6 ноября 2023

Старейшина Агуй-Шапсуга

Салим Мафагел — человек, которого знают и уважают все шапсуги. С 92 летним старейшиной говорили о прошлом и будущем адыгского народа, традициях и, конечно, о межнациональных отношениях

Фото: Анна Бурлакова

Дом Мафагела стоит на улице Шапсугской, в самом начале аула, как бы по праву старшего, первым приветствуя и встречая всех въезжающих в  Агуй-Шапсуг. Хозяин вышел на освещенный осенним солнцем двор, где под навесом, на столе в лучших традициях было подготовленно сезонное угощение — зрелая янтарная хурма.

Как это принято у адыгов, двор родительского дома граничит с дворами детей, чтобы все были рядом. У Селима Хатыновича четверо детей, четверо внуков, четверо правнуков. Со своей супругой Нуретой из рода Нагучевых они живут в любви и согласии уже 62 года, подавая пример взаимного уважения и заботы молодому поколению.

Чистый ухоженный двор, где есть всё, чтобы встретить гостей, дать отдохнуть с дороги, беседовать с ними. Птицы, беспечно щебечущие на садовых деревьях, и два равнодушных к ним рыжих кота — даже это располагало к душевному разговору со старейшим жителем аула Агуй-Шапсуг.

Фото: Анна Бурлакова

– Салим Хатынович, что решают старейшины сегодня? Часто ли обращаются к ним?

– Начинается всё с воспитания в семье — с кружки воды, с просьбы. Сказал старший – принеси, дай, сделай, значит, нужно сделать. Всё зависит от уважения — к старшим, к своему роду, к себе, к человеку. Так воспитывали наших родителей, так воспитывали нас, мы старались так воспитывать своих детей. Но многое изменилось, многое упущено. 

Совет старейшин в ауле возродился в 2002 году, до этого примерно полвека все держалось на традициях, привитых в семье. Много времени нужно, чтобы вернуть ту силу, которую когда-то имел совет старейшин. Вот, к примеру, собираем собрание, должны прийти двести человек, а приходят двадцать. Понятно, что люди заняты, работа у всех, дела…. Тем не менее, слово старших остается для большинства нашей молодежи законом, к нашему мнению прислушиваются.

В 2002 году в совет старейшин  входило 15 человек, а сейчас осталось всего пять, где по возрасту Салим Мафагел самый старший

Фото: Анна Бурлакова

– Мы видим, как по всему миру на национальной почве вспыхивают конфликты. Всех испугало случившееся в дагестанском аэропорту. Вроде бы все воспитывались в одной стране. Как такое могло произойти?

– Я считаю, это результат многолетней работы западных спецслужб. Годами они сеяли зерна вражды, питали их, а вот теперь — пошли плоды. Нельзя оставлять без внимания любые неуважительные, враждебные выпады против людей из-за национальности. Нужно жестко пресекать сразу. Да, люди разные, но ценности у всех народов одинаковые — дом, семья, продолжение рода. Чаще к природе обращаться надо, радоваться жизни, беречь чистоту воды, леса, чистоту мыслей.

Люди разучились трудиться на земле. Раньше, чтобы жить, нужно было пойти за дровами, принести воду из реки, дом построить. А дома были какие! Мы жили в домах, крытых соломой и папоротником. Ставили такой дом на столбы, лозой оплетали стены, обмазывали глиной. Спали дети вместе — грели друг друга. В нашей семье было девять человек — семь детей и родители. Курицы одной хватало на два дня прокормить всех. Мамалыга, сыр — простая пища. Так все наши соседи жили в ауле.

Фото: Анна Бурлакова

Как вы считаете, какой период был самым тяжёлым для шапсугов? 

– Великая Отечественная война — страшное время для всех. А нашу семью и еще семь семей из аула выслали в Казахстан, там отец сильно заболел и умер. В родительский дом вернулись только через восемь лет. 

Но время многое меняет. Я пошёл в колхоз, он у нас богатый был! 47 лет в колхозе имени Ленина отработал – от садовода до агронома, закончил краснодарский сельхозинститут с отличием, привык жить активно, представлял наш район в краевом Совете депутатов.  

Сегодня тоже вроде бы всё есть, жизнь стала на сказку похожа. Разве не чудо, можно говорить с человеком на огромном расстоянии и видеть его, как в зеркале? Когда-то нам старики рассказывали сказки о железных птицах, об опутанном паутиной небе — разве это не провода и самолеты? 

Наука двинулась вперед, это хорошо, но люди отдалились от природы, многое утратили в человеческом общении. Не только у нас, повсюду.

Остаться людьми помогут только корни, возвращение к тому, что ценили предки, чему учили. А учили они прежде всего — жить в мире.

Фото: Анна Бурлакова

– Что будет дальше, каким вы видите будущее?

– Сохраняются в семьях традиции, язык, значит, сохраняется основа рода. К сожалению, на родном языке сейчас дома говорят не все. Хорошо, что у нас стали уделять внимание родному языку, в школе нашего аула детей учат говорить, читать, писать на адыгейском языке. И не только в нашей школе. 

Время многое меняет в нашей жизни, в быту. Уже нет жесткого следования некоторым традициям. Раньше, перед тем как создать семью, молодые люди получали согласие старейшин. Теперь всё чаще создаются семьи межнациональные. Имена детям дают не только адыгейские, у моих дочерей, например, русские имена. Потому что живем все на одной земле, перенимаем друг у друга что-то, это — нормально. Но есть главное, что нельзя терять — уважение к себе и к другому человеку, какой бы национальности, веры он ни был! Вот тогда сохранить можно больше культуры, традиций, обычаев.

Очень хорошо, что у нас открыли  «Центр национальной культуры причерноморских адыгов-шапсугов «Шапсугия», стену Памяти — молодежь может многое узнать о своем народе.

Фото: Анна Бурлакова

– Салим Хатынович, вопрос банальный, но я обязана его задать, по вашему мнению, есть какой-то рецепт долголетия? Как прожить долго и сохранить ясность ума?

– Чаще обращайтесь к своему организму. Заболит колено — спросите, почему? На самом деле наш организм сам подсказывает, что ему нужно. Не теряйте интерес к жизни, читайте. Я вот каждый день читаю. Книгу написал. Материал набрал на вторую книгу — о происхождении шапсугов, у меня есть не просто интересная теория, но и факты. Двигайтесь больше! Человеку для счастья и хорошей жизни надо всего несколько вещей: чистая вода, чистый воздух, чистая пища, свет и тепло. А еще — не забывать кто, ты откуда: все люди на земле — от одной пары рождены, из одной семьи.

«Мафагел» значит «летом рожден». В давние времена давали имена говорящие. Ребенок только появился на свет, а уже понятно какого он рода. Например, «нагуч» (с ударением на первый слог) переводится как «железные глаза», значит, зоркий. «Хунтыж» – волк.  Так каждый род хранит связь времен в имени предка. Нагучевы, Шхалаховы, Мафагел, Тхагушевы, Аллало — за каждым вековая история, которую Салим Мафагел собрал в книгу. Десять лет работал, находя по крупицам факты из семейных архивов земляков

20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее
22 ноября 2024

Откуда в Туапсе уральский хлеб

Наш пост в соцсетях про уральский хлеб собрал много добрых отзывов. Обычно граждане активно реагируют на негатив. А тут! масса добрых высказываний и пожеланий. Значит, надо ехать в пекарню.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Это - на улице Уральская. Поэтому хлеб туапсинский народ прозвал уральским. Нас встречают Артур Алтунян с супругой Арминой. Ведут нас в небольшой аккуратный производственный цех. Хлебопёки трудятся слаженно и быстро как на конвейере - каждый выполняет свою функцию. Тесто на глазах превращается в аппетитные хрустящие булки. И вот они уже в лотках. Приезжают экспедиторы, забирают небольшими партиями. Сразу развозят по городу. Так по два-три раза в день. Поэтому уральский хлеб на прилавках всегда свежий и часто ещё теплый.

-Расскажите, у вас есть какой-то особый рецепт? Почему у вас хлеб такой вкусный? – интересуемся мы.

Читать далее
29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее