместо этого была тишина. И чтобы сосредоточиться, вспомнить что-то, надо было очень напрягаться, чтобы в голове что-то появилось».
Учиться есть, пить и умываться
Ко всему прочему Джилл перенесла трепанацию черепа – для удаления остатков лопнувшей аневризмы. Затем началось восстановление. Физически оно проходило достаточно быстро, благодаря занятиям. Джилл снова могла сидеть, училась говорить — получалось шепотом, потому что она не понимала, как выдыхать воздух, когда произносишь слова. Но с интеллектуальным восстановлением все было сложнее: «Связи у меня в мозгу нарушились, и было принципиально важно начать их снова стимулировать, пока они не утратились навсегда».
Но коллеги-ученые занимались с ней каждый день, терпеливо и методично. И главным в этих занятиях была стимуляция к мышлению. Не нужны были вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет». Ее заставляли искать.
Для своей мамы Джилл снова стала ребенком, которому нужно было объяснять предназначения вещей. К примеру, что такое носки, для чего они и почему их надо надевать раньше, чем туфли. И так с каждой вещью.
Чтобы работать интеллектуально, она решила с помощью цветного стекла создать модель головного мозга — предмет ее изучений. Над этим кропотливо работала все время.
Месяцы и годы восстановления
Джилл Тейлор отмечает, что главным, что восстанавливало ее силы и энергию, был сон. Она долго и помногу спала, особенно в первые дни после инсульта. И, как говорит она сама, очень хорошо чувствовала энергетику людей – кто дает ей энергию и силы, а кто забирает.
Через два месяца после операции Джилл смогла прилететь в другой город на встречу. Через три – сесть за руль автомобиля. Выступила на медицинском форуме, где рассказала о своем опыте. Через полгода полетела через всю страну на встречу выпускников. Ей очень помогала ходьба. Она брала в руки гантели и ходила, размахивая ими как ребенок — чтобы лучше понять границы тела. Чтобы научиться ритмично ходить как раньше у нее ушло четыре года.
Что касается умственных способностей, то ироничная Джилл пишет, что через три года освоила любимую карточную игру, а вот способность к математике утратила полностью. Складывать цифры научилась через год, умножать и вычитать — через четыре с половиной, а деление ей с трудом далось через пять лет после инсульта. И все это время она работала над собой! Через пять лет она научилась ходить и не смотреть, куда ставит ногу. Через шесть лет — подниматься по лестнице через две ступеньки. И только на восьмом году она почувствовала свое тело как раньше — твердым, а не текучим.
К тому времени она уже снова преподавала, по-прежнему изучала мозг, но, как говорит сама -была совершенно другим человеком.
Как надо общаться с человеком, которого хватил инсульт
Джилл составила много рекомендаций для врачей, для родных, для друзей и для самих больных инсультом, основываясь на своем опыте. Вот некоторые из них.
- Подходите ближе, говорите медленнее и отчетливее
- Повторяйте несколько раз сказанное, исходя из того, что я ничего не знаю
- Не повышайте голос и не кричите, я не глухая, я просто больная
- Не будьте слишком энергичны. Не спешите
- Проявляйте терпение, пытаясь научить меня чему-то в двадцатый раз, как в первый
- Помните, мне надо хорошо освоить предыдущий уровень, прежде, чем перейти к следующему
- Радуйтесь тому, что я могу, не горюя о том, чего не получается
- Обращайтесь со мной бережно, как с новорожденным
- Поддерживайте меня морально до выздоровления. Даже если на это уйдет 20 лет
- Берегите мою энергию – никакого радио, ТВ, посещения не более 5 минут.
- Помогите мне не забыть близких и родных. Развесьте фотографии с подписями
- Любите меня такой, какая я есть. Не держите меня за ту, кем я была раньше. Мой мозг стал другим.