14 сентября 2013

Мамины письма на фронт ограждали от пуль и от бед

Из Берлина, в 1948 году, после семи долгих лет, на которые растянулась для него война, Вадим Судзиловский привез целый чемодан … писем от мамы и сестры.

По военному билету Вадима Николаевича Судзи-ловского можно изучать историю Великой Отечественной войны, ее героических битв и фронтов. В ракетной артиллерии он бил фашистов на Сталинградском, на Брянском, на Воронежском фронтах, шел с боями с 1-м Украинским фронтом, воевал на Ленинградском, и добивал врага в его логове, в Берлине, в 1945 году с 1-м Белорусским фронтом.

В 1941 году кубанскому юноше (Вадим вырос в Кропоткине) не было и 18. Он стал курсантом Орджоникидзевского училища связи. Училище перебросили в Тбилиси, и курсанты прошагали туда пешком. И через 9 месяцев в звании лейтенанта Судзиловский, с такими же, как он, необстрелянными молодыми офицерами, прибыл в Москву получать секретное оружие. Это были установки залпового огня БМ-31-12.

– Мы с «андрюшами» обеспечивали Красной Армии наступление, – говорит Вадим Николаевич.
– Кто же такие эти «андрюши»?
– Это родной брат «катюши», «андрюшами» на фронте окрестили переносные реактивные артиллерийские комплексы, – улыбается Вадим Николаевич. – Оружие, состоящее из направляющих рельсов и устройства наведения. Сначала они были на ЗИС-151, но потом их стали делать на базе американского грузовика «студебеккер». Привезли, сняли с машин и готовы к работе. Длина снаряда – 180 сантиметров, – разводит он руки на всю ширину.

И говорит фразу из тех далеких, жестких лет:

– Наводишь, и прямо Гитлеру в лоб!

Вадим Николаевич Судзиловский и на 90-м году жизни поражает разворотом плеч, ростом и породистой красотой. А каким же он был в молодости! Для военной работы с огромными снарядами, с уникальными установками, наверное, специально отбирали богатырей.

– Часть наша была засекреченной. Отстреляли, и нужно быстро передислоцироваться. Перебрасывали с места на место, чтобы фашисты не раскрыли. На каждой машине – ящик со взрывчаткой и бикфордов шнур. В случае риска экипаж был обязан взорвать её, уничтожить реактивные системы.

Боевое крещение Вадим Судзи-ловский прошел в декабре 1942 года на Сталинградском фронте и бил там фашистов до февраля 1943-го. Там. под Сталинградом тяжелая реактивная минометная батарея стала для лейтенанта родным домом. Командир взвода управления дивизиона, он организовывал связь между минометными расчетами. В его ведении были радиосвязь, топография и разведка. Под Сталинградом они даже строили снежные стены, чтобы фашисты не догадались, что они подвозят снаряды.
В 1943 году с февраля по июнь часть находилась на Брянском фронте. Еще в конце весны 1943 года фашисты удерживали позиции всего в 280 км от Москвы. Стремительное наступление Советской армии, начатое после Сталинградского сражения, остановилось. Немцы отбили Харьков, заняли Белгород. Разрабатывали операцию «Цитадель», чтобы окружить наши войска в районе Курска.

– Битва на Курской дуге всегда находилась в тени Сталинградского сражения. В годы войны ее не называли коренным переломом в Великой Отечественной войне, – говорит Вадим Николаевич. – 50 огненных дней и ночей страшных боев, знаменитое танковое сражение под Прохоровкой, а ведь за Курск, Орел, Белгород даже медалей не было. Это к 65-летию Победы Курский губернатор наградил нас памятной медалью, тех, кто еще жив…

Боевой путь фронтовика Судзи-ловского отмечен орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда» за взятие Варшавы, за освобождение Германии.

– В Берлине нам даже приходилось с подоконника стрелять из дома в дом, чтобы выбить засевших фашистов, – вспоминает Вадим Николаевич. – Наводили раму боевой машины для стрельбы прямой наводкой и давали оглушительный разящий залп по укрепленному дому. Фашисты уничтожены – путь пехоте открыт.

В поверженной Германии Вадим встретился с братом Олегом. Брат был на год старше Вадима, служил с первого дня войны в кавалерии.

– Видимо, цензура не вычистила в моем письме место расположения бригады, – говорит Вадим Николаевич. – А брат, часть которого была всего в 80 километрах от нас, вычислил по карте расстояние и на трофейном дамском велосипеде 21 июня приехал в замок, у которого мы стояли, севернее Берлина.

Для Вадима Судзиловского война растянулась на долгие 7 лет. В 1945-1946 году он – командир взвода связи школы сержантского состава, а до апреля 1948 года служит в Берлине помощником начальника штаба дивизиона по связи. И там после войны, после Победы, испытывал такую тоску по дому, по Родине, по маме, что если бы не ее письма, не знает, как бы и выжил.
Мария Судзиловская, библиотекарь железнодорожного училища в Кропоткине, куда и сегодня едут учиться на помощника машиниста многие туапсинцы, отправляла сыну в Германию не просто письма, в них были рисунки и даже полевые цветы Кубани. И вся любовь и забота матери. Это для страны он боевой офицер, победитель, фронтовик. А для матери – двадцатилетний мальчик, «дорогой мой сыночек». В год Победы, 1945-м, ему был всего 21 год…

Наталья Федоровна, супруга, с которой Вадим Николаевич вместе уже 63 года, рассказывает, что ее избранник привез из Берлина чемодан писем от мамы и сестры. Да альбом фотографий: «Это другие везли одежду, посуду, обувь», –говорит она. «Ну, не все», – поправляет ее справедливый до кончиков ногтей Вадим Николаевич, и в этой поправке и характер, и отпечаток должности: Вадим Николаевич до пенсии работал в Туапсе председателем городского народного суда.

20 декабря 2024

Турецкие фуры в Туапсе: вода – йок, туалет – йок

Туапсинский район заполонили турецкие фуры. Они стоят и ползут повсюду – в городе, на обочинах федеральной трассы. Их сотни, а кажется, что уже и за тысячу.

Обычно турецкие фуры возвращаются из России домой через Грузию. Но КПП «Верхний Ларс» был закрыт из-за снегопада, там скопились тысячи фур. Часть из них (у кого совсем горят сроки) их хозяева пообещали перевезти паромом из Туапсе. Они приехали, но шторм нарушил планы.

Сегодня почти полный штиль, но мы решили узнать, как долго турецкие фуры пробудут у нас, как выживали водители-иностранцы в такой ситуации. 

Читать далее
22 ноября 2024

Откуда в Туапсе уральский хлеб

Наш пост в соцсетях про уральский хлеб собрал много добрых отзывов. Обычно граждане активно реагируют на негатив. А тут! масса добрых высказываний и пожеланий. Значит, надо ехать в пекарню.

Фото: Анна Бурлакова, "Туапсинские вести"

Это - на улице Уральская. Поэтому хлеб туапсинский народ прозвал уральским. Нас встречают Артур Алтунян с супругой Арминой. Ведут нас в небольшой аккуратный производственный цех. Хлебопёки трудятся слаженно и быстро как на конвейере - каждый выполняет свою функцию. Тесто на глазах превращается в аппетитные хрустящие булки. И вот они уже в лотках. Приезжают экспедиторы, забирают небольшими партиями. Сразу развозят по городу. Так по два-три раза в день. Поэтому уральский хлеб на прилавках всегда свежий и часто ещё теплый.

-Расскажите, у вас есть какой-то особый рецепт? Почему у вас хлеб такой вкусный? – интересуемся мы.

Читать далее
29 октября 2024

Туапсинец стал волонтером ещё до начала СВО

Ваге Арутюнян рассказал, как это произошло, в чем сегодня нуждаются бойцы, о своих поездках в зону спецоперации.

Ваге Арутюнян - координатор БФ «Колокол-Туапсе», на его счету десятки поездок с доставкой гуманитарных грузов в Донецкую, Луганскую, Курскую, Белгородскую область.

По его словам, еще до начала СВО случайное знакомство переросло в желание помогать тем, кто борется с нацистами на Украине.

Читать далее
19 сентября 2024

Туапсинка Екатерина Дудченко рассказала, как после войны училась в Херсонской области

Нашей подписчице Екатерине Дудченко 85 лет. Ей исполнилось семь в 1946 году. Она жила с родителями в Каховке. Там она пошла в первый класс.

«Сначала мы ходили не в школу, а в приспособленное помещение, - вспоминает Екатерина Федоровна. – Сидели в классе прямо на полу, потому что сидеть было не на чем. Учительница стояла у окна. А мы на колени себе клали фанерку, а на фанерку бумагу. У большинства детей вместо бумаги газеты были.

У меня было что-то наподобие блокнота. Дядя был бухгалтером в селе, вот и дал мне блокнот. Чернила стояли у нас рядом на полу.

Читать далее
17 сентября 2024

Как туапсинский токарь стал Фазой-артиллеристом

Никита служит сейчас на Донецком направлении. Его призвали в сентябре 2022 года в первую неделю объявленной частичной мобилизации.

Он даже заранее собрал вещи, потому что был уверен, что мобилизуют. Не дождавшись повестки, по звонку из военкомата сам приехал.

До этого Никита закончил Краснодарский машиностроительный колледж (КМСК) и получил специальность – токарь. Прошел обучение в ДОСААФ на права категории «С», отслужил срочную службу. Работал оператором газораспределительной станции в родном поселке.

Читать далее