Юрий Гагарин, был, как известно, большим любителей автомобилей. После своего триумфального полета в космос Гагарин стал самым известным человека на планете и желанным гостем в любой стране мира, где ему дарили различные подарки. Одним из самых дорогих презентов в коллекции первого космонавта стал автомобиль Matra-Bonnet.
Этот компактный спорткар весом всего в 660 кг Юрий Гагарин впервые увидел в экспозиции авиационно-космического концерна MATRA на выставке 1965 года во Франции. Французы не могли не заметить интереса Гагарина к автомобилю, и по возвращению в Москву космонавта ждал подарок — новенькая Matra-Bonnet Djet V небесно-голубого цвета. В то время подобный автомобиль был сродни машинам из фантастических рассказов: 2-местное купе с элегантным пластиковым кузовом, новаторской среднемоторной компоновкой, дисковыми тормозами на всех колесах и спартанским салоном. Под капотом находился 1,1-литровый двигатель от малолитражки Renault 8. Разгонятся автомобиль мог до внушительной на то время скорости 173 км/ч при 70-сильном моторе. До 100 купе разгонялся за 13,2 секунд. По нынешним меркам, очень медленно.
Говорят, из-за этого автомобиля Гагарин чуть не схлопотал выволочку от секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова. Один из югославских журналов поместил в своем номере фотографии первого космонавта, с интересом разглядывавшего Matra-Bonnet во время поездки в Париж. Подпись же к фото была слишком язвительной: «В Париже на авиационно-космической выставке Гагарин занимался больше автомобилями, чем авиацией и космосом».
От гнева Суслова космонавта спас начальник первого отряда космонавтов Николай Каманин, который объяснил, что подарок от французов Гагарину посоветовали министры Дементьев и Смирнов и посол СССР в Париже Зорин.
На иномарке Юрий Гагарин ездил нечасто, несмотря на то, что очень любил свой Matra-Bonnet Djet V. Уж слишком выделялся автомобиль тогда на дорогах – этакая «летающая тарелка» среди советских машин.
После трагической смерти своего владельца в 1968 году спорткар долгое время стоял в Звездном городке, а затем у вдовы космонавта его выкупил литовский коллекционер Кястутис Индзюлис.
Помимо французского спорткара у Гагарина были две «Волги» ГАЗ-21: бежевая и черная. Бежевую с номерами 12-04 ЮАГ космонавт, по слухам, приобрел сам. А вот черную «Волгу» с салоном цвета неба и номерами 78-78 МОД подарил Совмин. У этого автомобиля тоже есть своя легенда. Якобы, во время визита Гагарина на Горьковский автомобильный завод работники спросили, нравится ли машина космонавту. Гагарин честно ответил, что авто хорошее, но иногда возникают проблемы. Тогда на заводе всего за ночь перебрали гагаринскую «Волгу», после чего неполадок в автомобиле больше не было. Сейчас увидеть черный ГАЗ-21 с номерами 78-78 МОД можно в Мемориальном музее первого космонавта в г. Гагарине. А вот о судьбе бежевой «Волги», к сожалению, ничего не известно.
И еще один факт. Оказывается, водительские права первый космонавт получил уже после своего знаменитого полета. Экзамен Гагарин сдавал на общих основаниях – без блата и протекций. Как вспоминал принимавший экзамен инспектор Н. И. Амелин «отвечал Юрий Алексеевич как автомат, без единой запинки, отлично произвел разводку на картах. Гагарин сдал экзамен на «отлично». Через несколько минут ему вручили водительские права…».