30 января 2017

Летать – так летать!

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и […]

Первая и единственная не только в Советском Союзе, но и в мире, женщина-бортмеханик на вертолетах, девятикратная рекордсменка мира и Союза по подъему грузов на высоту – это далеко не весь «послужной список» этой удивительной женщины. К человеку-легенде Людмиле Кошиль сегодня мы отправляемся в гости в Джубгу.

И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу.

Копия С 3


– А я вас совсем другой представляла, – наверное, несколько бестактно выпаливаю в начале разговора.
– Маленькая? – совершенно не смутившись, улыбается Людмила Алексеевна. И улыбка у нее какая-то особенная – похожа и на солнечный луч, и на северное сияние одновременно. Видно впитала и то, и другое за двадцать пять лет близости к небу. – Вот так же мне сказала и командир нашего экипажа Инна Копец, а потом говорила: «Людмилу надо видеть в деле». Ей принадлежала идея создания первого в мире женского вертолетного экипажа. Так вот у Инны рост был – метр восемьдесят, конечно, мои полтора (точнее – 149 сантиметров) метра на ее фоне выглядели странно. Но, ничего, у нас попарно подобрался экипаж – высоченные командир и штурман и миниатюрные – бортмеханик и второй пилот…

Пока Людмила Алексеевна гостеприимно потчует нас кофе и выпечкой собственно изготовления, мы с жадным интересом рассматриваем ее житье-бытье: картины (подарки друзей-художников), ручной работы поделки, как сейчас говорят – хенд мейд, наполненные колоритом народов хантов и манси, самовары – надутые от собственной важности, поблескивающие начищенной до золотого блеска медью…

– Самому старшему из них – двести лет, – представляет Людмила Алексеевна самоварную армию. – Но для нас главная их ценность в другом. Родом я происхожу от потомков первых сорока семей казаков, которых еще царь Иван Грозный отправил в Сибирь – осваивать подаренные Ермаком земли. А что казак брал с собой в первую очередь? Всегда, во все времена, если надо было с насиженного места срываться? Иконы, детей и самовары.

Вот так неожиданно уходит наш разговор к истокам рода Людмилы Кошиль. Оказывается, что тем первым поселенцам-казакам даже специальное разрешение было дано православной церковью – жениться на инородках. А что делать? Род продолжаться должен был. Вот и брали себе в жены удалые казаки местных красавиц. И у Людмилы Алексеевны в роду были женщины-манси. А это значит, что с Севером – самое что ни на есть кровное, коренное родство.

– Ген пальцем не задавишь! – смеется гостеприимная хозяйка. И словно самый сильный оберег для нее – старинные фото и гербовая сумка потомственного коновала (одна из самых уважаемых ценных профессий в прошлые века), которым был прадед. Эту сумочку вместе с инструментами передавали только самому старшему сыну в семье, наследнику ремесла. Теперь эта пахнущая кожей и веками сумка, украшенная коваными бляхами, хранится у Людмилы Алексеевны – сегодня старшая в роду. А про нее еще всегда говорили односельчане: «Люська-то у нас на парня была делана, да девкой родилась».

К вертолету кожей приросла

Копия С 1

Готовясь к поездке в Штаты на очередной саммит Международной авиационной организации Whirly Girls (у Людмилы Кошиль членский билет за номером 780), наша знаменитая на весь мир вертолетчица проходила процедуру оформления документов, в том числе нужно было и отпечатки пальцев снять – не получилось!

– А нет их у меня, – махнув рукой, говорит Людмила Алексеевна. – Все на вертолетах, да на аккумуляторах остались…

Три года после окончания авиатехникума она отработала авиатехником в Нижневартовске. А что это значит? А это значит, что приходилось восемнадцатилетней девочке вставать в четыре утра, чтобы вертолеты к полетам готовить, разогревать аккумуляторы (они ж тяжеленные!)… И все это зимой при минус 40 – 45 по Цельсию. Короче, у Люси брови отморозились – не было их, а пальцы прирастали к железным деталям так, что отрывать приходилось вместе с кожей. Все думали – не выдержит, сломается, бросит! А для нее это значило – бросить свою мечту о вертолетах, о небе.

– Я ведь характерная, – говорит Людмила Алексеевна, а у самой глаза вдруг блестеть начинают – то ли от гордости за всех девчонок, что смогли своих вершины взять, то ли от непрошенной слезы по тому, что пришлось ей перенести и пройти. – Сказала – не сверну! Вот так ,четырнадцатилетней девчонкой увидела в первый раз вертолет и решила: «Буду летать!» Я хоть и ростом маленькая, но сильная, упрямая. Никакой помощи не принимала, да не особенно мне ее и предлагали – многие мужики злорадствовали, дескать, пусть малая попробует и поймет, что не про нее это все. Оказалось – про меня.

Вот существует еще у нас дискриминация в профессия по половому признаку! Есть такие профессии, в которых женщинам уступают место неохотно, в которые не принимают, используя любую возможность. Все это испытала на себе и Людмила Кошиль, да, видимо, не одна она раз и сегодня остается она единственной в мире бортмехаником вертолета.

– Мне в Министерстве даже справку дали: «Отношение ее к женскому полу не может быть препятствием для переучивания на бортмеханика». Вот эта справка стала моей путевкой в Нижневартовскую объединенную эскадрилью, — сегодня она это вспоминает с улыбкой. – Вот там освоила три типа вертолетов МИ-4, МИ-8 и МИ-26. Четверть века будто на сверхзвуковом пролетели…

Великолепная четверка

Инна Копец, Валентина Волкова, Тамара Афанасьева и Людмила Кошиль – эти имена вошли золотыми буквами в историю не только отечественной, но и мировой авиации. Потому что это был первый женский экипаж гигантской вертолета МИ-26, которые эти девочки подняли сразу после полета испытателей. Да еще как подняли – сразу на рекорд пошли!
Когда они спускались по трапу с борта своего МИ, все в восторге замирало вокруг – не только мужики, казалось, птицы, солнце, деревья, словом, все-все с благоговейным трепетом приветствуют этих статных красавиц.

– Правило номер один: чем более мужская профессия, тем женственнее ты должна быть, – делится своими секретами Людмила Алексеевна. – Куда бы и когда я ни летела – всегда с прической, подкрашенная, в идеально сидящей форме! Мне говорили – мужская профессия возьмет верх, станешь грубой, будешь курить и ругаться матом. Назло всем не огрубела, не закурила, не заругалась!

Полеты – это и адреналин, и неповторимые красоты, и уверенность в себе, в том, что ты – сильнее стихии. Во время одного из своих рейсов Людмила Алексеевна встретила и свою любовь – Николая Григорьевича, с которым вместе уже сорок два года

– Он был именно таким, каким я представляла своего мужа, – она и сегодня говоря о нем, светится счастьем. – Красивый, крепкий, мужественный, с бородой – мужчина-победитель. Он был топографом-геодезистом, и в экипаже, который должен был забрать его группу из тайги, не была бортмеханика. Вот так мой внеплановый полет спланировал всю жизнь.

Копия С 2

Людмила Кошиль ушла с летной работы в сорок пять лет, двадцать пять из которых были посвящены небу, вертолетам. Как она говорит, ушла потому, что поняла, здоровье уже не то, чтобы ставить рекорды, а еще столько можно и нужно сделать! Решила – ушла. Только на земле столкнулась с такими трудностями, что ни один полет с ними не сравнится. Адаптация очень трудно проходила. Депрессия давила и крутила, хуже чем морская болезнь. Но и с этим справилась.

Люськины рассказы

Спустившись с небес на землю, Людмила Кошиль стала записывать воспоминания детства, истории из собственной жизни. Так и появились «Люськины рассказы». Ее книги нашли самый широкий и восторженный отклик, потому что написаны просто, понятно и очень интересно.
Людмила Алексеевна и в творчестве достигала таких же высот как и в полетах. Ее книги издаются на разных языках, в том числе и на языках народов Севера, чьи легенды, обычаи и верования вошли в «Люськины рассказы» (Лично мне особенно понравился «Последний шаман»! Обязательно прочитайте! – О.С.). Она была удостоена разных наград в области детской литературы, в том числе и звания Писатель года. Занималась она и общественной деятельностью – была депутатом Думы Ханты-Мансийского автономного округа и внесла очень существенный вклад в работу с детьми и юношеством, в поддержку народов Севера.

– А как к нам занесло? Почему именно Туапсинский район выбрали? – наверное, с этого вопроса начинать надо было.
– Как многие северяне мы с семьей ездили сюда, в Джубгу на отдых летом. И так нам тут понравилось, что было решено, как выйдем на пенсию, так сюда жить переедем, – отвечает, не задумываясь, Людмила Алексеевна. — А тут еще и подруга моя Дина Мартыненко (Именно с подачи Дины Дмитриевны мы и узнали о том, какая замечательная землячка у нас появилась! Спасибо ей за это знакомство! – О.С.) по соседству – уже весело. Хорошо здесь! Вон, посмотрите, какой виноградник мой муж закладывает!

Мы долго говорим обо всем на свете: Людмила Алексеевна – прекрасная рассказчица. Говорим об истории, о культах шаманов, о Севере, о небе. Но и этого нам мало! Мы начинаем вместе с удивительной и легкой на выдумки хозяйкой примерять летные атрибуты – шлем, пилотку, шарф (сама Людмила Алексеевна к большому удовольствию супруга надела полностью летную форму), фотографируемся и даже поем «Кожаные куртки, сброшенные в угол…», оказывается, любимую песню в этой семье. Очень не хочется уходить, и, главное, понимаешь, что еще о многом не успели расспросить, что многое по объему не войдет в одну газетную статью. Может, это и к лучшему? Значит, будут поводы увидеться, встретиться, поговорить. С замечательной, действительно «людям милой» женщиной, умеющей летать и меряющей свой рост нет от пяток к макушке, а от головы до неба.

2 декабря 2025

 «Год открытых дверей на ТБТ»: продолжение – в 2026 году!

Об этом заявил директор терминала Павел Кузнецов во время новой встречи в «Гостиной ТБТ» в Молодёжном центре округа. В этот раз её участниками стали студенты ТСПК и ТГМТ

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Напомним, главная цель «Года открытых дверей на ТБТ» – ближе познакомить туапсинцев с деятельностью одного из градообразующих предприятий порта Туапсе. В 2025 году туапсинские старшеклассники, студенты, волонтёры узнавали о работе производственного комплекса ТБТ, о специфике перевалки минеральных удобрений и о природоохранных проектах, о перспективах трудоустройства и профессионального роста специалистов. Встречи проходили и на самом предприятии, и в «Гостиной ТБТ» в молодёжном центре, где в неформальной обстановке молодёжь получала прямые и компетентные ответы на свои вопросы.

– Туапсинский балкерный терминал – единственный в России на Чёрном море, который специализируется на перевалке минеральных удобрений. Он был построен исходя из удобного географического положения и наличия транспортной инфраструктуры, обеспечивающей бесперебойную работу по выгрузке, кратковременному хранению и погрузке удобрений в режиме «24 на 7», то есть круглосуточно, – рассказал студенческой аудитории исполнительный директор ТБТ Павел Кузнецов. – Сегодня минеральные удобрения – один из самых востребованных продуктов во всём мировом пространстве, ведь от них напрямую зависит не только повышение урожая сельхозкультур, но и рост показателей животноводства.

Читать далее
7 ноября 2025

Россияне получили возможность сообщать об атаках беспилотников через мобильное приложение

Снимки дронов можно отправлять даже в ночное время

Мобильное приложение, с помощью которого можно сообщить об увиденных БПЛА, ракетах, взрывах, подозрительных объектах и ДРГ, разработали в Народном фронте. «РАДАР.НФ» на сегодняшний день является единственным мобильным приложением в России с такими функциями.

Скачать его можно на сайте Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию", а также в телеграм-боте и некоторых магазинах приложений. Более подробно здесь https://onf.ru/radar.

Читать далее
28 октября 2025

Год открытых дверей на ТБТ: сначала в гости, а потом и на работу

В «Гостиной ТБТ» на базе Молодёжного центра Туапсинского округа студенты встретились с исполнительным директором Туапсинского балкерного терминала Павлом Кузнецовым и получили ответы из первых рук на все свои вопросы

Фото: пресс-служба Туапсинского балкерного терминала

Туапсинский балкерный терминал по праву называют уникальным предприятием на Черноморском побережье. Круглогодичный порт с непрерывным режимом работы, расположенный практически в центре города, ТБТ стал единственным специализированным комплексом по перевалке минеральных удобрений на Юге России.

При этом терминал – большая отлаженная система и единый организм – одно из самых открытых предприятий в Туапсинском округе. О своей деятельности ТБТ подробно рассказывает в СМИ и соцсетях, а в рамках проекта «Год открытых дверей» на терминале проходят экскурсии, на которых жители города могут познакомиться с производственным процессом, как говорится, вживую.

Читать далее
10 октября 2025

Ожидание с фронта: одна, но не одинокая

Как живёт Альбина Варельджян, жена оператора БПЛА, пока муж на передовой

Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора

ДОМ, ГДЕ СЛЫШНО МОЛИТВУ
Неподалёку от сельской часовни во дворе Альбины бегает ручной козлёнок – рогатый, но ласковый, бережно щиплет за рукав. На лугу рядом – разномастное стадо, привычное к людям. Патриотическая символика здесь уместна и естественна: между клумбами – флаги, старая «четвёрка» окрашена в цвета триколора.

Хозяйка – загорелая, поджарая, с искристыми карими глазами. Две косы, повязка-бандана – и собранность человека, который научился жить в разлуке, не теряя достоинства.

Читать далее
3 октября 2025

Работа в порту ТБТ – гавань инноваций и трудовых традиций

Какие подходы к управлению персоналом применяются сегодня на предприятии портовой отрасли, мы узнали в беседе с директором по персоналу и административным вопросам ООО «ТБТ» Анной Гаврюшевой Туапсинский балкерный терминал – такая же «визитка» Туапсе, как и Чёрное море: с одной стороны – мощный комплекс транспортного узла Юга России по перевалке минеральных удобрений. С другой – поддержка социального развития региона, рабочие места для туапсинцев

– Анна Анатольевна, Туапсинский балкерный терминал – одно из крупных, значимых в масштабах региона и страны предприятий, на котором трудятся туапсинцы. Сколько человек работает на ТБТ, есть ли уже семейные трудовые династии?

– На сегодня в Туапсинском балкерном терминале работают 214 человек. За 22 года туапсинской истории предприятия успели сформироваться в коллективе и трудовые династии. Так, пятнадцать лет трудится на предприятии семья – Юрий и Валерия Канивец, десять лет – трудовой стаж на ТБТ Александра и Натальи Скориковых, с прошлого года на терминале вместе работают Иван и Анастасия Колисниченко. И это далеко не все: есть и примеры того, как приходят в коллектив дети сотрудников. Сегодня на предприятии работают отец и сын Дроздовы – вдохновлённый рассказами отца, Сергея Дроздова, решил связать судьбу с терминалом сын Эдуард. Стал родным коллектив и для Закара и Арсена Кочконян, для Андрея и Ивана Черновол, вместе с мамой Евгенией Черепок работает сын Дмитрий. Думаю, ряды семейных трудовых династий будут расти, ведь на нашем предприятии созданы все условия для качественной, интересной работы, а также для социальной поддержки сотрудников и их семей.

Читать далее

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее