[portfolio_slideshow id=9234]   Для туапсинцев Год культуры завершается красивым аккордом – юбилеем нашего камерного оркестра. За двадцать лет он по читать дальше

 [portfolio_slideshow id=9234]

 

Для туапсинцев Год культуры завершается красивым аккордом – юбилеем нашего камерного оркестра. За двадцать лет он по праву стал таким же брендом  Туапсе, как скала Киселева.

«Гаснет в зале свет, и снова я смотрю на сцену отрешенно…» А потом – волшебный всплеск рук и замирание целого мира в завороженном восторге. Летят, как отравленные любовью стрелы, звуки музыки, поражают сердца. Идет обмен колоссальной энергией между струнами, смычками, музыкантами и зрительским залом. И только он невозмутимо парит над всем этим, как великий Мэрлин управляя волшебной палочкой самой Гармонией.

Сейчас, видя неизменные аншлаги, слыша правильную реакцию почтеннейшей публики на виртуозно исполненную партию, даже не верится, что можно было жить без всего этого, что Город мог быть без Оркестра, а мы – без великой благодати исцеления Музыкой. Да, именно исцеления – от суетности будней, от обид и безденежья, от зависти и разочарований, и обрести надежду и любовь. Может, в этом и было великое предназначение камерного оркестра?

 

С 6

– То, что наш оркестр появился в лихие девяностые, наверное, имеет какой-то сакральный смысл, – говорит художественный руководитель и дирижер камерного оркестра, Заслуженный работник культуры Кубани Виктор Сорока, с которым мы встретились накануне юбилея. – Представляете, время малиновых пиджаков и пейджеров, когда, казалось, у всех и каждого была одна задача – выжить, а значит, сгрести побольше денег. А, знаете, приходилось, приходилось, чтобы выжить, чуть ли не «Мурку» в угоду тогдашним вкусам и симпатиям играть на скрипках и альтах. Но… Именно в это время смогла осуществиться мечта о камерном оркестре. Наверное, когда все рушится и раскалывается, душе особенно нужна поддержка, подпитка. А что может лучше лечить и облагораживать душу, чем музыка? В «Василии Теркине» есть слова: «Кто сказал, что нужно бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Я думаю, что то, что мы смогли даже в такой непростой период для нашей страны, как девяностые, создавать, творить, говорит о большой духовности, потребности в высоком Искусстве людей. И наши начинания нашли поддержку у власти. Постановлением главы города от 28 ноября 1994 года фактически был дан старт творческому пути камерного оркестра. А уже 1 декабря 1995 года мы открыли свою концертную программу.

С 5

Слова Маэстро всколыхнули целую череду добрых воспоминаний о том времени, о прекрасных людях, тех, кого не «замалинили» и не опошлили девяностые, а закалили. Мне, в то время начинающему журналисту посчастливилось быть свидетелем начала и затем тех удивительных метаморфоз, которые происходили и с оркестром, и с нами. Как-то на традиционном интервью о планах и задумках с начальником отдела культуры города Туапсе Рудольфом Клейном в кабинет вошел красивый, элегантный мужчина, просто светившийся тактом и интеллигентностью.

– Знакомься – Виктор Сорока, талантливый виолончелист! Вот носится с идеей – оркестр камерный создать!
А потом я увидела Виктора Сороку уже парящим над суетой и толпой, во фраке, в сонме чарующих звуков, которыми наполнял сердце новорожденный оркестр. А как они умели шутить, молодые и дерзкие генералы туапсинской культуры! Как забыть творческий капустник «Великий почин», когда сцена зала горпарка превратилась в арт-кафе, а камерный оркестр под управлением командарма Сороки грянул «Полюшко, поле»?

– Я тоже часто вспоминаю первые шаги, – задумывается Маэстро. – И то, как обивали пороги, и тех людей, которые были в тот момент рядом. Кстати, среди наших единомышленников были в то время главы города – Александр Петрович Ладатко, затем Галина Алексеевна Джигун. Да, нелегко это было «взять в штат» города оркестр, когда трубы лопались, когда кризис за кризисом… Но вот мы есть, и благодарны тем, кто помог, чтобы мы были.

Нет, как бы ни умаляли классики марксизма значение личности в истории, Сорока был тем самым локомотивом, который с корректной напористостью воплощал общую мечту. Талантливый музыкант, лауреат многочисленных конкурсов, последователь русской виолончельной школы Мстислава Ростроповича, он имя и Виктор получил, наверное, неслучайно. Побеждать без боя, покорять души музыкой, когда при первых же аккордах зрительские сердца выкидывают белые флаги, сдаваясь на милость Искусства – вот его призвание. Таких подвижников очень мало.

– В нашем крае районов, у которых есть собственный камерный оркестр, кроме Туапсинского нет. Ни у Анапы, ни у Геленджика, ни у Сочи. В Краснодаре есть оркестр, но он относится к «Премьере», а вот муниципального нет даже в столице края, – вводит в курс дел оркестрового Парнаса Виктор Сорока. – А вот в Туапсе еще двадцать лет назад появился сначала наш камерный оркестр, чуть позже — оркестр русских народных инструментов «Калинка», духовой оркестр, группа «Торнадо». Причем все коллективы самого высокого класса!

С 2

Наверное, самым непростым для Виктора Сороки и для всего оркестра было воспитать своего зрителя. Здесь, извините, постановлением ничего не добиться, на концерт не загнать! И было время, когда и шоколадками шуршали в первых рядах и «шептались», заглушая контрабас. И все-таки потребность человека в Прекрасном, как бы громко это ни звучало, взяла верх. Сегодня на концертах камерного оркестра – аншлаги! Причем, как по секрету сказал нам Валерий Белокуров, первая скрипка оркестра, некоторые зрители уже вычислили, где в зале акустика лучше, приходят за час, занимают места для себя и друзей и очень, очень расстраиваются, когда «звучащие» места вдруг оказываются занятыми. Вот тут-то туапсинские поклонники классики могут и чисто по-туапсински высказать все, что накипело.

– А мы стараемся не только воспитывать, но и растить своего зрителя, – говорит Виктор Сорока. – Например, частенько мы даем концерты для детей в своем репетиционном помещении. И, поверите ли, детские души даже более восприимчивы к классике!

Ну, как не верить! Ведь так получилось, что помимо творческого сотрудничества – «газета +культура», нас с Виктором Сорокой связывают почти родственные узы. Он – крестный отец моей дочери (да еще какой замечательный крестный!). И вот мы долго думали, как сделать выпускной в детском саду таким, чтобы на всю жизнь запомнился, и вдруг Виктор говорит: «А давай мы сыграем!» И вы бы видели, какой восторг был в глазах малышей, когда они увидели красивых музыкантов в вечерних нарядах, с настоящими скрипками. Квинтет (просто полный состав не вошел бы в актовый зал нашей «Сказки») не просто играл для детей и взрослых, он аккомпанировал торжественный выход выпускников, парный танец. Но главное, когда ребята вырастут, забудется вкус конфет и цвет выпускных костюмов, могут потеряться значки и «дипломы», а вот то зернышко любви к Прекрасному, которое бросила в их души встреча с камерным оркестром, непременно даст благодатные всходы!

– Музыканты, как и все творческие люди, нуждаются в публике не меньше, чем публика нуждается в духовной пище, – убежден Маэстро. – Но не меньше нам нужно и общаться друг с другом, обмениваться творчеством. И то, что в нашем городе был камерный оркестр дало возможность реализовать задумку проведения фестиваля классической музыки «Осенний дивертисмент». Осенний – потому что осень традиционно была временем отдыха после жаркой летней поры, временем театральных сезонов и балов. А классическая музыка, как и любая классика, – это то, что понятно всем, что находит и затрагивает струны в каждой душе. Каждый год мы стараемся как-то разнообразить подход к проведению фестиваля, привнести что-то новое. Так мы выезжали на разные концертные площадки в поселения, ведь далеко не все могут приехать на наши концерты в город. А в этом году при поддержке управления культуры района «Осенний дивертисмент» превратился в фестиваль классического творчества разных жанров – помимо музыки зрители получили возможность посмотреть постановки краснодарского Театра Оперетты и звезд краевого кубанского балета. То есть фестиваль из городского, муниципального вырос до регионального уровня. И, думаю, это не предел.

С 3

Впрочем, для музыки пределов, как и границ нет. К нам в Туапсе приезжали и выступали вместе с нашим коллективом такие звезды мировой величины, как голландский дирижер Бенджамин Каролас Ле Да-Сан Дени, великобританский маэстро Йохан Кац, российский альтист Юрий Тканов. А в прошлом году мы выезжали с гастролями во Францию, и эта поездка в город-побратим Ажен очень впечатлила. Знаете, это непередаваемое чувство, когда ты представляешь культуру своего города, района, да что там – страны. Какое чувство гордости переполняло сердце, когда на старинных улицах Ажена, на фоне готических строений красовались афиши нашего концерта на французском и на русском языках! Нас встречали очень тепло и радушно, что еще раз показало – музыка понятна всем, она говорит на всех языках и сближает, действительно сближает людей.

В самом деле, у Виктора Сороки дар находить единомышленников, заражать и заряжать собственной идеей. Кстати, именно по такому принципу собирался состав оркестра, в который входят такие талантливые, беззаветно преданные Искусству музыканты как Валерий Белокуров, Валентина Ерохина, Оксана Белокурова, Марина Лазько, Ирина Приходько, Марина Сорока – супруга Маэстро, его самый главный единомышленник и соратник. Ах, а если бы знали зрители, какая она еще и замечательная хозяйка! Поверьте на слово, в ее пирогах и тортах гармонии не меньше, чем концертах Моцарта! Ну, как известно, творческий, талантливый человек талантлив во всем.
– Мы убеждены, что 20-летие оркестра – это наш общий с публикой праздник, – возвращается к разговору о предстоящем юбилее Виктор Сорока. – Все эти годы зритель был с нами, а это очень важно. Эта незримая поддержка: ослепленный рампами, ты не видишь со сцены никого. Но ты чувствуешь тепло, ауру любви… Поэтому мы стараемся, чтобы наши зрители получали обратную порцию положительных эмоций. Сегодня в репертуаре оркестра более 130 концертных программ, включающих свыше 400 произведений. Да, мы экспериментируем – в программу наших выступлений входили произведения с вокалом. А на юбилейном концерте с нами выступит народная артистка Абхазии Манана Шамба (сопрано). А еще мы пригласили для совместного выступления группу духовых инструментов. Понимаете, нашим составом многие классические произведения нельзя исполнять, так как не хватает в составе тех или иных инструментов, тех же валторн или кларнетов. И потому на юбилейном концерте решили дать возможность насладиться новыми произведениями, которые раньше не могли включить в свой репертуар.

С 1

 

А вот о главном сюрпризе, который готовит для всех нас Виктор Сорока и его замечательный оркестр, хочется сказать особо. Итак, нас ждет концерт Моцарта ля-мажор для фортепиано с оркестром. А партию фортепиано будет исполнять уникальный музыкант мирового класса, участник всемирного хора ЮНЕСКО, лауреат многочисленных международных конкурсов Олег Аккуратов.
Этот музыкант заслуживает отдельных слов. Ему двадцать пять лет. Но он уже успел выступить с такими мега-звездами как Людмила Гурченко, Монсеррат Кабалье, покорить искушенную публику Милана, Лондона, Рима, Петербурга, Москвы. И всегда Олег Аккуратов видит, чувствует музыку сердцем, ведь он полностью слеп от рождения! Именно он вдохновлял на победы наших паралимпийцев, открывая своим выступлением Паралимпийские игры в Сочи.

– Олег – наш земляк, – представляет солиста юбилейного концерта Виктор Сорока. – Он родом из поселка Моревка Ейского района. Музыкой занимается с четырех лет. Олег Аккуратов не только первоклассный музыкант, он – композитор, вокалист. И нам очень приятно, что он согласился принять участие в юбилейном концерте камерного оркестра. Думаю, каждому стоит послушать его гениальную игру и поучиться у него умению бороться, противостоять любым трудностям, доказывать, что возможности человека неограниченны!

Виктор Сорока не из тех, кто живет без мечты. Он никогда не останавливается на достигнутом, все время что-то шлифует и оттачивает, как четкость восьмых и шестнадцатых на репетициях оркестра. Вот и сейчас он мечтает о пополнении оркестра духовой группой и надеется, что толчок к этому будет дан на юбилейном концерте. «И услышат люди, что это хорошо! – говорит Маэстро. – Ведь мы же многие шедевры мировой классики не можем донести до зрителей, не можем показать всю мощь исполнительского искусства полноценным составом камерного оркестра!»

А еще мечтает Виктор Сорока о настоящем зале с хорошей акустикой: « Знаете, этот камерный зал мог бы стать изюминкой и города Туапсе, и всего района. Нам не раз помогали и глава района Владимир Викторович Лыбанев, и глава города Александр Викторович Чехов. Уверен, что и они оценят по достоинству те перспективы, которые открываются в привлечении туристов в наш город и район с открытием такого зала!»

Зная умение Виктора Сороки работать над мечтой, над ее реализацией, можно смело сказать, что сбудется и эта. Удачи, Маэстро, вдохновения, аншлагов, моря цветов и аплодисментов!

С 4